Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:07, курсовая работа
Финансовая система- это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Финансовая система: ее структуры и функции………………………………..
1.1 Структура и основные составляющие финансовой системы……………..
1.2 Функции финансов…………………………………………………………….
2. Государственный бюджет и его роль в экономике………………………….
2.1 Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета……
2.2 Роль государственного бюджета в экономике…………………………….
3. Финансовые кризисы: сущность,причины последствия ………………..
3.1 Финансовые кризисы: структура,причины и функции…………………….
3.2 Последствия и пути выхода мирового финансового кризиса…….
Контрольная функция заключается
в том, что бюджет объективно - через
формирование и использование фонда
денежных средств государства - отображает
экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях
Большое влияние на экономику страны
способен оказывать бюджет благодаря
тому, что он может использоваться
в интересах ускорения научно-
Государственный бюджет имеет следующие функции:
1) фискальная функция означает
создание финансовой базы
2) функция экономического
3) социальная функция
Функционирование
Структура государственного бюджета
Структура государственного бюджета
в каждой стране имеет свои национальные
особенности. Она зависит от характера
административной системы, структурных
особенностей экономики и ряда других
факторов. Государственный бюджет представляет
собой совокупность бюджетов всех уровней
государственных
Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:
1) принцип единства - сосредоточение
в бюджете всех расходов и
всех доходов государства. В
государстве должна
2) принцип полноты означает, что
по каждой статье бюджета
3) принцип реальности
4) принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.
В свою очередь расходы подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому выделяются текущие и капитальные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств для покрытия затрат на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров гражданского и военного характера).
Капитальные затраты -- это денежные средства, вложенные в основной капитал и прирост запасов. К ним относят капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты. В соответствии с общественным назначением расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а именно:
1) принцип получения
2) целевой характер
3) предоставление бюджетных
4) безвозвратность и бесплатность бюджетных ассигнований.
Бюджетное финансирование может выполняться в двух формах:
1) финансирование по системе "нетто-бюджет". В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
2) финансирование по системе "брутто-бюджет". Применяется для предприятий, учреждений и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются как на текущие, так и на капитальные расходы.
Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных средств. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения лучших результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.
При разработке бюджета используют
системный анализ, экономические
модели, электронно-вычислительную технику,
которая позволяет
Основой составления почти всех бюджетов в настоящее время является программно-целевой метод.
В современной рыночной экономике также находят свое отражение доходы граждан, которые формируются главным образом за счет реализации принадлежащих им факторов производства - труда, капитала предпринимательских способностей, а также части природных ресурсов, в частности земли. Другим источником дохода являются пособия по безработице, пенсии по старости и иные выплаты. Таким образом, доход в самом общем виде - это сумма денежных средств, которую получают граждане в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда. Предпринимательской прибыли ренты, а также трансфертные платежи (пособия по социальному обеспечению и безработице, в том числе социальные пособия многодетным семьям), в течение определенного времени, обычно одного года. Однако это данные о доходе до вычета налогов.
В микроэкономике термин "доход" используется исключительно для обозначения притока средств, полученных за предоставление факторов производства. В макроэкономике используется термин "национальный доход", включающий сумму всех доходов в экономике страны (в том числе прибыли фирм), за исключением трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и т.д.).
Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.
Доходы бюджета -- экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.
Форма проявления этих экономических отношений --различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение -- денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет.
Основным материальным источником
формирования доходов бюджета является
национальный доход. Когда национального
дохода не хватает для покрытия финансовых
нужд, государство привлекает национальное
богатство. Основными методами, используемыми
государством для перераспределения
национального дохода и образования
бюджетных доходов, являются налоги,
займы и эмиссия денег. Соотношение
между ними различно, определяется
экономической ситуацией в
Налоги -- главный метод
Третий метод самый
Также к источникам формирования доходов
бюджета относят поступления: от
внешнеэкономической
3. Финансовые кризисы: сущность,причины последствия
3.1 Финансовые кризисы: структура,причины и функции……………
В настоящее время проблема международного
финансового кризиса стала
Экономисты единодушны во мнении, что современный финансовый кризис - это прямое следствие кризиса ипотечного кредитования в США (доля данного сектора в экономике страны составляет 1.4%).
Неблагоприятная ситуация в экономике США не могла не отразиться на всем остальном деловом мире, и Россия не стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность дальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также снижение объемов экспорта продукции. Кроме этого причиной возникшего в нашей стране финансового кризиса считается также падение цен на нефть - молниеносное и значительное - со 150 $ до 40 $ за 1 баррель. Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для богатой ими России, поэтому снижение цен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.
Эксперты предсказывают два основных последствия данного кризиса: во-первых, рост госрегулирования и национализации, а во-вторых, ликвидацию единого экономического центра и гегемона. Многие финансисты предлагают пересмотр мировой валюты - доллара и замену его на более устойчивый и надежный эквивалент, например, золото. В настоящее время есть мнение, что влияние Китая на мировую экономику сейчас резко возрастает. По данным Центрального банка Китая, в настоящий момент в стране отсутствует кризис ликвидности, хотя они разрабатывают программу помощи банкам на случай изменения ситуации.
Первопричиной, т. е. возможностью возникновения
экономических кризисов, является разрыв
между производством и