Финансовая система РБ и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 81.17 Кб (Скачать)

   Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

  • соответствие объективным экономическим законам;
  • финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
  • отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом устанавливаются объем финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами государства и хозяйствующих субъектов, доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
  • рациональное распределение и использование финансовых ресурсов (устанавливаются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, определяются приоритетные отрасли и направления, а также степень социальной защиты населения);
  • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
  • обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
  • уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
 

   В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. 

   Финансовая  стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития. 

   Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны. 

   Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов  тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

Например, в качестве финансовой стратегии  может выступать Национальная программа  привлечения инвестиций в экономику  Республики Беларусь на 2002—2010 гг. К  другим направлениям стратегии относятся  – финансовое оздоровление экономики, повышение конкурентоспособности  продукции. Так, оздоровление может  достигаться за счет сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, снижения налоговой нагрузки на экономику.

Теория  и практика хозяйствования выработали ряд требований к финансовой политике. К ним откосятся: 

  1. математического моделирования и электронно-вычислительной техники. научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования ведет к большим потерям в народном хозяйстве);
  2. тщательный анализ практики предшествующего хозяйственного и финансового строительства, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой политики с учетом специфических особенностей позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решать стоящие перед государством задачи);
  3. применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансовой и кредитной политикой в области ценообразования, заработной платы;
  4. предвидение последствий финансовых мероприятий:, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;
  5. анализ обширной достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике; использование.
 

   Результативность  финансовой политики повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, интересам  всех слоев общества и учитывает  конкретные исторические условия. Не в  меньшей мере успех зависит от того, насколько проработан механизм согласования и реализации интересов  различных субъектов экономической  деятельности и имеющихся у государства  объективных возможностей. Чтобы  оценить финансовую политику правительства, в первую очередь следует определить, какие цели общественного развития намечены им в качестве приоритетных, какие задачи (перспективные и более близкие) и в какие сроки оно предполагает решить. Только при таких условиях можно дать объективную оценку финансовой политике. 

   Рост  эффективности и финансового оздоровления экономики зависит от умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом.

   Основными задачами решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

  • учет действия объективных экономических законов;
  • необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
  • определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
  • сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики и уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
  • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
  • Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, приватизацию, определение приоритетных направлений.
 

   Совокупность  финансовых регуляторов наряду с  денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени  компетенции государства в обеспечении  комплексного использования финансово-кредитных  рычагов и стимулов. 

   Цели  финансовой политики оформляются в  виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего в законах о бюджете  и налогах. 

   Финансовая  политика, государства осуществляется в рамках общей экономической  политики. В связи с этим она, как  и общая экономическая политика, определяется рядом факторов. К ним  относятся: 

  • объективные законы развития экономических (денежных) отношений в обществе;
  • политическое и экономическое устройство государства;
  • исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции;
  • конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе своего развития.
 
    1. Анализ  финансовой политики РБ и направления  её совершенствования.
 

   Финансовая политика является частью экономической политики государства, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнений государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. 

   Основные  направления финансовой политики Республики Беларусь в настоящее время определяется содержанием таких документов, как: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 годы; Прогноз социально-экономического развития РБ на текущий год; Закон  Республики Беларусь о бюджете на текущий финансовый год; Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы; Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года. На третьем всебелорусском народном собрании одобрена программа социально-экономического развития страны на текущее пятилетие, в которой определены основные направления финансовой политики. 

   Успешная  финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое  устройство государства. Важным фактором определения финансовой политики государства  являются исторические условия, в которых  оно осуществляет свои функции. С  изменением политического и экономического устройства государства изменяется и его экономическая, в том  числе и финансовая, политика. B частности, с изменением геополитической обстановки и образованием Республики Беларусь наше государство стало проводить самостоятельную финансовую политику в условиях функционирования различных форм собственности и наличия полных рыночных отношений. Цель такой политики - обеспечение относительно безболезненного перехода к полным рыночным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Социальная направленность финансовой политики Республики Беларусь состоит в том, чтобы при неизбежной существенной дифференциации доходов населения в условиях рыночных отношений снизить их отрицательные последствия путем разработки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, продовольственной, здравоохранительной, инвестиционной, экспортной и других программ. 

Основные  направления финансовой политики: 

     Налоговая политика. Частично утвержден новый Налоговый кодекс РБ, унифицированный с кодексом РФ и направленный на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сократить общее количество налогов и реально снизить налоговое бремя на экономику. Уровень централизованных финансовых ресурсов государством прогнозируется снизить с 47,7% в 2005году до 45,0% в 2010 году, в том числе в консолидированном бюджете до 35-37%, во внебюджетных фондах до 8-10. Приоритет в льготах по налогообложению получат предприятия, реализующие на мировых рынках продукцию высокого качества. Особое внимание предстоит уделить совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, а также укреплению местных бюджетов. 

     Одним из наиболее существенных недостатков  действующей налоговой системы  является отсутствие ее стимулирующего воздействия на экономику и, в  частности, на прогрессивные структурные  изменения в ее секторах. Налоговая  система должна базироваться на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой нагрузки важный фактор, но не единственный), а на налоговом регулировании, обеспечивающем создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост, поэтому необходимо развернуть работу по отмене всех оборотных налогов, снизить нагрузку на фонд заработной платы, унифицировать таможенные пошлины. 

     Бюджетная политика. В 2006-2010 годах при сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика будет направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышению эффективности бюджетных расходов. Упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики можно провести через сокращение объемов субсидий в сфере ЖКХ, транспортных услуг населению, совершенствованию процедур государственных закупок. 

     Приоритетными направлениями в данной сфере являются: 

  • концентрация  финансовых ресурсов на решении ключевых социально-экономических задач;
  • совершенствование бюджетного процесса. Эффективное взаимодействие республиканского и местного бюджетов при их формировании и исполнении;
  • проведение целенаправленной политики управлением государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета.

Информация о работе Финансовая система РБ и пути её совершенствования