Пенсионная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области, а также выявить проблемы и предложить пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
 на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области рассмотреть предпринятые шаги реформирования пенсионной системы РФ;
 на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.
Выпускная квалификационная работа написана на основе изучения нормативно-правовых актов, связанных с построением и реформированием пенсионной системы РФ, материалов учебников и учебно–методических изданий, информации периодических изданий и электронных ресурсов, а также отчетных данных ОПФР в Архангельской области.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….……....6
1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России………………….6
1.2 Проблемы пенсионного обеспечения…………………………………….18
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование…………………28
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРИМЕРЕ ОПФР В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….……………………………………………….37
2.1 Характеристика деятельности ОПФР в Архангельской области………………………………………………………………….………..37
2.2 Анализ деятельности ОПФР в Архангельской области……………………………………………………………………………40
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда………………...50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………….59
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт……………………………….59
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем……………………………………………………….…………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………88

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 856.00 Кб (Скачать)

     Суммы начисленных пенсий, пособий и  иных выплат в абсолютном выражении  растут из года в год, но наблюдается  снижение темпов их роста. Это связано  с ростом числа пенсионеров, с  одной стороны, и повышением пенсий и других выплат за счет средств Пенсионного фонда, с другой стороны об этом свидетельствует тот факт, что численность пенсионеров выросла на 2,66 % в 2009 г. и 4,71 % в 2010 г., а сумма выплат выросла на 32,8 % в 2009 г. и 26,97 % в 2010 г.

     Увеличивается объем работы ОПФР в Архангельской области в связи с ростом числа пенсионеров, граждан, получающих пособия и другие выплаты за счет средств ОПФР, пересчетом пений и пособий, а также в связи с увеличением общего числа обращений граждан с заявлениями – на 45,35 % в 2008 г. и 271,6 % в 2010 г.

2.2 Анализ деятельности  ОПФР в Архангельской области

     Наиболее  детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного  обеспечения в Архангельской области может дать анализ ежегодно составляемого бюджета ОПФР, который является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Из представленных показателей и прилагаемых расчетов и обоснований можно получить достаточно четкое представление об основных рамках государственного пенсионного регулирования [17, c. 70].

     К основным характеристикам бюджета  ОПФР в Архангельской области относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит / профицит бюджета.

     Средства  ОПФР формируются за счёт:

  • страховых взносов, зачисляемых в ПФ России на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • страховых взносов, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии;
  • страховых взносов в виде фиксированного платежа;
  • мобилизации просроченной задолженности;
  • доходов от инвестирования средств, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;
  • средств, полученных от ОПФР по Архангельской области;
  • других, не запрещаемых законодательством источников [18].

     С 2010 года отменен единый социальный налог. Работодатели уплачивают страховые взносы c сумм, выплачиваемых в пользу работников. Основные изменения, касающиеся уплаты пенсионных взносов с 2010 года, внесены двумя законами:

  • Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ);
  • Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»« (далее - Закон № 213-ФЗ) [20].

     Замена  единого социального налога на отчисление страховых взносов во внебюджетные фонды позволяет сосредоточить  учет и контроль поступления денежных средств в одном органе.

     Функция администрирования страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование переходит от налоговых органов к Пенсионному фонду РФ. Это значительно повышает оперативность реагирования территориальных органов ПФР на задержки в поступлении страховых взносов.

     Таким образом, администрирование страховых взносов повышает ответственность как плательщиков, так и органа контроля - ПФР.

     Другой  важный момент в том, что налог  поступает в доход государства  и распределяется по многим статьям  бюджета, а страховые взносы в  Пенсионный фонд РФ - это индивидуально возмездные платежи. Они в полном объеме вернутся застрахованному лицу, то есть работнику, в пользу которого и уплачиваются. Таким образом, в эту систему заложен большой социальный смысл.

     Анализ  доходов и расходов бюджета ОПФР в Архангельской области выполняется на основе данных, которые сведены в таблицу 7 и отображены на рисунке 3.

                                        Таблица 7

Суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год
Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Начислено страховых взносов, всего 265250711 100 326306549 100 400861367 100
1 на страховую часть пенсии 232926350 87,8 284476018 87,2 336604597 84
2 на накопительную часть пенсии 32324361 12,2 41830531 12,8 64256770 16
Поступило страховых взносов,

всего

237383883 89,5 316918254 89,5 417969329 95,4
Продолжение таблицы 7
1 2 3 4 5 6 7
1 На  страховую часть пенсии 207000726 78 277110986 78,2 350232765 80
2 На  накопительную часть пенсии 30 383 157 11,5 39 807 268 11,3 67 736 564 15,4
Задолженность по уплате страховых взносов, всего 27 866 828 10,5 37 255 123 10,5 20 147 161 4,6
1 На  страховую часть пенсии 25 925 623 9,8 33 290 655 9,4 19 662 487 4,5
1.1 за 2008 г. 25 925 623 9,8 2 696 771 0,8 633 013 0,1
1.2 за 2009 г. - - 30 593 884 8,6 1 584 802 0,4
1.3 за 2010 г. - - - - 17 444 672 4,0
2 На  накопительную часть пенсии 1 941 205 0,7 3 964 468 1,1 484 674 0,1
2.1 за 2008 г. 1 941 205 0,7 339 146 0,1 89 469 0,02
2.2 за 2009 г. - - 3 625 322 1,0 183 181 0,04
2.3 за 2010 г. - - - - 212 024 0,04
 

     Из  таблицы 7 видно, что задолженность по уплате страховых взносов снизилась от 10,5 % до 4,6 %.

Рис. 3. Динамика доходов и расходов ОПФР в Архангельской области в 2008 - 2010 гг.

     Сумма полученных доходов в 2009 году увеличилась на 425,1 млн. руб., или 19,68 %, в 2010 году увеличение составило на 12,2 млн. руб., или 0,47 %. Общее увеличение за три анализируемых года составило 437,3 млн. рублей, или 20,24 %.

     Основным  фактором, который повлиял на увеличение поступлений – это страховые  взносы, которые составляли в 2008 году 2158,5 млн. рублей, к концу 2009 года увеличились на 423,1 млн. рублей и составили 2581,6 млн. рублей. Однако в 2010 году произошло уменьшение данного показателя на 10,3 млн. рублей, и составили 2571,3 млн. рублей. Общее изменение за три года составило 412,8 млн. рублей в сторону увеличения.

     Удельный  вес страховых взносов в общей  сумме доходов меняется незначительно  и имеет тенденции к снижению в общем за три исследуемых года на 0,93. Недоимки, пени, штрафы выросли с 0,07 % до 1 %. Страховые взносы за работающих граждан образуют доходы Пенсионного фонда за соответствующий год. Рост доходов ОПФР отражает рост средней заработной платы в Архангельской области и делает возможным увеличение страховой части пенсии сегодняшним пенсионерам. Однако за 2009 - 2010 год размер средней заработной платы снизился в связи с экономическим кризисом, о чем свидетельствует снижение почти на 1 % доли страховых взносов в общем объеме доходов.

     Расходы ОПФР в Архангельской области за период 2008 - 2010 годы увеличились на 1748,89 млн. рублей. Основным показателем, который повлиял на сумму расходов, является выплата пенсий и пособий. Сумма выплат за 2008 - 2009 годы изменилась в сторону увеличения на 851,97 тыс. рублей, удельный вес не изменился и составил 98,72 %.

     За 2009 - 2010 годы удельный вес выплат от общей суммы расходов увеличился на 0,04 %, сумма увеличилась на 876,12 млн. руб. Данная динамика роста суммы выплат говорит о том, что растет количество людей, получающих пенсию, а также растет сумма самой пенсии.

     Незначительную  долю от общей суммы расходов составляют финансовое и материально- техническое  обеспечение текущей деятельности. Сумма данного показателя за 2008 - 2009 год изменилась в сторону увеличения на 11,07 млн.руб., а концу 2010 года сумма стала 53,7 млн. рублей, что на 20,8 млн. руб. больше, чем в 2008 году.

     Рост  расходов отражает последствия проведения реформ в области пенсионной политики и пенсионного обеспечения в  России, однако разница суммы доходов и расходов довольно значительная, в 2010 году она составила 1,66, что говорит о дефиците источников покрытия расходов.

     На  территории Архангельской области зарегистрированы плательщики отчислений на социальное страхование, представленные в таблице 6 и на рисунке 4.

     В 2008 году общее количество страхователей составило 13837, к концу 2010 года оно составило 14152 человек. Из числа страхователей удельный вес юридических лиц в 2008 году составил 29,23, а в 2010 году – 12,68. Удельный вес физических лиц в 2008 году составил 12,89, в 2010 году – 12,68. Удельный вес страхователей фиксированного платежа составил в 2008 году 57,88, в 2010 году – 59,71. По всем остальным страхователям наблюдается изменение в сторону уменьшения.

                          Таблица 8

           Плательщики отчислений на социальное страхование

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год
кол-во уд. вес кол-во уд. вес кол-во уд. вес
Общее количество страхователей, состоящих  на учете в ОПФР в Архангельской области; всего страхователей 13837 100,00 14577  
 
 
100,00
14152 100,00
из  них:            
- юридические  лица 4045 29,23 4311 29,57 3908 27,61
- физические  лица 1783 12,89 1820 12,49 1794 12,68
- страхователи фиксированного платежа 8009 57,88 8446 57,94 8450 59,71
в том  числе работодателей 5828 42,12 6131 42,06 5702 40,30

Информация о работе Пенсионная система