Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение состояния и перспектив развития системы пенсионного обеспечения в республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи и содержание пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить организационную структуру органов системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

пенсионное обеспечение.docx

— 59.74 Кб (Скачать)

Новая система пенсионного  обеспечения будет включать в  себя не только изменение условий  и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления. Основой этого механизма должен стать индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав, предназначенный для справедливого измерения вклада каждого конкретного человека в пенсионную систему в зависимости от уплаты страховых взносов.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы в области  пенсионного обеспечения основными  задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для этого необходимы:

  • поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
  • определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
  • повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
  • содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать  доход на пенсионный период на соответствующем  их ожиданиям уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного исследования следует отметить, что Пенсионное обеспечение – это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Система пенсионного обеспечения  представляет собой сложную технологическую цепь – от назначения до выплат пенсий.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам самим  формировать свой пенсионный доход  в соответствии с личными ожиданиями.

Базовым документом, гарантирующим  гражданам Республики Беларусь право  на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца  и в других случаях, является Конституция Республики Беларусь Существующая в Республике Беларусь пенсионная система, где «Работающий платит за пенсионера» РПП (раз– as – you – до) называется солидарной. Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные.

Выплата назначенных трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

В настоящее время пенсионными  выплатами из средств Фонда социальной защиты населения обеспечивается четверть населения страны, в то время как  на рынке труда занято около 45 % населения. Прогнозируемое увеличение числа получателей пенсий вызовет рост расходов на социальное обеспечение и обслуживание пожилых людей, а, следовательно, пенсионной нагрузки на экономику.

Демографические исследования показывают, что процесс старения населения1 необратим и является общемировым: уже в начале 21 века в мире число лиц в возрасте 60 лет и старше составляло 10,4 % (в Республике Беларусь – 19 %), а к 2030 оно вырастет, по оценкам, до 25-30 % (в Республике Беларусь – до 27 %).

Складывающаяся демографическая  ситуация и изменяющиеся социально-экономические  условия требуют реформирования системы пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь.

Сегодня в системе пенсионного  обеспечения имеется целый ряд  проблем, связанных, во-первых, с сокращением  численности занятых в экономике  и росте количества пенсионеров, в результате чего сокращается число  плательщиков взносов на цели пенсионного  обеспечения. Сегодня на 165 работающих в республике приходится 100 пенсионеров (для сравнения – в 1990 г. 100 пенсионеров приходилось на 210 работающих).

Во-вторых, это проблемы самого пенсионного обеспечения от назначения до выплат:

  • неотработанность методологии расчета пенсии и ее низкий уровень;
  • большой удельный вес в структуре пенсий различных доплат (надбавок);
  • необоснованные льготы и привилегии при досрочном выходе на пенсию, установленные еще во времена бывшего Союза ССР;
  • наметившиеся в пенсионном обеспечении уравнительные тенденции;
  • низкая защита пенсии от инфляции;
  • отсутствие в республике системы негосударственного дополнительного пенсионного страхования.

С учетом всего вышеизложенного  в республике было принято решение о необходимости реформирования нынешней системы пенсионного обеспечения.

Для достижения целей пенсионной реформы необходимо решение ряда непростых задач, а именно:

  1. определить круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию (т. е. тех лиц, которыми или за которых уплачивались страховые взносы);
  2. установить фактический возраст выхода на пенсию 
    (здесь предполагается постепенное повышение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за 
    назначением пенсии после приобретения на нее права);
  3. упорядочить систему досрочного пенсионного обеспечения, в том числе и по условиям труда;
  4. скорректировать подходы к выплате пенсий в период 
    работы;
  5. выработать критерии определения размеров пенсий и 
    механизм их исчисления, приближенные к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования;
  6. ввести страховые механизмы осуществления процесса 
    пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

2.      Декрет Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 12 «Об установлении размеров социальных пенсий» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

3.      Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в редакции от 11 июля 2007 г. № 253-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

4.      Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII “О пенсионном обеспечении” (в редакции от 11 июля 2007 г. № 251-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

5.      Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года № 1594-XII  «О ветеранах» (в редакции от 11 июля  2007  г.  №  253-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

6.      Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

7.      Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь » (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

8.      Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (в редакции от 25 октября 2000 г. № 438-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

9.      Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года  «О профессиональном пенсионном страховании» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

10.      Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-ХII (в редакции от 17 ноября 2004 года) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

11.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349 об утверждении Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

12.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №1049 "Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы" [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

13.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

14.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1489 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам профессионального пенсионного страхования» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

15.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.

16.  Алешкевич И.Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития // Финансы, учет, аудит. 2006. № 8. С. 21-23.

17.  Ананич О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика // Директор. 2004. № 5. С. 34-37.

18.  Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учеб. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. 775 с.

19.  Веселов Ю.А. Профессиональная пенсионная система: возможная модель для Беларуси // Белорусский экономический журнал. 2006. № 1. С. 84-90.

20.  Корженевская Г.М. Развитие дополнительного пенсионного обеспечения в Республике Беларусь // Новая экономика. 2008. № 5. С.50-56.

21.  Королева В.В. Пенсионное обеспечение // Отдел кадров. 2007. № 4. С. 56-59.

22.  Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа: Учеб. Мн.: МФЦП, 2007. 448 с.

23.  Куцивол В.А. Японский опыт управления персоналом // Управление персоналом. 2005. № 7. С. 46-51.

24.  Национальная экономика Беларуси: Учеб. / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006. 751 с.

25.  Республика Беларусь: Энциклопедия. В 6 т. / Г.П. Пашков, Л.В. Календо, В.Н. Логвин и др.; Под общ. ред. Г.П. Пашкова. Мн.: БелЭн, 2005. Т.1. 1040 с.

26.  Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под общ. ред. П.П. Украинец. Мн.: ТетраСистемс, 2005. 288 с.

27.  Средний размер назначенной пенсии в Беларуси в декабре 2008 года составил Br389,4 тыс. рублей [Электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агентство. 15.01.2009 - Режим доступа: www.belta.by.

28.  Юркштович Е. Пенсионные перспективы // Беларуская думка. 2008. № 8. С. 96-101.


Информация о работе Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ