Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение состояния и перспектив развития системы пенсионного обеспечения в республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи и содержание пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить организационную структуру органов системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

пенсионное обеспечение.docx

— 59.74 Кб (Скачать)

Средства государственного социального страхования имеют  целевое назначение и направляются:

    • на выплату трудовых пенсий, выплату профессиональных пенсий;
    • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление и иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Основным источником доходов  Фонда являются обязательные страховые  взносы, взымаемые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями.

Необходимо отметить, что  социальное страхование в целом  носит как обязательный, так и  добровольный характер.

При условии уплаты страховых  взносов государственное социальное страхование распространяется и  на индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан и лиц  без гражданства, работающих в Республике Беларусь, граждан, выполняющих работы по отдельным гражданско-правовым договорам  у физических лиц, творческих работников.

Законом Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», который вступил в действие на территории Республики Беларусь с 01.01.2003 года, определены цели персонифицированного учета, заключающиеся в следующем:

  • обеспечение достоверности сведений о страховом стаже застрахованного лица, выплатах (доходе), на которые начислены страховые взносы, и страховых взносах;
  • создание информационной базы для назначения пенсий и пособий;
  • информационное обеспечение процесса прогнозирования расходов на выплату пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, определения размеров страховых взносов, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного социального страхования;
  • повышение заинтересованности в уплате страховых взносов;
  • упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий застрахованным лицам.

С 1 января 2009 года вступил  в действие Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-3 «О профессиональном пенсионном страховании».

Основными задачами Закона являются обеспечение правовых, экономических  и организационных основ обязательного  государственного пенсионного страхования  работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.

Его реализация возложена  на Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Фондом социальной защиты населения постоянно проводится работа по обеспечению поступления  средств в бюджет Фонда, своевременному финансированию расходов на выплаты пенсий, пособий, контролю за расходованием средств государственного социального страхования, ведению персонифицированного учета, осуществлению профессионального пенсионного страхования.

Бюджет и сметы расходов Фонда формируется на основании прогнозных макроэкономических показателей развития республики на соответствующий год, анализа исполнения бюджета предыдущих лет, а также статистических данных.

Доходы бюджета Фонда  формируются за счет:

  1. Взносов на государственное социальное страхование:

– обязательных страховых  взносов в Фонд;

– взносов на профессиональное пенсионное страхование;

  1. Неналоговых доходов:

– процентов, уплачиваемых банками  за пользование денежными средствами;

– доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

– доходов от размещения взносов на ППС;

– административных штрафов  за нарушение законодательства о  государственном социальном страховании;

– других поступлений.

Бюджет Фонда сформирован  по двум направлениям: государственное  социальное страхование и ППС.

Основным источником доходов  государственного социального страхования  являются страховые взносы работодателей  и индивидуальных предпринимателей (97,2 %).

Главной статьей расходов бюджета Фонда являются расходы  на пенсионное обеспечение, включая  услуги по доставке пенсий (80,0 % от общих  расходов) выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным  служащим, пенсий за особые заслуги  перед Республикой Беларусь, пенсий военнослужащим срочной службы и  членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий.

Разрабатываемый Фондом социальной защиты населения годовой бюджет согласовывается с Министерством  финансов и другими заинтересованными  министерствами, рассматривается и  утверждается Советом Министров  Республики Беларусь.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются  социальные пенсии. Эти пенсии исчисляются  из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

-  инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 85 %; инвалидам с детства II группы – 75 %;

- инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 %;

- инвалидам III группы – 55 %;

- лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 %;

- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 %, второй – 65 %, третьей – 75 %, четвертой – 85 %.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного  обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

– во-первых, в связи с  ростом заработной платы;

– во-вторых, в связи с  изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышение пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Кроме того, в связи с  увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения  с августа 2010 г. производится перерасчет минимальных трудовых и социальных пенсий, надбавок и повышений к  пенсиям.

Следует отметить, что на выплату пенсий расходуется значительная часть валового внутреннего продукта страны и при этом доля людей пенсионного  возраста в республике растет (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Численность пенсионеров и средний размер назначенной месячной пенсии по видам пенсионного обеспечения (на конец года)

 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Численность пенсионеров, тысяч  человек

Все пенсионеры

2532,2

2,500,6

2444,7

2440,0

2444,2

2446,0

2454,3

из них

получающие пенсии:

по возрасту

 

2010,5

 

1952,9

 

1903,4

 

1908,3

 

1921,5

 

1935,0

 

1956,1

по инвалидности

318,5

322,3

308,0

301,3

295,8

287,8

281,1

по случаю потери кормильца 

137,9

157,4

157,3

152,9

148,9

143,2

134,8

за выслугу лет

5,8

10,8

18,0

19,4

20,6

22,9

25,3

социальные 

52,8

49,9

51,9

52,2

52,0

51,8

51,9

за особые заслуги

5,8

6,4

5,7

5,5

5,4

5,2

5,1

Численность работающих пенсионеров

 

325,0

 

469,0

 

510,0

 

523,4

 

544,5

 

558,9

 

568,8

Средний размер назначенной  пенсии

387,2

36,4

211,0

277,6

328,2

389,4

429,5

по возрасту

406,9

38,0

221,4

292,1

345,4

408,3

449,4

по инвалидности

368,1

33,8

197,3

257,0

302,1

359,0

394,9


 

 

 

Продолжение таблицы 2.1

по случаю потери кормильца 

 

216,6

 

23,7

 

135,8

 

174,7

 

204,1

 

242,2

 

266,9

за выслугу лет

491,1

48,6

288,9

385,2

459,5

539,1

589,2

социальные 

126,9

17,5

99,6

112,6

123,5

169,3

187,2

за особые заслуги

610,3

64,0

342,3

437,4

507,3

600,3

661,1


* с учетом деноминации  2000 года (уменьшение в 1000раз).

 

В настоящее время пенсионными  выплатами из средств Фонда социальной защиты населения обеспечивается четверть населения страны, в то время как  на рынке труда занято около 45 % населения. Прогнозируемое увеличение числа получателей  пенсий вызовет рост расходов на социальное обеспечение и обслуживание пожилых  людей, а, следовательно, пенсионной нагрузки на экономику.

Демографические исследования показывают, что процесс старения населения1 необратим и является общемировым: уже в начале 21 века в мире число лиц в возрасте 60 лет и старше составляло 10,4 % (в Республике Беларусь – 19 %), а к 2030 оно вырастет, по оценкам, до 25-30 % (в Республике Беларусь – до 27 %).

Складывающаяся демографическая  ситуация и изменяющиеся социально-экономические  условия требуют реформирования системы пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

Сегодня в системе пенсионного  обеспечения имеется целый ряд  проблем, связанных, во-первых, с сокращением  численности занятых в экономике  и росте количества пенсионеров, в результате чего сокращается число  плательщиков взносов на цели пенсионного  обеспечения. Сегодня на 165 работающих в республике приходится 100 пенсионеров (для сравнения – в 1990 г. 100 пенсионеров приходилось на 210 работающих).

Во-вторых, это проблемы самого пенсионного обеспечения от назначения до выплат:

  • неотработанность методологии расчета пенсии и ее низкий уровень;
  • большой удельный вес в структуре пенсий различных доплат (надбавок);
  • необоснованные льготы и привилегии при досрочном выходе на пенсию, установленные еще во времена бывшего Союза ССР;
  • наметившиеся в пенсионном обеспечении уравнительные тенденции;
  • низкая защита пенсии от инфляции;
  • отсутствие в республике системы негосударственного дополнительного пенсионного страхования.

С учетом всего вышеизложенного  в республике было принято решение о необходимости реформирования нынешней системы пенсионного обеспечения.

Важнейшими требованиями реформирования пенсионной системы, в республике являются:

  • создание прочной финансовой основы пенсионного обеспечения;
  • понятность проводимых преобразований;
  • обеспечение благосостояния всех лиц, которых она затрагивает.

Для решения проблем пенсионного  обеспечения разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей:

  • социальные пенсии;
  • трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы;
  • дополнительные негосударственные пенсии.

Пенсионная реформа – это долгосрочная, сложная и многоплановая программа, направленность которой обусловлена необходимостью существенно повысить уровень пенсий путем улучшения и усовершенствования условий и норм пенсионного обеспечения в интересах основной массы нетрудоспособных граждан.

Основными целями реформы  системы пенсионного обеспечения определены:

  • адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее финансовой стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
  • последовательное укрепление и развитие в пенсион 
    ной системе принципов, посредством которых исключаются 
    какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп за 
    счет других;
  • рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;
  • введение механизмов, стимулирующих «зарабатывание» пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения;
  • сохранение прав, приобретенных по действующей пенсионной системе.

Для достижения целей пенсионной реформы необходимо решение ряда непростых задач, а именно:

  1. определить круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию (т. е. тех лиц, которыми или за которых уплачивались страховые взносы);
  2. установить фактический возраст выхода на пенсию 
    (здесь предполагается постепенное повышение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за 
    назначением пенсии после приобретения на нее права);
  3. упорядочить систему досрочного пенсионного обеспечения, в том числе и по условиям труда;
  4. скорректировать подходы к выплате пенсий в период 
    работы;
  5. выработать критерии определения размеров пенсий и 
    механизм их исчисления, приближенные к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования;
  6. ввести страховые механизмы осуществления процесса 
    пенсионного обеспечения.

Информация о работе Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ