Реформирование пенсионной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан на примере АО НПФ «БТА Казахстан».
- проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республики Казахстан;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………5
1.1 Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения…….5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной системе………..7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения…………………………..11
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО НПФ «БТА КАЗАХСТАН»………………14
2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»……………………………….14
2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан……16
2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»…………………………...22
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА:ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………….26
3.1 Проблемы участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана………………………………………………………………26
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана…………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая рефоррмирование пенсионной системы РК.docx

— 344.18 Кб (Скачать)
 

                                          Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ  ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………5 

1.1 Сущность и  перспективы реформирования пенсионного  обеспечения…….5 

1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной системе………..7 

1.3 Международный опыт  пенсионного обеспечения…………………………..11 

АНАЛИЗ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО НПФ  «БТА КАЗАХСТАН»………………14

2.1 История развития  АО НПФ «БТА Казахстан»……………………………….14

2.2 Современное  состояние пенсионной системы  в Республике Казахстан……16

2.3 Анализ деятельности  АО НПФ «БТА Казахстан»…………………………...22

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА:ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………….26

3.1 Проблемы участия  страховых компаний в пенсионном  обеспечении населения Казахстана………………………………………………………………26

3.2 Совершенствование  механизма реализации пенсионной  реформы Казахстана…………………………………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………………...34

Список  использованной литературы…………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   

                                                    Введение 

     Казахстан поступательно движется вперед по пути рыночных реформ. Продолжается преобразование экономики в сторону ее большей  рыночной направленности, отмечается дальнейший устойчивый рост производства, увеличились средние размеры  заработной платы, пенсий, социальных пособий. Это неоспоримые факты, которые позволяют и в дальнейшем решать вопросы повышения уровня жизни большей части населения, совершенствования пенсионного  обеспечения граждан.

     Трансформация общественно-политического строя, переход  к рыночной экономике потребовали  кардинального изменения государственной  политики в области социального  обеспечения. В связи с этим активизировалась работа по анализу и совершенствованию  системы управлением социальным развитием, создания законодательно-нормативной  базы и выработке мер по решению  первоочередных социальных проблем. К  таким проблемам относится пенсионное обеспечение в Республике Казахстан.

     Республика  Казахстан одна из первых в постсоветском  пространстве перешла от государственной  «солидарной» к накопительной системе  пенсионного обеспечения, так как  существующая в Казахстане система  пенсионного обеспечения, основанная на принципе солидарности поколений, практически  исчерпала свои возможности.

     Пенсионное  обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических  проблем независимо от экономической  стабильности и благосостояния государства. Обострение внимания к этому аспекту  социальной политики связано с общими для большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися  в увеличении продолжительности  жизни и старении населения; исчерпание внутренних возможностей и резервов солидарных принципов и форм пенсионного  обеспечения. В центре дискуссий  о реформировании пенсионных систем, развернувшихся в научных и политических кругах западных стран, стран с переходной экономикой – поиск новых более  эффективных методов и механизмов; создание многоуровневых, взаимодополняемых  и взаимосвязанных систем; активное привлечение население к самофинансированию и накоплению пенсий.

     Актуальность  данной работы заключается в современном  подходе к методам назначения социальных пенсий и пособий, в связи  с изменениями в законодательной  базе Республики Казахстан. Исходя из этого, можно выделить следующие  задачи исследования:

     - изучение теоретико-методологической  основы деятельности пенсионного  обеспечения;

     - рассмотрение предпосылок перехода  от «солидарной» к накопительной  пенсионной системе;

     - ознакомление с международным  опытом пенсионного обеспечения;

     - анализ деятельности пенсионного  обеспечения в Республике Казахстан  на примере АО НПФ «БТА Казахстан».

     - проблемы и перспективы  развития  накопительной пенсионной системы  в Республики Казахстан;

     Уровень пенсионного обеспечения в Республике Казахстан продолжает оставаться относительно низким. Перед пенсионным обеспечением стоят три основные задачи:

  1. защита от бедности при наступлении старости;
  2. предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности, размер которого обычно составляет определенную сумму, пропорционально сумме заработка, выплачиваемого непосредственно перед выходом на пенсию;
  3. защита этого дохода от последующего снижения реального уровня в результате инфляции или иных факторов (различных финансовых махинаций представителей власти или руководителей фондов и т.д.).

     Проведению  пенсионной реформы способствовала демографическая ситуация в республике, характеризующаяся увеличением  престарелых граждан вследствие роста продолжительности жизни, снижение рождаемости и миграционных процессов, которые, в первую очередь, характеризовались оттоком именно трудоспособной части населения.

     Конечной  целью любой пенсионной системы  является обеспечение в связи  с прекращением трудовой деятельности достаточных размеров пенсионных выплат, что следует считать самой  важной задачей пенсионного обеспечения  в любой стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 

1.1.Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в

                                    Республике Казахстан        

           Реформирование пенсионного обеспечения, содействие продуктивной занятости и повышение жизненного уровня населения являются важнейшими направлениями социально-экономической политики государства.

     Уровень социального обеспечения на каждом этапе развития страны определяется ее экономическими и финансовыми  возможностями. Экономический рост страны во второй половине девяностых годов создал предпосылки для  проведения активной социальной политики. Сохраняющаяся бедность, безработица, старение населения, глобализация рынков, а также рост так называемого  неформального сектора, требуют  дальнейшего углубления социальных реформ

     Ранее действующая система социального  обеспечения в Казахстане характеризовалась  преобладанием государственного участия. За счет государственного бюджета осуществлялось социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, и иных категорий населения.

     Для решения накопившихся проблем в  социальной сфере необходимо дальнейшее комплексное совершенствование  солидарной и накопительной пенсионной системы.

     С принятием Закона « О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного  обеспечения от существовавшего  по 1997 год принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений.

     А) по солидарной пенсионной системе:

     1.Совершенствование  пенсионного законодательства в  части изменения верхнего ограничения  по доходу для исчисления пенсионных  выплат.

     2.Обоснование  размера минимальной пенсии, который  должен быть в определенной  зависимости от прожиточного  минимума. Во избежание уравниловки  пенсий обеспечить переход к  единой методике расчета, позволяющей  сопоставить уровни минимальных,  средних и максимальных размеров  пенсионных выплат в определенной  градации.

     Б) по накопительной пенсионной системе:

     Дальнейшее  совершенствование накопительной  пенсионной системы предполагает решение  следующих основных задач:

  1. расширение сферы охвата населения услугами накопительных пенсионных фондов и, прежде всего, сельских жителей Казахстана;
  2. ужесточение мер со стороны налоговых органов по контролю за полнотой и своевременностью перечисления предприятиями обязательных пенсионных взносов;
  3. расширение объема финансовых инструментов, разрешенных для инвестирования пенсионных активов;
  4. совершенствование механизма пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов;
  5. обеспечение работающим адекватного пенсионного дохода за счет их обязательных и добровольных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды.

     Существующие  проблемы приобрели особую актуальность в условиях стабильного улучшения  экономической ситуации в стране как факторы, препятствующие росту  платежеспособного спроса данной категории  населения.

     В результате реформирования в стране создана смешанная пенсионная система: более полутора миллионов состоявшихся пенсионеров обеспечиваются пенсионными  выплатами на солидарной основе, одновременно накопительная пенсионная система  характеризуется наличием 6,5 млн. индивидуальных накопительных счетов граждан (по данным отчетов накопительных пенсионных фондов).

     Ежегодно  проводится повышение пенсий и в  последние годы номинальный рост пенсионных выплат опережал рост индекса  потребительских цен. Важнейшая  особенность накопительного пенсионного  обеспечения заключается в том, что она несет в себе ярко выраженную социальную направленность, так как  позволяет решить две важнейшие  проблемы за счет использования одних  и тех же финансовых средств: обеспечить дополнительную социальную защиту населения  и значительно расширить инвестиционные возможности государства.

     Рынок пенсионных услуг представлен Государственным  накопительным пенсионным фондом и 14 не государственными пенсионными  фондами.

           Накопительный пенсионный фонд – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, а  также деятельность по пенсионному  управлению пенсионными активами в  порядке, установленном законодательством  Республики Казахстан. Каждый накопительный  пенсионный фонд (НПФ) работает согласно собственным правилам и является самостоятельной юридической системой пенсионного обеспечения населения.

     Значение  накопительных пенсионных фондов в  пенсионной системе трудно переоценить. Проводимая в стране пенсионная реформа  направлена на минимизацию роли государства  в расходах на пенсионное обеспечение  населения, здесь центральным звеном выступает накопительные пенсионные фонды, благодаря которым с государства  снимается тяжелое бремя расходов на пенсионное обеспечение. Накопительный  пенсионный фонд занимается не только заключением договоров с работниками, он занимается разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и их использовании для выплат пенсий и пособий вкладчикам / получателям.

     В настоящее время приводится такая  схема взаимоотношений участников пенсионной системы:

     1) Вкладчик заключает договор с  накопительным пенсионным фондом.

     2) Вкладчик предоставляет копию  договора работодателю для перечисления  пенсионных взносов в выбранный  им фонд.

     3) Работодатель перечисляет пенсионные  взносы в пенсионный фонд вкладчика  через Государственный центр  по выплате пенсий.

     4) ГЦВП в течение трёх банковских  дней перечисляют пенсионные  взносы в пенсионный фонд.

     В настоящей схеме Государственный  центр по выплате пенсий выполняет  функцию учета поступлений пенсионных отчислений в целом по пенсионной системе.

     Налоговый комитет – регулирует полноту  и своевременность уплаты пенсионных отчислений. 

1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной

Информация о работе Реформирование пенсионной системы РК