Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение состояния и перспектив развития системы пенсионного обеспечения в республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи и содержание пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- изучить организационную структуру органов системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;

Файлы: 1 файл

пенсионное обеспечение.docx

— 59.74 Кб (Скачать)

а) право на трудовые пенсии, куда включаются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет, за особые заслуги перед республикой;

б) право на социальные пенсий, которые предназначаются  гражданам, не получающим трудовую пенсию (лицам, достигшим пенсионного возраста; инвалидам, в том числе — с  детства; детям в случае потери кормильца  и др.). По каждому виду пенсий Закон  определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д.

Значительную часть  лиц пенсионного возраста составляют ветераны войны и Вооруженных  Сил РБ. Правовые основы и меры социальной защиты ветеранов определены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594- XI «О ветеранах» (в редакции от 11 июля 2007 г.) [5]. А также Соглашением государств-участников СНГ «О взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним».

Согласно Закону Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в редакции от 11 июля 2007 г. № 253-З) официальным  документом, удостоверяющим группу и  причину инвалидности, а также  индивидуальную программу реабилитации является заключение МРЭК [3]. Важным является оказание специальной помощи инвалидам. Им гарантируется специальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пений, пособий), обеспечения  техническими и иными средствами социальной реабилитации.

Правовое регулирование  государственного социального страхования  осуществляется на основе Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [6]. Он закрепляет основные принципы государственного социального страхования, круг лиц, на которых распространяется государственное социальное страхование, страховые случаи и виды выплат, которыми обеспечиваются застрахованные при наступлении страховых случаев.

Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года № 138- 
XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) определяет плательщиков обязательных страховых взносов, объект для начисления обязательных страховых взносов, их размеры [7].

С 1 января 2003 года на всей территории РБ вступил в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года “Об индивидуальном учете в системе государственного социального страхования” (в редакции от 25 октября 2000 г. № 438-З) [8], что явилось очень важным этапом в сложном деле реформирования пенсионной системы Беларуси.

Суть персонифицированного учета заключается в том, что  отдельно для каждого гражданина учитываются его права на трудовую пенсию, которые он зарабатывает сам. За все годы его работы ведется  учет сведений о периодах его трудовой деятельности, ежемесячном заработке  и других выплатах, из которых уплачивались страховые взносы. При этом он может  отслеживать динамику этого процесса, получать интересующие его сведения, своевременно требовать внесения поправок в случае обнаружения каких-либо несоответствий или неточностей. Другими  словами, благодаря персонифицированному учету, каждый гражданин становится созидателем своего пенсионного будущего.

Персонифицированный учет решает важнейшую задачу – жесткую  увязку размера пенсии с заработком, из которого в течение всей трудовой деятельности уплачивались страховые  взносы. Кроме этого, обеспечивается достоверность сведений о стаже  и заработке. Благодаря наличию необходимых данных о застрахованных, создается информационное обеспечение для прогнозирования расходов по государственному социальному страхованию. Одновременно, использование данных персонифицированного учета намного упрощает процедуру начисления пенсий и пособий.

В целях усиления социальной защиты граждан, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещения причиненного их жизни или здоровью вреда, обеспечения мер по предупреждению и сокращению несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний с 1 января 2004 г. в Республике Беларусь Декретом Президента РБ от 30 июля 2003 № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» введена система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [1]. Таким образом, получила правовое оформление система производственного страхования работников за счет средств нанимателя.

Еще 17 апреля 1997 г. в Беларуси была принята Концепция реформы пенсионного обеспечения [11], однако она осталась практически нереализованной за исключением принятия ряда организационно-правовых решений. В частности, был введен персонифицированный учет плательщиков взносов на социальное страхование;

- установлены раздельные  тарифы обязательных страховых  взносов на пенсионное и иные виды социального страхования;

- расширен круг лиц,  подлежащих обязательному пенсионному  страхованию (например, в него  были включены индивидуальные предприниматели);

- право на страховую  пенсию было увязано с уплатой  страховых взносов (в течение 5 лет минимум);

- постепенно увеличивается  период, из заработка за который  исчисляется пенсия (с 2000 года ежегодно на один год);

- усовершенствована организационная  структура пенсионной системы  путем объединения в ФСЗН функции  учета плательщиков и сбора  взносов на социальное страхование,  назначения и выплаты пенсий, что ведет к оптимизации движения  финансовых средств, снижению  накладных расходов, упрощению процедур оформления пенсий.

Размеры социальных пенсий регулируются Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 12 «Об установлении размеров социальных пенсий» [2].

С 1 января 2009 г. в РБ вступили в силу следующие нормативные документы:

1.     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию» [13].

2.     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1489 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам профессионального пенсионного страхования» [14].

Постановление № 1488 направлено на урегулирование процедурных вопросов, связанных с исчислением профессионального  стажа, длительность которого является одним из основных условий для  возникновения права на досрочную профессиональную пенсию.

3.     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» [15].

Постановление № 1490 преследует следующую цель - определение круга  работников, подлежащих с 1 января 2009 г. обязательному профессиональному  пенсионному страхованию. Одновременно урегулированы отдельные вопросы, связанные с осуществлением нового вида социального страхования и  назначением профессиональных пенсий.

5 января 2009 г. был принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» [9]. Его суть заключается в следующем: серьезную нагрузку для пенсионной системы до последнего времени представлял собой институт досрочного выхода на заслуженный отдых. В последние годы почти каждая третья пенсия в республике назначалась со снижением общеустановленного возраста, а выплаты по ним производились из общего пенсионного фонда. Эту ситуацию и призван изменить Закон «О профессиональном пенсионном страховании», который выводит льготные пенсии из общей системы пенсионного страхования и тем самым освобождает её от обязательств по такого рода выплатам в перспективе.

Итак, в Беларуси существует весьма обширная нормативно-правовая база в области пенсионного обеспечения. Пенсионное законодательство постоянно  совершенствуется, в него вносятся изменения и дополнения. Однако в  целях реализации Концепции реформы  пенсионного обеспечения в нашей  республике необходима разработка соответствующей  законодательной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Существующая в Республике Беларусь пенсионная система, где «Работающий  платит за пенсионера» РПП (раз– as – you – до) называется солидарной. Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через следующие законы: «О пенсионном обеспечении» (1992 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.), «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел» (1992 г.), «Об основах службы в государственном аппарате» (1994 г.), «Об основах государственного социального страхования»  (1995 г.), «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (1996 г.).

Сегодня в республике установлены  два вида пенсий: трудовые и социальные.

Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Трудовые пенсии предоставляются  по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется  мужчинам – по достижении 60 лет при  стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка  за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды  увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т. д.).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних  квартала.

Выплата назначенных трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального  страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные  законодательством о государственном  социальном страховании, и зачисляются  на единый казначейский счет Министерства финансов.

Основными задачами Фонда  являются: реализация государственной  политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений  о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с  возложенными на него задачами выполняет  следующие функции:

  • организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;
  • осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее – взносы);
  • финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятиях по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;
  • организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования;
  • финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
  • назначает и выплачивает профессиональные пенсии;
  • осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;
  • контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;
  • обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Информация о работе Реформирование и перспективы развития системы пенсионного обеспечения в РБ