Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа
Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.
Необходимо
отметить, что состав и структура,
финансовой системы в стране не является
неизменной. По мере развития и совершенствования
экономических отношений в
2.2
Анализ изменения
структуры государственного
бюджета РБ в
2010 году.
В
январе-сентябре текущего года объем
валового внутреннего продукта составил
116,6 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых
ценах на 6,6% по сравнению с январем-сентябрем
2009 года. Производство промышленной продукции
возросло на 10,3% по сравнению с тем
же периодом прошлого года, составив 114,7
трлн. рублей. При этом запасы готовой
продукции промышленности на складах
на 1 октября 2010 года составили 5,3 трлн.
рублей, или 54,2% к среднемесячному
объему производства промышленной продукции
(на 1 октября 2009 года они составляли
77,8% среднемесячного объема производства
продукции).
Экспорт
товаров и услуг в январе-
Прибыль
от реализации продукции, товаров, работ,
услуг (без субъектов малого предпринимательства)
за девять месяцев 2010 года увеличилась
по сравнению с январем-сентябрем
2009 года на 23,1% в номинальном выражении,
или на 15% в реальном выражении (скорректировано
на индекс потребительских цен), прибыль
до налогообложения – на 22,1 и 14,1%
соответственно.
Индекс
потребительских цен за девять месяцев
текущего года составил 106,8%, или в
среднемесячном исчислении за период
с начала года – 100,7%.
Исполнение бюджета.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь выведен из
состава республиканского бюджета. Его
показатели на 2010 год утверждены Законом
Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года
№70-З «О бюджете государственного внебюджетного
Фонда социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь на 2010 год». В
целях сопоставимости
данных показатели республиканского
и консолидированного
бюджетов за 2009 год также
приведены без ФСЗН.
В
январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного
бюджета составили 34,6 трлн.
рублей, что на 5,1% больше, чем
в январе-сентябре 2009 года (в реальном
выражении, скорректированные на индекс
потребительских цен, меньше на 1,8%),
рис. 2.1. Удельный вес доходов консолидированного
бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре
2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего
года.
Рис. 2.1.
Динамика поступления доходов консолидированного
бюджета
Основными
доходными источниками остаются
налог на добавленную стоимость,
доходы от внешнеэкономической
Доля
НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых
доходов от внешнеэкономической
деятельности в доходах консолидированного
бюджета составила 64,8%. При этом 32,4%
всех поступлений в бюджет обеспечено
за счет налога на добавленную стоимость,
11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности (См Приложение 2).
Задолженность
по платежам в бюджет и государственные
целевые бюджетные фонды по состоянию
на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд.
рублей и уменьшилась по сравнению
с началом года на 29,6%, по сравнению
с тем же периодом 2009 года – на
40,6% в реальном выражении. Отношение
недоимки к скользящим годовым
доходам консолидированного бюджета
сократилось с 0,15% на 1.10.2009 г.
до 0,09% на 1.10.2010 г.
Расходы
консолидированного
бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы
в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению
с январем-сентябрем 2009 года расходы в
реальном выражении увеличились на 0,9%.
Расходы
консолидированного бюджета в разрезе
функциональной классификации увеличились
по всем разделам, кроме «Национальной
экономики». Наиболее значительно (в
реальном выражении) возросли расходы
по разделам «Социальная политика»
– на 18,9%, «Общегосударственные расходы»
- на 12,7% (в том числе расходы
на Государственную инвестиционную
программу – на 19,2%), «Здравоохранение»
- на 10%. Финансирование по разделу «Национальная
экономика» сократилось на 22,2%.
Рост
расходов по разделу «Социальная
политика» в определяющей мере обусловлен
увеличением помощи в обеспечении
граждан жильем. За девять месяцев
текущего года на эти цели направлено
в 1,4 раза в реальном выражении средств
больше, чем за тот же период 2009 года.
Удельный вес расходов в целом
по разделу «Социальная политика»
в январе-сентябре 2010 года в структуре
расходов консолидированного бюджета
увеличился по сравнению с январем-сентябрем
2009 года на 1,5 процентных пункта,рис. 2.2.
В
расходах консолидированного бюджета
за январь-сентябрь 2010 года в разрезе
экономической классификации
Рис. 2.2.
Структура расходов консолидированного
бюджета
Удельный
вес средств консолидированного
бюджета в финансировании инвестиций
в основной капитал в январе-сентябре
текущего года составил 18,7%. Опережающими
темпами финансировалось
В
январе-сентябре 2010 года консолидированный
бюджет исполнен с дефицитом в
размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП
(в январе-сентябре 2009 года дефицит
составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к
ВВП).
Расходы
консолидированного бюджета в январе-сентябре
текущего года сложились на 46,3% из
расходов республиканского бюджета
и 53,7% - расходов местных бюджетов. Удельный
вес доходов республиканского бюджета
в доходах консолидированного бюджета
составил 61,8%.
Доходы
республиканского бюджета составили
21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении)
к уровню января-сентября 2009 года. Расходы
республиканского бюджета профинансированы
в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше,
чем в январе-сентябре 2009 года.
Более
трети (37,3%) всех поступлений в республиканский
бюджет обеспечено за счет поступлений
налога на добавленную стоимость. По
сравнению с январем-сентябрем 2009
года его объем увеличился на 24,2%
в реальном выражении. Налог на прибыль
в январе-сентябре 2010 года увеличился
на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского
бюджета. Поступления акцизов возросли
на 19%. Удельный вес этого источника доходов
республиканского бюджета составил 14,9%.
В
январе-сентябре текущего года финансирование
расходов из республиканского бюджета
почти по всем разделам функциональной
классификации осуществлялось выше
уровня января-сентября 2009 года. Наиболее
значительно увеличились
В
январе-сентябре 2010 года расходы республиканского
бюджета превысили доходы на 2,1 трлн.
рублей, или 1,8% ВВП.
В
текущем году бюджетно-финансовая и
налоговая политика ориентирована
на стимулирование высоких темпов экономического
роста и обеспечение повышения
благосостояния граждан, сохранение стабильности,
устойчивости и сбалансированности
бюджетов всех уровней, обеспечение
безусловного исполнения социальных обязательств
государства перед обществом.
3. Финансовая политика государства.
Финансовая
политика как составная часть
экономической политики государства
является одной из приоритетных сфер
государственного регулирования экономики.
В ней конкретизируются главные
направления развития народного
хозяйства, разрабатывается механизм
регулирования и стимулирования
социально-экономических
Финансовая
политика активно влияет на экономическое
развитие общества. Посредством финансовой
политики определяются: условия формирования
и использования прибыли; условия
кредитования; налогообложение; регулирование
цен; таможенные пошлины; порядок регулирования
уровня заработной платы и др.
Проведение
финансовой политики базируется по определенным
принципам. К ним можно отнести:
Финансовая
политика, должна быть направлена на обеспечение
устойчивого экономического роста,
социального развития и значимости
государства в мировом
Содержание
финансовой политики
многогранно и определяется единством
трех основных звеньев:
Методологическим
условием и предпосылкой выявления
сущности финансовой политики являются
финансовые отношения, а их основой
- отношения между государством и
хозяйствующими субъектами по поводу
формирования финансовых ресурсов и
их использования. Свое практическое воплощение
финансовая политика в лице государства
реализует через финансовый механизм,
его рычаги и стимулы.
Основными
целями финансовой политики являются
наиболее полная мобилизация финансовых
ресурсов и соответствующее наращивание
государственных финансов, необходимых
для удовлетворения потребностей общества.
Ради их достижения средствами финансовой
политики изыскиваются резервы и
создаются условия, благоприятствующие
развитию малого бизнеса и предпринимательской
деятельности. Одновременно определяются
рациональные формы изъятия доходов
предприятий и населения в
пользу государства, а также доля
участия населения в
К
целям финансовой политики также
относятся увеличение бюджетной
обеспеченности жителей, повышение
уровня доходов на душу населения
и обеспечение социальных нормативов
уровня жизни.
Финансовая
политика государства призвана обеспечивать
нормальное функционирование финансовой
системы общества и на этой основе
эффективнее осуществлять свои функции
- социальные, экономические, экологические,
оборонные и др.
Информация о работе Финансовая система РБ и пути её совершенствования