Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система- это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….

1. Финансовая система: ее структуры и функции………………………………..

1.1 Структура и основные составляющие финансовой системы……………..
1.2 Функции финансов…………………………………………………………….

2. Государственный бюджет и его роль в экономике………………………….

2.1 Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета……

2.2 Роль государственного бюджета в экономике…………………………….

3. Финансовые кризисы: сущность,причины последствия ………………..

3.1 Финансовые кризисы: структура,причины и функции…………………….

3.2 Последствия и пути выхода мирового финансового кризиса…….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ работа Бегли Ягшиева.docx

— 74.79 Кб (Скачать)

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно - через  формирование и использование фонда  денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие  в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей и т.д. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.                                                                                      Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря  тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Государственный бюджет имеет  следующие функции:

1) фискальная функция означает  создание финансовой базы функционирования  государства в условиях фактического  отсутствия у него собственных  доходов (исключая доход от  государственной собственности);

2) функция экономического регулирования  - это использование государством  налогов (основного источника  доходов бюджета) для проведения  своей экономической политики;

3) социальная функция предполагает  использование государственного  бюджета для перераспределения национального дохода.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм- доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемой  в руках государства. Доходы и  расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Структура государственного бюджета

Структура государственного бюджета  в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера  административной системы, структурных  особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней  государственных административно-территориальных властей.

Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:

1) принцип единства - сосредоточение  в бюджете всех расходов и  всех доходов государства. В  государстве должна существовать  единая бюджетная система, однообразие  финансовых документов и бюджетной  классификации;

2) принцип полноты означает, что  по каждой статье бюджета учитываются  все затраты и все поступления;

3) принцип реальности предполагает  правдивое отражение доходов  и расходов государства;

4) принцип гласности - это обязательное  информирование населения об  основных расходах и источниках доходов.

В бюджете находит своё отражение  структура расходов и доходов  государства. Расходы показывают направления  и цели бюджетных ассигнований.

В свою очередь расходы подразделяются на две части: одна связана с развитием  материального производства, совершенствованием его материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому  выделяются текущие и капитальные  расходы. Текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных  средств для покрытия затрат на государственное  потребление (содержание экономической  и социальной инфраструктуры, государственных  отраслей народного хозяйства, закупки  товаров гражданского и военного характера).

Капитальные затраты -- это денежные средства, вложенные в основной капитал  и прирост запасов. К ним относят  капиталовложения за счет бюджета в  различные отрасли народного  хозяйства, инвестиционные субсидии и  долгосрочные бюджетные кредиты. В соответствии с общественным назначением расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется  специфическими формами и методами предоставления средств.  Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а именно:

1) принцип получения максимального  эффекта при минимизации затрат;

2) целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Строгое  соблюдение этого принципа препятствует  неэффективному использованию бюджетных  ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств  в меру выполнения производственных  и других показателей и с  учетом использования ранее отпущенных  средств;

4) безвозвратность и бесплатность бюджетных ассигнований.

Бюджетное финансирование может выполняться  в двух формах:

1) финансирование по системе "нетто-бюджет". В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

2) финансирование по системе "брутто-бюджет". Применяется для предприятий, учреждений и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются как на текущие, так и на капитальные расходы.

Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных  средств. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в  целях достижения лучших результатов  их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.

При разработке бюджета используют системный анализ, экономические  модели, электронно-вычислительную технику, которая позволяет разрабатывать  многовариантный бюджет.

Основой составления почти всех бюджетов в настоящее время является программно-целевой метод.

В современной рыночной экономике  также находят свое отражение  доходы граждан, которые формируются  главным образом за счет реализации принадлежащих им факторов производства - труда, капитала предпринимательских  способностей, а также части природных  ресурсов, в частности земли. Другим источником дохода являются пособия  по безработице, пенсии по старости и  иные выплаты. Таким образом, доход  в самом общем виде - это сумма  денежных средств, которую получают граждане в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда. Предпринимательской  прибыли ренты, а также трансфертные платежи (пособия по социальному  обеспечению и безработице, в  том числе социальные пособия  многодетным семьям), в течение  определенного времени, обычно одного года. Однако это данные о доходе до вычета налогов.

В микроэкономике термин "доход" используется исключительно для  обозначения притока средств, полученных за предоставление факторов производства. В макроэкономике используется термин "национальный доход", включающий сумму всех доходов в экономике  страны (в том числе прибыли фирм), за исключением трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и т.д.).

Бюджетные доходы понятие более  узкое, чем доходы государства, которые  включают помимо средств бюджета  всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы бюджета -- экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в  процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.

Форма проявления этих экономических отношений --различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение -- денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет.

Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального  дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми  государством для перераспределения  национального дохода и образования  бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение  между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.

Налоги -- главный метод перераспределения  национального дохода. Их доля составляет до 90 процентов общей доходной части  государственного бюджета. Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. К доходам бюджета относят государственные займы, к которым государство прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов осуществляются за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов.

Третий метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию  бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым  социально-экономических последствиям.

Также к источникам формирования доходов  бюджета относят поступления: от внешнеэкономической деятельности, от эксплуатации государственной собственности, от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды).

3.   Финансовые кризисы: сущность,причины последствия

3.1 Финансовые кризисы: структура,причины и функции……………

В настоящее время проблема международного финансового кризиса стала очень  актуальной и популярной.

Экономисты единодушны во мнении, что современный финансовый кризис - это прямое следствие кризиса  ипотечного кредитования в США (доля данного сектора в экономике  страны составляет 1.4%).

Неблагоприятная ситуация в экономике  США не могла не отразиться на всем остальном деловом мире, и Россия не стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность  дальнейшего получения дешевых  иностранных кредитов на межбанковском  рынке, а также снижение объемов  экспорта продукции. Кроме этого  причиной возникшего в нашей стране финансового кризиса считается  также падение цен на нефть - молниеносное и значительное - со 150 $ до 40 $ за 1 баррель. Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для богатой ими России, поэтому снижение цен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.

Эксперты предсказывают два  основных последствия данного кризиса: во-первых, рост госрегулирования и  национализации, а во-вторых, ликвидацию единого экономического центра и  гегемона. Многие финансисты предлагают пересмотр мировой валюты - доллара  и замену его на более устойчивый и надежный эквивалент, например, золото. В настоящее время есть мнение, что влияние Китая на мировую  экономику сейчас резко возрастает. По данным Центрального банка Китая, в настоящий момент в стране отсутствует  кризис ликвидности, хотя они разрабатывают  программу помощи банкам на случай изменения ситуации.

Первопричиной, т. е. возможностью возникновения  экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров. В рамках натурального хозяйства  между производством и потреблением существовала прямая связь и поэтому  не было условий для экономических  кризисов. Возможность для них  появилась и расширялась по мере развития товарного производства и  обращения. Разделение труда, развитие специализации и кооперации увеличивало  разрыв между производством и  потреблением. Но при простом товарном производстве вероятность кризисов не могла превратиться в необходимость. Товары тогда продавались в основном на местных рынках, затруднения с  их реализацией носили локальный  характер и не могли вызывать нарушения  процесса реализации во всем обществе. После того как товарное производство стало господствующей формой организации  производства, а рынок -- стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко усилился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью.

Информация о работе Финансовая система