Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение состояния и перспектив развития системы пенсионного обеспечения в республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи и содержание пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить организационную структуру органов системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

пенсионное обеспечение.docx

— 59.74 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей составляющей системы  социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время  в органах по труду, занятости  и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через  Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Пенсионное обеспечение  – это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Система пенсионного обеспечения  представляет собой сложную технологическую цепь – от назначения до выплат пенсий.

Целью курсовой работы является изучение состояния и перспектив развития системы пенсионного обеспечения  в республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить цели, задачи  и содержание пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь;

- изучить правовое регулирование  пенсионного обеспечения в Республике  Беларусь;

- изучить организационную  структуру органов системы пенсионного  обеспечения в Республике Беларусь;

- проанализировать состояние  действующей системы пенсионного  обеспечения в Республике Беларусь;

- определить основные  направления развития пенсионного  обеспечения в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются теория и практика пенсионного обеспечения Республики Беларусь.

Предмет исследования система пенсионного обеспечения   Республики Беларусь.

При написании курсовой работы использовались такие методы, как  анализ и синтез, которые относятся  к общенаучным методам.

Информационной базой  послужили методологические материалы  Национального банка Республики Беларусь, публикации специальной периодической  печати, нормативно-правовые акты органов  государственной власти по изучаемым  вопросам и учебная литература.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.

В первом разделе исследуется: пенсионное обеспечение, его задачи, цели, правовое регулирование.

Во втором разделе анализируется состояние действующие системы пенсионного обеспечения в Республики Беларусь.

В третьем разделе рассматриваются  основные направления развития пенсионного обеспечения в  Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    1. Цели, задачи и содержание пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

 

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов.

Для этого необходимо:

- поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;

- определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;

- повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;

- содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечение к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам самим  формировать свой пенсионный доход  в соответствии с личными ожиданиями.

В Республике Беларусь существуют следующие виды трудовых пенсий:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- по случаю потери  кормильца;

- за выслугу лет;

- за особые заслуги  перед Республикой Беларусь[22, с. 151] .

Пенсии по возрасту - ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста, при наличии определенной продолжительности трудового стажа, в размерах, зависящих от прошлого заработка [22, с. 151].

Пенсии по возрасту делятся следующим образом:

а) пенсии по возрасту на общих основаниях;

б) пенсии по возрасту с  особыми условиями труда;

в) пенсии по возрасту на льготных условиях [22, с. 152].

Пенсия по возрасту на общих основаниях назначается:

- мужчинам - по достижении возраста 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

- женщинам - по достижении возраста 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет [22, с. 152].

Право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда, независимо от места работы, имеют:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и  особо тяжелыми условиями труда:  
мужчины - по достижении возраста 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах; женщины - по достижении возраста 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах;

б) работницы текстильного производства, занятые на станках  и машинах, согласно Списку текстильных  производств и профессий - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

в) водители городского пассажирского  транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной  работе; женщины - по достижении 50 лет  и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной  работе и некоторые другие категории граждан [22, с. 153].

Право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют:

а) военнослужащие, ставшие  инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания,  связанного с пребыванием на фронте (инвалиды войны):

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет  и при стаже работы не менее 20 лет;

б) матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением  обязанностей военной службы, - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

в) многодетные матери, родившие 5 и более детей и воспитавшие  их до 8-летнего возраста, - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет;

г) родители детей-инвалидов (инвалидов с детства);

д) лилипуты и карлики - лица, больные гипофизарным нанизмом, и диспропорциональные карлики:

мужчины - по достижении 45 лет и стаже работы не менее 20 лет; женщины - по достижении 40 лет и  стаже работы не менее 15 лет;

е) инвалиды с детства:

мужчины - по достижении 55 лет и стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и  стаже работы не менее 20 лет [22, с. 154].

Назначаются пенсии по возрасту пожизненно независимо от состояния трудоспособности.

При наличии стажа менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет  у женщин назначается особый вид  трудовых пенсий, которые имеют название «пенсии при неполном трудовом стаже» [22, с. 155].

В 1991 г. введен новый вид  трудовых пенсий - досрочные пенсии по возрасту (в том числе на льготных условиях) [22, с. 155].

Правом досрочного (на 2 года) выхода на пенсию пользуются работники  предпенсионного возраста (например: женщины - 53 года, мужчины - 58 лет) при ликвидации предприятий, учреждений и организаций в случае признания их безработными [22, с. 155].

Предусмотрено назначение досрочно (на 1 год) пенсии по возрасту безработным, общий стаж которых (у  мужчин должно быть не менее 38 лет общего стажа, а у женщин - не менее 33 лет) дает право на получение пособия  по безработице не менее чем в  течение 52 календарных недель [22, с. 155].

При наличии права на досрочный выход на пенсию гражданин  имеет возможность либо получать пособие по безработице в течение  положенного ему периода, либо обратиться за назначением пенсии по возрасту (в том числе на льготных условиях).

Пенсии по инвалидности - пенсии в связи с постоянной или временной утратой трудоспособности [22, с. 156].

В зависимости от степени  утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы - первая, вторая, третья.

Причины инвалидности, а  также время ее наступления устанавливаются  медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК).

Пенсии по инвалидности назначаются независимо от того, когда  наступила инвалидность, - в период работы, до поступления на работу или  после прекращения работы [22, с. 156].

Если причиной инвалидности является общее заболевание, то пенсии назначаются при наличии определенного  стажа работы ко времени наступления  инвалидности при обязательной уплате страховых взносов.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в  период работы или после ее прекращения  до достижения 20 лет, пенсии назначаются  независимо от стажа работы [22, с. 156].

Право на пенсию по случаю потери кормильца (СПК) имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении [22, с. 156].

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту [22, с. 156]. Право на данную пенсию имеют:

- отдельные категории  медицинских и педагогических работников;

- работники авиации  и летно-испытательного состава гражданской авиации;

- отдельные категории  артистов театров и других  театрально-зрелищных предприятий и коллективов;

- работники следственного аппарата прокуратуры;

- спортсмены [22, с. 157].

Пенсии за выслугу лет  близки к пенсиям по возрасту: для  их назначения и выплаты необходим определенный трудовой стаж.

Пенсии за особые заслуги  перед Республикой Беларусь введены с 1994 г. и устанавливаются:

- лицам, удостоенным  почетных званий Республики Беларусь (народный, заслуженный);

- лауреатам Государственных премий Республики Беларусь;

- лицам, имеющим государственные награды Республики;

- участникам Великой  Отечественной войны, награжденным  пятью и более (женщины - тремя  и более) орденами за боевые  и трудовые заслуги, а также  командирам и комиссарам партизанских  отрядов, начальникам штабов партизанских бригад и отрядов;

- членам Правительства  и некоторым другим категориям граждан [22, с. 157].

Социальные пенсии - это государственные выплаты (выплаты из средств государственного бюджета) с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа [22, с. 158].

Размер социальных пенсий, в отличие от трудовых, не исчисляется  из прошлого заработка, а устанавливается  в твердой сумме [22, с. 158]. Поэтому  социальные пенсии индексируются с  целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Социальными могут быть как пенсии по возрасту, так и пенсии по инвалидности.

Социальные пенсии по возрасту назначаются лицам, достигшим пенсионного  возраста и не имеющим трудового  стажа, а также тем, у кого к  моменту назначения пенсии оказалось  менее 5 лет трудового стажа (с  условием уплаты страховых взносов) [22, с. 159].

Социальные пенсии по инвалидности назначаются в основном неработающим инвалидам с детства и лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте и не имеющим необходимого трудового стажа для данной возрастной группы (кроме работающих лиц моложе 20 лет) [22, с. 159].

К пенсиям устанавливаются  повышения и надбавки.

Итак, пенсионная система  представляет собой сложную технологическую  цепь - от назначения до выплат пенсий. 
В Республике Беларусь установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения, аккумулирующего страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также часть средств государственного бюджета нашей республики. Выплата социальных пенсий осуществляется из государственного бюджета. Пенсионная система Беларуси осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

 

    1. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

 

Базовым документом, гарантирующим  гражданам Республики Беларусь право  на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца  и в других случаях, является Конституция Республики Беларусь [10].

Особое место среди  нормативных актов пенсионного  обеспечения занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении» (в редакции от 11 июля 2007 г.) [4]. Значимость данного Закона определяется тем, что действие его распространяется на многие социальные слои населения. Это лица, занятые общественно-полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также нетрудоспособные граждане. В соответствии с этим Закон обеспечивает право граждан на государственное пенсионное обеспечение по целому ряду статей, а именно:

Информация о работе Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ