Финансовая система РБ и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 81.17 Кб (Скачать)

     Необходимо  отметить, что состав и структура, финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования  экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с  Россией и другими странами в  составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. 

     2.2 Анализ изменения  структуры государственного  бюджета РБ в  2010 году. 

     В январе-сентябре текущего года объем  валового внутреннего продукта составил 116,6 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 6,6% по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Производство промышленной продукции  возросло на 10,3% по сравнению с тем  же периодом прошлого года, составив 114,7 трлн. рублей. При этом запасы готовой  продукции промышленности на складах  на 1 октября 2010 года составили 5,3 трлн. рублей, или 54,2% к среднемесячному  объему производства промышленной продукции (на 1 октября 2009 года они составляли 77,8% среднемесячного объема производства продукции).  

     Экспорт товаров и услуг в январе-сентябре  текущего  года  увеличился по  сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 18,6%, импорт товаров и услуг  – на 18,3%.  

     Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за девять месяцев 2010 года  увеличилась  по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 23,1% в номинальном выражении, или на 15% в реальном выражении (скорректировано  на индекс потребительских цен), прибыль  до налогообложения – на 22,1 и 14,1% соответственно. 

     Индекс  потребительских цен за девять месяцев  текущего года составил 106,8%, или в  среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,7%.  

       Исполнение бюджета. С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН. 

     В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного  бюджета  составили  34,6  трлн.  рублей,  что на 5,1% больше, чем  в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рис. 2.1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего года.  

     

Рис. 2.1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета 

     Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления  налога на добавленную стоимость  – на 19,5%, налога на прибыль –  на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении ( См Приложение 1). 

     Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (См Приложение 2). 

     Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию  на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей  и уменьшилась по сравнению  с началом года на 29,6%, по сравнению  с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение  недоимки к скользящим  годовым  доходам консолидированного бюджета  сократилось с  0,15%  на 1.10.2009 г.  до  0,09%  на 1.10.2010 г.  

     Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы  в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.  

     Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной  экономики». Наиболее значительно (в  реальном выражении) возросли расходы  по разделам «Социальная политика»  – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы  на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная  экономика» сократилось на 22,2%.   

     Рост  расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. За девять месяцев  текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств  больше, чем за тот же период 2009 года.  Удельный вес расходов в целом  по разделу «Социальная политика»  в январе-сентябре 2010 года в структуре  расходов консолидированного бюджета  увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта,рис. 2.2. 

     В расходах консолидированного бюджета  за январь-сентябрь 2010 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 74% в общих  расходах, в том числе расходы  на заработную плату рабочих и  служащих в бюджетном секторе  и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов. 
 

Рис. 2.2. Структура расходов консолидированного бюджета 

     Удельный  вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных  средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади, введенного в эксплуатацию жилья. 

     В январе-сентябре 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП  (в  январе-сентябре 2009 года  дефицит  составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5%  к  ВВП). 

     Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года сложились на 46,3% из  расходов республиканского бюджета  и 53,7% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета  в доходах консолидированного бюджета  составил 61,8%.  

     Доходы  республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы  республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.  

     Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский  бюджет обеспечено за счет поступлений  налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 19%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,9%. 

     В январе-сентябре текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета  почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы  по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу  «Национальная экономика» сократилось  на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем  прошлого года. 

     В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.  

     В текущем году бюджетно-финансовая и  налоговая политика ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение  повышения  благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение  безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Финансовая политика государства.

    1. Содержание, задачи и требования к финансовой политике.
 

   Финансовая  политика как составная часть  экономической политики государства  является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов  финансовыми методами. 

   Финансовая  политика активно влияет на экономическое  развитие общества. Посредством финансовой политики определяются: условия формирования и использования прибыли; условия  кредитования; налогообложение; регулирование цен; таможенные пошлины; порядок регулирования уровня заработной платы и др. 

   Проведение  финансовой политики базируется по определенным принципам. К ним можно отнести: 

  • изучение  и учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение  новых тенденций и явлений  экономического развития;
  • учет конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов;
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития;
 

   Финансовая  политика, должна быть направлена на обеспечение  устойчивого экономического роста, социального развития и значимости государства в мировом сообществе. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуществления  совместных мероприятий, в том числе  по привлечению иностранного капитала в экономику. 

   Содержание  финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев: 

  1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития. Она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
  2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, с учетом специфики внутренней и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей страны. С этой целью изучаются накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт;
  3. осуществление практических действий, направленных достижение поставленных целей.
 

   Методологическим  условием и предпосылкой выявления  сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой - отношения между государством и  хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и  их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства  реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы. 

   Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание  государственных финансов, необходимых  для удовлетворения потребностей общества. Ради их достижения средствами финансовой политики изыскиваются резервы и  создаются условия, благоприятствующие развитию малого бизнеса и предпринимательской  деятельности. Одновременно определяются рациональные формы изъятия доходов  предприятий и населения в  пользу государства, а также доля участия населения в формировании финансовых ресурсов. 

   К целям финансовой политики также  относятся увеличение бюджетной  обеспеченности жителей, повышение  уровня доходов на душу населения  и обеспечение социальных нормативов уровня жизни. 

   Финансовая  политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции - социальные, экономические, экологические, оборонные и др. 

Информация о работе Финансовая система РБ и пути её совершенствования