Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение состояния и перспектив развития системы пенсионного обеспечения в республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи и содержание пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить организационную структуру органов системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.
Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.
Пенсионное обеспечение – это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.
Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь – от назначения до выплат пенсий.
Целью курсовой работы является
изучение состояния и перспектив
развития системы пенсионного
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи
и содержание пенсионного
- изучить правовое
- изучить организационную
структуру органов системы
- проанализировать состояние
действующей системы
- определить основные
направления развития
Объектом исследования являются теория и практика пенсионного обеспечения Республики Беларусь.
Предмет исследования система пенсионного обеспечения Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам.
Информационной базой послужили методологические материалы Национального банка Республики Беларусь, публикации специальной периодической печати, нормативно-правовые акты органов государственной власти по изучаемым вопросам и учебная литература.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
В первом разделе исследуется: пенсионное обеспечение, его задачи, цели, правовое регулирование.
Во втором разделе анализируется состояние действующие системы пенсионного обеспечения в Республики Беларусь.
В третьем разделе
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов.
Для этого необходимо:
- поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
- определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
- повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
- содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечение к активному участию в них работодателей и работников.
Выполнение поставленных
задач будет содействовать
В Республике Беларусь существуют следующие виды трудовых пенсий:
- по возрасту;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет;
- за особые заслуги перед Республикой Беларусь[22, с. 151] .
Пенсии по возрасту - ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста, при наличии определенной продолжительности трудового стажа, в размерах, зависящих от прошлого заработка [22, с. 151].
Пенсии по возрасту делятся следующим образом:
а) пенсии по возрасту на общих основаниях;
б) пенсии по возрасту с особыми условиями труда;
в) пенсии по возрасту на льготных условиях [22, с. 152].
Пенсия по возрасту на общих основаниях назначается:
- мужчинам - по достижении возраста 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
- женщинам - по достижении возраста 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет [22, с. 152].
Право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда, независимо от места работы, имеют:
а) работники, занятые полный
рабочий день на подземных работах,
на работах с особо вредными и
особо тяжелыми условиями труда:
мужчины - по достижении возраста 50 лет
и при стаже работы не менее 20 лет, из них
не менее 10 лет на указанных работах; женщины
- по достижении возраста 45 лет и при стаже
работы не менее 15 лет, из них не менее
7 лет 6 месяцев на указанных работах;
б) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, согласно Списку текстильных производств и профессий - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
в) водители городского пассажирского
транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи)
и отдельных пригородных
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе и некоторые другие категории граждан [22, с. 153].
Право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют:
а) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте (инвалиды войны):
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
б) матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
в) многодетные матери, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет;
г) родители детей-инвалидов (инвалидов с детства);
д) лилипуты и карлики - лица, больные гипофизарным нанизмом, и диспропорциональные карлики:
мужчины - по достижении 45 лет и стаже работы не менее 20 лет; женщины - по достижении 40 лет и стаже работы не менее 15 лет;
е) инвалиды с детства:
мужчины - по достижении 55 лет и стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и стаже работы не менее 20 лет [22, с. 154].
Назначаются пенсии по возрасту пожизненно независимо от состояния трудоспособности.
При наличии стажа менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин назначается особый вид трудовых пенсий, которые имеют название «пенсии при неполном трудовом стаже» [22, с. 155].
В 1991 г. введен новый вид трудовых пенсий - досрочные пенсии по возрасту (в том числе на льготных условиях) [22, с. 155].
Правом досрочного (на 2 года) выхода на пенсию пользуются работники предпенсионного возраста (например: женщины - 53 года, мужчины - 58 лет) при ликвидации предприятий, учреждений и организаций в случае признания их безработными [22, с. 155].
Предусмотрено назначение досрочно (на 1 год) пенсии по возрасту безработным, общий стаж которых (у мужчин должно быть не менее 38 лет общего стажа, а у женщин - не менее 33 лет) дает право на получение пособия по безработице не менее чем в течение 52 календарных недель [22, с. 155].
При наличии права на досрочный выход на пенсию гражданин имеет возможность либо получать пособие по безработице в течение положенного ему периода, либо обратиться за назначением пенсии по возрасту (в том числе на льготных условиях).
Пенсии по инвалидности - пенсии в связи с постоянной или временной утратой трудоспособности [22, с. 156].
В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы - первая, вторая, третья.
Причины инвалидности, а
также время ее наступления устанавливаются
медико-реабилитационными
Пенсии по инвалидности назначаются независимо от того, когда наступила инвалидность, - в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы [22, с. 156].
Если причиной инвалидности
является общее заболевание, то пенсии
назначаются при наличии
Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в период работы или после ее прекращения до достижения 20 лет, пенсии назначаются независимо от стажа работы [22, с. 156].
Право на пенсию по случаю потери кормильца (СПК) имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении [22, с. 156].
Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту [22, с. 156]. Право на данную пенсию имеют:
- отдельные категории медицинских и педагогических работников;
- работники авиации и летно-испытательного состава гражданской авиации;
- отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов;
- работники следственного аппарата прокуратуры;
- спортсмены [22, с. 157].
Пенсии за выслугу лет близки к пенсиям по возрасту: для их назначения и выплаты необходим определенный трудовой стаж.
Пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь введены с 1994 г. и устанавливаются:
- лицам, удостоенным
почетных званий Республики
- лауреатам Государственных премий Республики Беларусь;
- лицам, имеющим государственные награды Республики;
- участникам Великой
Отечественной войны,
- членам Правительства и некоторым другим категориям граждан [22, с. 157].
Социальные пенсии - это государственные выплаты (выплаты из средств государственного бюджета) с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа [22, с. 158].
Размер социальных пенсий, в отличие от трудовых, не исчисляется из прошлого заработка, а устанавливается в твердой сумме [22, с. 158]. Поэтому социальные пенсии индексируются с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Социальными могут быть как пенсии по возрасту, так и пенсии по инвалидности.
Социальные пенсии по возрасту назначаются лицам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим трудового стажа, а также тем, у кого к моменту назначения пенсии оказалось менее 5 лет трудового стажа (с условием уплаты страховых взносов) [22, с. 159].
Социальные пенсии по инвалидности назначаются в основном неработающим инвалидам с детства и лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте и не имеющим необходимого трудового стажа для данной возрастной группы (кроме работающих лиц моложе 20 лет) [22, с. 159].
К пенсиям устанавливаются повышения и надбавки.
Итак, пенсионная система
представляет собой сложную технологическую
цепь - от назначения до выплат пенсий.
В Республике Беларусь установлены два
вида пенсий: трудовые и социальные. Выплата
трудовых пенсий осуществляется из средств
Фонда социальной защиты населения, аккумулирующего
страховые взносы работодателей и работающих
граждан, а также часть средств государственного
бюджета нашей республики. Выплата социальных
пенсий осуществляется из государственного
бюджета. Пенсионная система Беларуси
осуществляется по солидарному принципу,
когда работающие содержат неработающих.
Базовым документом, гарантирующим гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, является Конституция Республики Беларусь [10].
Особое место среди нормативных актов пенсионного обеспечения занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении» (в редакции от 11 июля 2007 г.) [4]. Значимость данного Закона определяется тем, что действие его распространяется на многие социальные слои населения. Это лица, занятые общественно-полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также нетрудоспособные граждане. В соответствии с этим Закон обеспечивает право граждан на государственное пенсионное обеспечение по целому ряду статей, а именно:
Информация о работе Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ