Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:07, курсовая работа
Финансовая система- это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Финансовая система: ее структуры и функции………………………………..
1.1 Структура и основные составляющие финансовой системы……………..
1.2 Функции финансов…………………………………………………………….
2. Государственный бюджет и его роль в экономике………………………….
2.1 Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета……
2.2 Роль государственного бюджета в экономике…………………………….
3. Финансовые кризисы: сущность,причины последствия ………………..
3.1 Финансовые кризисы: структура,причины и функции…………………….
3.2 Последствия и пути выхода мирового финансового кризиса…….
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ОРЛОВСКИЙ Государственный ИНСТИТУТ Экономики и торговли
№ зачётной книжки __________________
тема:_________________________
______________________________
Ф.И.О.
______________________________
Допущена к защите:
______________________________
Оценка работы:
______________________________
Рецензент:
______________________________
(Ф.И.О., ученое звание, степень)
______________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Финансовая система: ее
1.1 Структура и основные составляющие финансовой системы……………..
2. Государственный бюджет и его роль в экономике………………………….
2.1 Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета……
2.2 Роль государственного бюджета в экономике…………………………….
3. Финансовые кризисы: сущность,причины последствия ………………..
3.1 Финансовые кризисы: структура,
3.2 Последствия и пути выхода мирового финансового кризиса…….
1. Финансовая система:
ее структуры и функции
Финансовая
система- это совокупность финансовых
отношений. По природе своей финансовые
отношения являются распределительными,
причем распределение стоимости осуществляется
прежде всего по субъектам. Субъекты формируют
денежные фонды целевого назначения в
зависимости от того, какую роль они играют
в общественном производстве: являются
ли непосредственными его участниками,
организуют ли страховую защиту или осуществляют
государственное регулирование. Именно
роль субъекта в общественном производстве
выступает в качестве первого объективного
критерия классификации финансовых отношений.
В современных условиях роль и значение
государства во всех странах возрастают,
вследствие чего возрастают и затраты
общества на его содержание. Как показывает
практика современной рыночной экономики,
основной причиной этой тенденции является
изменение содержания функций государства
в обществе. Если причина создания государства
стремление человека к разделению труда,
то становится ясно, что главная задача
государства та, ради чего оно первоначально
создавалось: оно должно обеспечить наиболее
эффективное разделение труда. Оно должно
создать систему, обеспечивающую удобное
и эффективное разделение труда с низкой
долей затрат на осуществление товарообмена.
Доля затрат на осуществление товарообмена
называется издержками обращения. В издержки
обращения можно включить все непроизводственные
доходы, возникающие с момента производства
товара до того, как он был потреблен. Наиболее
известная и эффективная форма реализации
системы, обеспечивающей разделение труда,
есть система товарообмена при помощи
денег финансовая система. Финансовая
система не есть только лишь сами по себе
деньги. Она включает в себя весь комплекс
отношений связанных с товарообменом
это и банки, и схема эмиссии, и механизм
размножения денег (кредитная система),
в нее можно включить и торговые сети и
многое другое: все, что способствует товарному
обращению между субъектами производства.
Система разделения труда может быть не
только денежной, но и любой другой. Если
мы сможем придумать метод, при помощи
которого разделение труда будет реализовано
более эффективно, нежели при помощи денег,
то наверняка мы можем заменить ей денежную
систему. Например, в условиях войны государство
практически полностью мобилизует промышленность
на военные нужды и вводит директивное
управление экономикой. Ясно, что в таких
условиях нет места свободному товарообмену,
а деньги играют чисто номинальную роль.
Стало быть, механизм разделения труда,
который применяется в государстве зависит
от конкретной ситуации, в которой находится
государство. Различные формы реализации
финансовой системы по-разному стимулируют
развитие технологий, качество продукции,
удовлетворение нужд потребителей. Допустим,
что одна система создает конкурентную
среду, ведущую к технологическому прогрессу,
но не позволяет сделать количественный
скачок в объемах производства в течение
короткого времени, а другая система действует
наоборот позволяет совершить быстрый
скачок в короткое время, но не создает
конкурентную среду. Если у нас отсталое
либо разрушенное войной государство,
то мы можем применить второй вариант
финансовой системы на достаточно небольшой
срок. После совершения рывка в объемах
производства, тогда, когда потенциал
этой системы «выдохнется», мы должны
применить первый вариант на неопределенный
исторический срок. Если мы придумаем
какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую
разделение труда, то она может быть вполне
приемлемой. Единственным критерием ее
приемлемости может быть лишь то, насколько
удобно при этом осуществляется товарообмен,
насколько велики издержки, возникающие
при этом, насколько она стимулирует технический
прогресс. Например, в сегодняшней России
доля производственных затрат в розничной
цене продукции зачастую составляет 20-30
% . Известны случаи, когда она доходит
до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные
затраты: надбавленная стоимость создаваемая
предпринимателем, вложившим в дело капитал,
перепродавцами продукции. Все это можно
включить в издержки обращения. Они по
порядку величины равны или превышают
в несколько раз сами производственные
затраты. Факт того, что издержки обращения
велики, говорит о том, что главная задача
государства исполняется плохо. В любой
системе важен любой фактор, влияющий
на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим
конкретную финансовую систему, то мы
можем найти в ней слабое звено. Оно может
быть, на первый взгляд, весьма незначительным.
Если мы воздействуем на него, мы можем
порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать
систему и достигнуть разрушения всей
системы. В современных условиях финансовая
система состоит их четырех звеньев государственного
бюджета, муниципальных финансов, финансов
государственных предприятий и специальных
правительственных фондов. В совокупности
они и составляют своеобразную финансовую
основу социально-экономической деятельности
государства. Разные звенья финансовой
системы обслуживают разные виды финансового
распределения: внутрихозяйственное финансами
предприятий, внутриотраслевое финансами
предприятий, комплексов, ассоциаций,
межотраслевое и межтерриториальное государственным
бюджетом, внебюджетными фондами. Центральное
место в финансовой системе занимает государственный
бюджет самый крупный денежный фонд, который
использует правительство для финансирования
своей деятельности. За счет государственного
бюджета содержатся армия, полиция, значительная
часть здравоохранения, с его помощью
государство оказывает воздействие на
экономические процессы. В силу своего
особого положения государственный бюджет
взаимодействует с другими звеньями финансовой
системы, оказывая им при необходимости
помощь. Она производится путем передачи
денежных средств из центрального государственного
фонда муниципальным финансовым фондам,
фондам государственных предприятий и
специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух
взаимосвязанных и взаимодополняющих
частей: доходной и расходной. Доходная
часть показывает, откуда поступают денежные
средства для финансирования деятельности
государства, какие слои общества отчисляют
на содержание государства больше всего
из своих доходов. Расходная часть показывает,
на какие цели направляются аккумулируемые
государством средства. Структура бюджетных
расходов и доходов и доля отдельных статей
в государственном бюджете стран с рыночной
экономикой приблизительно следующие,
%: Расходы Затраты на социальные услуги:
здравоохранение, образование, социальные
пособия, субсидии бюджетам местных властей
на эти цели.40 50Затраты на хозяйственные
нужды: капиталовложения в инфраструктуру,
дотации государственным предприятиям,
субсидии сельскому хозяйству, расходы
на осуществление государственных программ.10
20Расходы на вооружение и материальное
обеспечение внешней политики, включая
содержание дипломатических служб и займы
иностранным государствам.10 20Административно-
1.2 Функции финансов.
Сущность
финансов проявляется в их функциях.
Под функциями понимается та «работа»,
которую выполняют финансы. Вопрос
о количестве и содержании функций
спорный. Некоторые известные
Однако никто не отрицает, что финансы
— это совокупность денежных отношений,
организованных государством, в процессе
которых осуществляется формирование
и использование фондов денежных средств.
И на вопрос, что является источником формирования
многочисленных фондов на разных уровнях,
ответ бывает, как правило, один — валовой
внутренний продукт. Осуществить процесс
распределения ВВП можно с помощью финансовых
инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений
и т.д., установленных государством.
Распределительные процессы имеют место
и внутри предприятия. Например, прибыль,
являясь источником формирования таких
децентрализованных фондов, как фонд производственного
и социального развития, резервного фонда
и других, выступает объектом распределения
третьего порядка. На этом уровне можно
говорить о некотором снижении государственного
регулирования распределительных отношений,
но никак не об их отмене. Да, предприятия
самостоятельно распределяют прибыльно
децентрализованным фондам, однако формирование
резервного фонда регулируется через
размер уставного капитала, минимальных
и максимальных значений прибыли, перечисляемой
в данный фонд. Поэтому можно сказать,
что распределительная функция финансов
не зависит от экономических отношений,
сложившихся в тех или иных условиях, она
связана с сущностью финансов, а потому
Если говорить о финансах в целом, то, видимо,
следует считать, что они выполняют две
основные функции: распределительную
и контрольную. Та часть финансов, которая
функционирует в сфере материального
производства, как например финансы предприятий,
и участвует в процессе создания денежных
доходов и накоплений, выполняет не только
распределительную и контрольную, но и
функцию формирования денежных доходов.
Контрольная функция финансов тесно связана
с распределительной. Среди огромного
многообразия финансовых отношений нет
ни одного, которое не было бы связано
с контролем за формированием и использованием
денежных фондов. В то же время нет и таких
финансовых отношений, которым была бы
присуща только функция
С помощью финансов государство осуществляет
распределение общественного продукта
не только в натурально-вещественной форме,
но и по стоимости. В связи .с этим становится
возможным и необходимым контроль за обеспечением
стоимостных и натурально-вещественных
пропорций в процессе
Контрольная функция финансов — это прежде
всего контроль рублем в процессе объективно
существующих денежных отношений. Он пронизывает
всю систему отношений, связанных как
с движением стоимости, так и со сменой
форм стоимости, и представляет собой
стоимостный контроль, контроль через
форму стоимости. Поскольку финансы выражают
отношения, возникающие на основе реального
денежного оборота, то контроль рублем
как функция финансов — это только контроль
реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех
стадиях создания, распределения и использования
общественного продукта и национального
дохода. Их контрольная функция проявляется
во всем многообразии хозяйственной деятельности
предприятий. Контроль рублем ведется
за производственными и внепроизводственными
затратами, соответствием этих затрат
доходам, формированием и использованием
основных фондов и оборотных средств.
Он действует на всех стадиях кругооборота
средств, при финансировании и кредитовании,
проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях
с бюджетом и другими звеньями финансовой
Объектом контрольной функции финансов
являются финансовые показатели деятельности
предприятий, организаций, учреждений.
В зависимости от субъектов, осуществляющих
финансовый контроль, различают общегосударственный,
ведомственный, внутрихозяйственный,
общественный и независимый (аудиторский)
финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный)
финансовый контроль осуществляют органы
государственной власти и управления.
Контролю подлежат объекты независимо
от их ведомственной подчиненности. Ведомственный
финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные
отделы министерств, ведомств. Эти органы
осуществляют проверки финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных предприятий,
учреждений.
Внутрихозяйственный финансовые контроль
проводится финансовыми службами предприятий,
учреждений (бухгалтериями, финансовыми
отделами). В их функции входит проверка
производственной и финансовой деятельности
самого предприятия, а также его структурных
подразделений.
Общественный финансовый контроль выполняют
отдельные физические лица на добровольных началах.
Независимый финансовый контроль осуществляют
аудиторские фирмы и службы. Объектом
данного контроля является деятельность
всех экономических субъектов.
Государственный финансовый контроль
в Российской Федерации осуществляют
высшие органы государственной власти
и управления —Федеральное Собрание и
его две палаты — Государственная Дума
и Совет Федерации..
Федеральное Собрание РФ образует Счетную
палату как постоянно действующий орган
государственного финансового контроля.
Счетная палата осуществляет контроль
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
законностью и своевременностью движения
средств бюджета в Центральном банке РФ
и иных финансово-кредитных учреждениях
РФ. В ее задачу входит определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности, проведение финансовых
экспертиз проектов федеральных законов.
Осуществляя контроль в процессе исполнения
федерального бюджета. Счетная палата
проводит анализ выявленных отклонений
от установленных показателей федерального
бюджета и подготовку предложений, направленных
на их устранение, а также на совершенствование
бюджетного процесса в целом.
Контрольные положения Счетной палаты
распространяются на все государственные
органы и учреждения в РФ, на федеральные
внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль
производится как органами региональной
власти, так и специально создаваемыми
контрольными органами. Примером такой
контролирующей организации может служить
деятельность Контрольно-счетной палаты
Московской городской Думы.
Контроль за состоянием республиканского
бюджета в Российской Федерации и его
исполнением осуществляет созданный при
высшем законодательном органе Комитет
по бюджету, налогам, банкам и финансам
Государственной Думы РФ. В его задачу
входят проведение экспертно-аналитической
работы и подготовка заключений по материалам
бюджетных посланий, вносимых в Государственную
Думу Президентом Российской Федерации.
Важную роль в осуществлении финансового
контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на
В структуре аппарата Министерства финансов
функционирует контрольно-ревизионное
управление, а в территориальных финансовых
органах — аппарат главного контролера-ревизора.
Министерством финансов и его органами
осуществляется контроль за производственно-финансовой
деятельностью предприятий, своевременным
обеспечением федерального бюджета финансовыми
ресурсами, рациональным их использованием.
Задача контроля за поступлением, целевым
и экономным использованием государственных
средств возложена на органы Федерального
казначейства Министерства финансов РФ.
Главной задачей Казначейства является
организация, осуществление и контроль
за исполнением республиканского бюджета
и государственных внебюджетных фондов.
Ему вменяется в обязанность прогнозирование
объемов государственных финансовых ресурсов,
оперативное управление ими. Казначейство
занимается также сбором, обработкой и
анализом информации о состоянии государственных
финансов, представляет высшим законодательным
и исполнительным органам государственной
власти отчетность о финансовых операциях
правительства и состоянии бюджетной
системы.
Для выполнения указанных задач органы
Казначейства наделяются большими правами:
они могут производить проверки денежных
документов на предприятиях, в учреждениях
и организациях любой формы собственности,
включая совместные предприятия; взыскивать
в бесспорном порядке средства, используемые
не по назначению, приостанавливать операции
по счетам; применять к нарушителям штрафные
санкции.
Весьма эффективным является контроль,
осуществляемый Государственной налоговой
службой. Государственная налоговая служба
создана в соответствии с Законом РСФСР
«О Государственной налоговой службе
РСФСР» (от 21 марта 1991 г.) с подчинением
Президенту. Главной задачей Государственной
налоговой службы РФ является контроль
за соблюдением законодательства о налогах,
правильностью их исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
Налоговые инспекции — это органы оперативного
финансового контроля. Они наделяются
широкими правами. Так, налоговые инспекции
осуществляют проверку денежных документов,
бухгалтерских книг, отчетов, деклараций
и других документов, связанных с исчислением
и уплатой налогов и других обязательных
платежей в бюджет, в различных министерствах
и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях
и организациях с разными формами собственности.
Одновременно налоговые инспекции могут
требовать необходимые объяснения, справки
и сведения по вопросам, возникающим при
проверках (за исключением сведений, составляющих
коммерческую тайну); обследовать любые
помещения предприятий (производственные,
складские, торговые), используемые для
извлечения доходов.
В случаях непредставления (или отказа
представить) бухгалтерских отчетов, балансов,
расчетов, деклараций и других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов
и иных обязательных платежей, налоговые
инспекции имеют право приостанавливать
операции предприятий, учреждений и организаций
по расчетным и другим счетам в банках
и иных финансово-кредитных
В случае несогласия предприятий или граждан
с принятым решением действия должностных
лиц государственных налоговых инспекций
могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.
Сегодня в системе Государственной налоговой
службы РФ трудится около 160 тыс. человек.
Такая численность объективно необходима
в связи со значительным ростом предприятий
с различными формами собственности, включая
коммерческие структуры, биржи, акционерные
общества и др.
С ростом числа налогоплательщиков постоянно
увеличивается нагрузка налоговых инспекторов.
В связи с этим возникает ряд проблем налогового
контроля. Нередки случаи, когда налогоплательщики
представляют в налоговые органы искаженные
данные, занижают налогооблагаемые доходы,
применяют все более изощренные методы
сокрытия объектов налогообложения. По
этим причинам в государственную казну
не поступают значительные суммы, подлежащие
уплате. Кроме того, сокрытие доходов не
только ослабляет бюджет, но и создает
финансовую опору для роста финансовой преступности.
Для выявления, предупреждения и пресечения
налоговых преступлений и правонарушений,
коррупции в налоговых органах, обеспечения
безопасности деятельности государственных
налоговых инспекций 24 июня 1993 г. был принят
Закон РФ «О федеральных органах налоговой
полиции».
В результате проведенных оперативно-розыскных
и контрольных мероприятий за 9 месяцев
1995 г. федеральными органами налоговой
полиции самостоятельно и во взаимодействии
с налоговыми инспекциями выявлено 27147
налоговых преступлений и правонарушений,
в том числе 9013 — в крупных и особо крупных
размерах. По фактам сокрытия доходов
(прибыли) от налогообложения, содержащим
признаки преступлений, возбуждено 2657
уголовных дел. В итоге за три квартала
1995 г. предъявлено к взысканию в бюджет 5,8 трлн.
Развитие рыночных отношений и создание
акционерных обществ привело к необходимости
создания независимого финансового контроля
— аудита. Аудит представляет собой независимую
экспертизу и анализ финансовой отчетности
хозяйствующего субъекта с целью определения
ее достоверности, полноты и реальности,
соответствия действующему законодательству
и требованиям, предъявляемым к составлению
финансовой отчетности. Аудиторство—это
принципиально новая форма контроля за
финансово-хозяйственной и коммерческой
деятельностью предприятий и организаций.
Цель аудита — установление достоверности
финансовой отчетности предприятий и
организаций и соответствия совершаемых
ими финансовых и хозяйственных операций
действующим нормативным актам. Аудитор
— не государственный служащий, а независимый
ревизор, прошедший соответствующую аттестацию
и получивший лицензию на право осуществления аудиторской
В зависимости от целей и задач выделяют
два вида аудита: внешний и внутренний.
Основными целями внешних аудиторских
проверок являются: проверка достоверности
финансовой и бухгалтерской отчетности;
экспертиза финансово-хозяйственного
состояния; оценка платежеспособности,
а также разработка рекомендаций по хозяйственной
деятельности, финансовой стратегии, налоговому
Внутренний аудит осуществляют службы
внутреннего контроля фирм, филиалов,
дочерних компаний и т.д. Он нацелен на
проведение проверок по поручению руководства.
Конкретные цели служб внутреннего аудита
определяются в зависимости от требований
руководства предприятия. Внутренний
аудит должен проводиться непрерывно.
Только таким образом можно активно и
своевременно воздействовать на ход коммерческих
и финансовых операций, вовремя устранять
недостатки в работе. Он должен охватывать
все участки хозяйственной деятельности,
носить предметный, строго направленный
характер, быть результативным.
По срокам проведения финансовый контроль
делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль
производится на стадии составления, рассмотрения
и утверждения финансовых планов предприятий,
смет бюджетных организаций, проектов
бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению
хозяйственных операций и призван не допускать
нерационального расходования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов и тем
самым предотвращать нанесение прямого
или косвенного ущерба деятельности
Текущий финансовый контроль осуществляется
в процессе выполнения финансовых планов,
в ходе самих хозяйственно-финансовых
операций. Его задачей является своевременный
контроль правильности, законности и целесообразности
произведенных расходов, полученных доходов,
полноты и своевременности расчетов с
бюджетом. Он производится повседневно
финансовыми службами с тем, чтобы своевременно
обнаружить и установить допущенные ошибки.
Оперативность и гибкость здесь имеют
первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль организуется
в форме проверок и ревизий правильности,
законности и целесообразности произведенных
финансовых операций. Основными его задачами
являются выявление недостатков и упущений
в использовании материальных, трудовых
и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного
ущерба; привлечение к административной
и материальной ответственности виновных
лиц; принятие мер по предотвращению в
дальнейшем случаев нарушения финансовой
дисциплины.
Механизм финансового контроля совершенствуется
и развивается, что способствует оздоровлению
финансов и совершенствованию финансовых
отношений в стране.
2. Государственный бюджет и его роль в экономике.
2.1 Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета.
В системе государственных
Совокупность бюджетных
- государственный бюджет
- с помощью бюджета происходит
перераспределение
- пропорции бюджетного
- область бюджетного
Взгляд на бюджет как на экономическую
категорию не сразу получил свое
признание. Лишь в последние годы
преобладающей стала точка
Сущность государственного бюджета
Сущность государственного бюджета
как экономической категории
реализуется через