Пенсионная система Киргизии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:14, реферат

Краткое описание

Цель реферата состоит в том, чтобы рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения узнать о структуре пенсионной системы другой страны и проанализировать ее состояние.
Задачами реферата является:
1. рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в Киргизии;
2. раскрыть проблемы и основные направления по совершенствованию пенсионной системы Киргизии.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Пенсионная система Киргизии 4
Заключение 11 Список использованных источников 12

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                               3

1. Пенсионная система Киргизии                                                                                       4

Заключение                                                                                                                        11                                                 Список использованных источников                                                                               12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

О том, насколько высок уровень социального развития страны, можно судить по нескольким параметрам. Но самый безошибочный из них - обеспечение детей и стариков. В данном реферате речь пойдет о пенсии.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. [2]

Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве.

Система пенсионного обеспечения большинства стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Этим и объясняется актуальность данной темы реферата.

Цель реферата состоит в том, чтобы рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения узнать о структуре пенсионной системы другой страны и проанализировать ее состояние.

Задачами реферата является:

1.      рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в Киргизии;

2.      раскрыть проблемы и основные направления по совершенствованию пенсионной системы Киргизии.

 

 

 

 

 

 

1 Пенсионная система Киргизии

В Киргизии в соответствии с законом "О государственном пенсионном социальном страховании" от 21 июля 1997 года предусмотрено назначение пенсии по страховому принципу или в зависимости от факта поступления страховых взносов на персональный счет застрахованного. Новая методика исчисления пенсий состоит из трех частей: [1]

- базовой пенсии, устанавливаемой ежегодно в твердом размере (это гарантированная часть пенсии, которую граждане получают по возрасту и с учетом страхового стажа);

           - страховой пенсии до введения персонифицированного учета, учитывающей средний заработок за любые 5 лет подряд и весь ранее накопленный страховой стаж из расчета по 1 проценту за год (Рассчитывается она по следующему принципу – среднемесячная зарплата за любые 60 месяцев трудового стажа подряд умножается на количество проработанных лет, по 1 % за год с учетом поправочных коэффициентов. Причем, по желанию оформителя пенсии, эти месяцы может выбрать как он сам, так и Соцфонд);

           - страховой пенсии после введения персонифицированного учета, учитывающей сумму накопленных страховых взносов, выплачиваемой ежегодно с учетом средней продолжительности жизни пенсионера после его выхода на пенсию.

Общая пенсия исчисляется как сумма базовой и страховой частей пенсии. Предусматривается, что такой порядок будет действовать в переходном периоде (25-30 лет) и позволит плавно перевести все пенсии на страховую основу, учесть стаж, заработок (доход) и накопленные взносы.

На сегодняшний день в республике существует несколько способов накопления пенсии:

- солидарно-распределительный – это схема, которую использует Соцфонд, когда одна часть граждан, к примеру – экономически активное население, выплачивая налоги и отчисления, «содержит» пенсионеров;

- условно-накопительный – это схема, при которой производится персонифицированный учет накоплений. Она используется в негосударственных пенсионных фондах.

Таким образом, у кыргызстанцев есть два способа накопить средства на достойную старость: отработать всю сознательную жизнь на предприятии и получать пенсию через Соцфонд, либо откладывать некоторую сумму в течение, как минимум, 7 лет и получать прибавку к основному заработку, но уже с помощью Негосударственного пенсионного фонда.

Как работает Соцфонд: одним из самых важных направлений в деятельности Соцфонда является пенсионное обеспечение, и для того, чтобы выплатить пенсии, Соцфонд занимается сбором страховых выплат.

Отметим, размер социальных отчислений на сегодня составляет 27,25%. Из них 17,25% выплачивает работодатель, туда входят 15% отчислений в пенсионный фонд, 2% - в Фонд обязательного медицинского страхования, 0,25% - в Фонд оздоровления трудящихся. Из 10%, выплачиваемых работником, 8% идет в пенсионный фонд, а остальные 2% - в накопительный фонд.[3]

Как действует накопительный фонд. Накопительный фонд был создан с той целью, чтобы в будущем средства, которые на него поступают, приносили трудящемуся инвестиционный доход. Что самое важное, эту сумму, в отличие от базовой и страховых частей пенсии, после смерти получателя смогут наследовать его родственники. В условиях, когда актуальным стал переезд людей в другую страну, не возникает проблем с переводом накопительной части по новому месту жительства. Эти технические вопросы решаются в минимальные, реальные сроки.

Сначала эти 2 % отчисляли все трудящиеся, однако после большого количества жалоб и обращений было решено исключить из этого списка мужчин до 1964 года рождения и женщин до 1969 года рождения. К моменту выхода на пенсию они просто не успеют накопить «приличную» сумму, тем более работающие пенсионеры жаловались на то, что эти деньги нужны им сегодня, а не завтра. Поэтому было принято такое решение, и с 1 января 2012 года соответствующий закон вступил в силу.

Выгоды государства при использовании накопительной пенсионной системы прежде всего заключаются в том, что государство получает мощный инвестиционный ресурс в виде "длинных денег", причем, этот ресурс внутреннего происхождения, который позволяет решать задачи регулирования уровня инфляции, снижения зависимости от внешних рынков капитала.

Накопительная пенсионная система это лишь один из инструментов управления финансовыми активами, которые могут принести дивиденды, дополнительный доход своим вкладчикам – "пенсионерам".

Минусы использования этой системы: использование накопительной пенсионной системы непосредственно связано, посредством рынка ценных бумаг, с рынками капитала. Если функционирование солидарной пенсионной системы больше ориентировано на исполнение, то накопительная пенсионная система требует очень квалифицированного управления. Именно поэтому разработчикам иргизской модели" накопительной пенсионной системы потребовалось значительное время для формирования законодательного и нормативного поля для обеспечения работоспособности накопительной пенсионной системы, в том числе с привлечением экспертов - консультантов Всемирного Банка.

Возрастные рамки для выхода на пенсию таковы: на общих основаниях женщины, с учетом трудового стажа не менее 20 лет, выходят на пенсию в 58 лет, мужчины – в 63 года, но с учетом трудового стажа не менее 25 лет. При этом предусмотрен и досрочный выход на пенсию: так, мужчины могут выйти на пенсию и в 60 лет, но только при наличии у них трудового стажа не менее 40 лет. Женщины также могут выйти на пенсию досрочно в 55 лет, но только если они до этого проработали не менее 35 лет. Если же стажа не хватает, то граждане по желанию досрочно могут выйти на пенсию, но при условии уменьшения размера пенсии за каждый неотработанный месяц, умноженный на 1,5 %.  

Для восстановления страхового стажа и накопления страховых взносов на личном счете, граждане могут выплатить добровольные страховые взносы в размере не менее 8% от среднемесячной заработной платы по региону, но только за период с 1 января 1996 года.

Надбавки к пенсии. Со стороны Соцфонда право на получение надбавок к пенсии имеют участники Великой Отечественной войны с 1, 2, 3-ей группы инвалидности, лица старше 80-ти лет, почетные доноры, инвалиды 1-ой группы по зрению, одинокие пенсионеры, репрессированные граждане, которые впоследствии были реабилитированы, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, жители блокадного Ленинграда и другие категории граждан. Средний размер надбавок при этом составляет от 200 до 475 сомов.[4]

Помимо этого, 2 тысячи 700 пенсионеров в Кыргызстане получают повышенную пенсию за заслуги перед отечеством, а участники и инвалиды Великой Отечественной войны по линии Министерства соцразвития получают дополнительно к пенсии 7 тысяч сомов, чуть меньше – 6 тысяч сомов – получают воины-афганцы.

Альтернатива Соцфонду - негосударственное пенсионное страхование.

В 1994 году в Кыргызстане был создан Негосударственный пенсионный фонд «Кыргызстан», который получил лицензию 16 августа 1995 года, а первые пенсии с его помощью вкладчики получили уже в 1998 году. На сегодняшний день вкладчиками Фонда являются более 2 тысяч человек, людей же, которые получают пенсии – более 500. При этом любой гражданин Кыргызстана, получивший паспорт, может прийти в Фонд и воспользоваться одной из трех предлагаемых накопительных систем – простой взрослой, детской программой «Наследие» и страховым полисом.

К примеру, простая взрослая накопительная система – минимальный период накопления по нему 7 лет, есть схемы, рассчитанные на 10, 15, 20 и 25 лет. При этом минимальный взнос, устанавливаемый Фондом, составляет 100 сомов в месяц. То есть, если вы будете 7 лет откладывать по 500 сомов в месяц, то через 7 лет вы будете получать уже по 856 сомов в месяц. Если вы будете откладывать по 500 сомов в течение 10 лет, то в течение последующих 10 лет вы будет получать уже по 1 тысяче 79 сомов в месяц.

Детская программа «Наследие» рассчитана на 10 лет, при этом вкладчик обязан внести 50 % от общей суммы вклада в первые 3 года, остальная часть вносится в последние 7 лет - до окончания накопительного периода. Минимальный взнос также составляет 100 сомов. К примеру, любой гражданин Кыргызстана может прийти со свидетельством о рождении своего ребенка и сделать вклад на его имя.

Есть также третья система – пенсионный страховой полис. Работодатели часто используют его как один из способов мотивирования сотрудников не только не покидать занимаемую должность, но и стараться сделать все возможное, чтобы остаться в компании. К примеру, работодатель приобретает страховой полис с разовым вкладом в 10 тысяч сомов, через 10 лет эти 10 тысяч превращаются уже в 36, то есть работник в течение последующих 10 лет будет получать ежемесячную пенсию в размере 300 сомов. [3]

Как работает Негосударственный пенсионный фонд. Все деньги, поступающие на счет Фонда, инвестируются главным образом в государственные краткосрочные облигации и казначейские векселя, облигации, обеспеченные залогом и акции компаний, прошедших проверку Фондовой биржи Кыргызстана и обеспеченных залогом. Причем, эмиссия всех этих ценных бумаг контролируется Национальным банком и  Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызстана.

Преимущества Негосударственного пенсионного фонда пред Социальным фондом: в первом случае вкладчик может сам контролировать и устанавливать размер своей будущей пенсии, чего не сделаешь во втором случае. А если с вкладчиком что-нибудь случится, то его пенсию можно будет передать по наследству его родным и близким.

Основным недостатком обоих является то, что у них нет возможности вкладывать деньги в зарубежные активы, которые являются более выгодными с финансовой точки зрения и предсказуемыми.

Деньги, поступающие в Соцфонд, просто лежат. Кроме того, Соцфонд не ставит перед собой цели обеспечивать доходность, его цель - собрать и раздать деньги. А по поводу Негосударственного пенсионного фонда «Кыргызстан» - тут уже возникает вопрос доверия, хотя доходность у него гораздо выше, чем у Соцфонда. Пенсии, выплачиваемые государством, не такие большие, как хотелось бы. Но они стабильные, государство берет на себя ответственность за их выплату.

Введение накопительной пенсионной системы в Кыргызстане пришлось на трудные времена. Мировой экономический кризис нанес сильный удар по фондовому рынку, в результате которого пенсионные фонды по всему миру потеряли значительную часть своих активов, в том числе в Америке, России, Казахстане. Компании, управляющие пенсионными активами, ушли в минусовую доходность. Кыргызстану в этом необходимо более аккуратное и высокопрофессиональное управление, поскольку у него нет нефтяных месторождений и огромных валютных поступлений от продажи нефти на растущем рынке.

Именно поэтому на первом этапе внедрения накопительной системой до 2012 года в Кыргызстане решено было придерживаться консервативной модели инвестирования пенсионных активов в ценные государственные бумаги, казначейские векселя и ноты, которые приносят стабильный, устойчивый доход по процентной ставке, гарантированной государством. Можно назвать этот период технологическим, направленным на отработку и улучшение понимания всех бизнес - процессов функционирования части накопительной пенсионной системы.

В мае и октябре этого года планируется повышение размера пенсии. Было бы целесообразно провести повышение пенсии в два этапа, как это было осуществлено в прошлом году.

На первом этапе планируется увеличение страховых частей пенсий. На эти цели необходимо 1 млрд. 800 млн. сомов. Второй этап повышения пенсии планируется с 1 октября 2012 года.

Впервые за суверенную историю Кыргызстана средний размер пенсии достиг прожиточного минимума. Сейчас он составляет 3792 сома. По данным ведомства, в этом году расходы на выплату пенсий составят 8,1% к ВВП Кыргызстана. Что касается фактического прожиточного минимума в Кыргызстане, то он составил 4155 сомов. Выходит, что размер пенсии составил 92% от его уровня. Данные нынешнего года выросли на 10% относительно прошлого года. [5]

В среднесрочной программе развития Киргизии на 2012-2014 годы заложены такие приоритетные задачи, как создание центров дневного пребывания для пожилых граждан; обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы; периодическое повышение как базовой, так и страховой части пенсий, чтобы к 2014 году приблизить средний размер пенсии к прожиточному минимуму пенсионера.[4]

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По данным Соцфонда Кыргызской Республики, по состоянию на 1 января 2012 года численность пенсионеров в Кыргызстане составляет 545 тысяч 861 человек. При этом по статистике Нацстаткома, для 90 % людей пенсионного и старше пенсионного возраста эта пенсия является единственным источником к существованию, 92 процента пожилых киргизстанцев живут за чертой бедности. [4]

Пенсионеры оказались одной из самых малообеспеченных и незащищенных групп населения, больше других страдающих от постоянного удорожания жизни. Покупательная способность пенсии постоянно снижается.

В настоящее время осуществляется реформирование пенсионной системы.       В ходе реформ предусматривается осуществить меры, направленные на повышение уровня пенсионного обслуживания, привлечение для этого дополнительных ресурсов, обеспечение финансовой стабилизации пенсионных систем, тесной зависимости между трудовым вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересованности самих работников в формировании пенсионного бюджета.

За последние несколько лет правительство Киргизии пыталось решить проблему катастрофически низкой пенсии путем реформ, залога акций национальных предприятий (следствием этого было увеличение средств в бюджете страны и соответственно хоть и не большое, но увеличение пенсии граждан). Но до сих пор пенсии в этой стране не больше прожиточного минимума. А на ряду с этим «потребительская корзина» постоянно дорожает.

На мой взгляд, правительству Киргизии стоило бы провести более радикальную реформу опираясь на опыт развитых стран. Поскольку у страны большой дефицит бюджета (около 14 млрд.руб.) и страна нуждается во внешнем финансировании, правительство на данном этапе делает все возможное чтобы не допустить дефолт и гиперинфляцию.[5] Стоит пересмотреть и хоть немного, но сократить расходы бюджета страны и продолжать реформирование пенсионной системы.

 

 

Список использованных источников

1. Закон "О государственном пенсионном социальном страховании" Киргизии от 21 июля 1997.

2. Кураков Л.П. Словарь-справочник по экономике. - М. 2010

3. Республиканская газета «Дело №». КР. Выпуск 2012г.

4. Газета K-News: Новости Кыргызстана, Киргизии. ВСЕ как ЕСТЬ.  2012г.

5. Общенациональная газета «Слово Кыргызстана». Новости Киргизии. Электронная версия. 2012г.

 

3

 

Информация о работе Пенсионная система Киргизии