Реформирование пенсионной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан на примере АО НПФ «БТА Казахстан».
- проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республики Казахстан;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………5
1.1 Сущность и перспективы реформирования пенсионного обеспечения…….5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной системе………..7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения…………………………..11
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО НПФ «БТА КАЗАХСТАН»………………14
2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»……………………………….14
2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан……16
2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»…………………………...22
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА:ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………….26
3.1 Проблемы участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана………………………………………………………………26
3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана…………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая рефоррмирование пенсионной системы РК.docx

— 344.18 Кб (Скачать)

     Что касается условий выплаты дополнительной пенсии, то здесь существует масса  вариантов: и страхование по принципу пожизненной ренты, прекращающейся со смертью страхователя, и перевод  пенсии в редуцированной сумме на наследников страхователя, и возможность  досрочной выплаты пенсии в связи  с наступившей инвалидностью  или потерей работы за несколько  лет до наступления пенсионного  возраста, и сочетания страхования  дополнительной пенсии со страхованием траурного обряда – словом, налицо широкий простор для фантазии страховых компаний. Разница только в определении тарифа, подкрепленного квалифицированными актуарными расчетами. Правильно рассчитанный тариф должен не только обеспечить старость страхователя, но и сделать этот вид страхования  рентабельным для страховой компании.

     В данном случае мы рассмотрели вариант  самостоятельного обеспечения страхователем  своей старости. Но это не единственная возможность. Оплатить стоимость страхования  дополнительной пенсии своих сотрудников  может и предприятие. Если предприятие  не располагает средствами для оформления договоров страхования на всех сотрудников, то это можно сделать поэтапно, например, по отделам или по цехам. Кроме того, страхование дополнительной пенсии за счет средств предприятия  – это хороший экономический  рычаг для предотвращения нежелательного увольнения ценного работника, поскольку, выступая в данном случае в роли страхователя, предприятие вправе расторгнуть договор досрочно.

     Итак, при создании системы пенсионного  страхования принято руководствоваться  определенными принципами, которые  гарантируют её успешное функционирование. Это принцип:

     1)свободного  волеизъявления, что предполагает  право свободного выбора предприятиями  и физическими лицами заключать  договор пенсионного страхования  со страховыми компаниями;

     2)полноценного  финансового контроля со стороны  государства за деятельностью  страховых компаний;

     3)создание  равных экономических и правовых  условий для всех участников  этого рынка.

     Создание  же таких условий предполагает:

     1)введение  в Положение о составе затрат  по производству и реализации  продукции (работ, услуг), включаемых  в себестоимость продукции (работ,  услуг), и о порядке формирования  финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли,  включив в него платежи по  договорам пенсионного страхования,  заключенным со страховыми компаниями.

     2)в  Перечне выплат, на которые не  начисляются страховые взносы  в пенсионный фонд, включить сумму  платежей работодателей по договорам  пенсионного страхования, заключенным  со страховыми компаниями.

     В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной  и исполнительной власти, накопительных  пенсионных фондов и страховых компаний, а также всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет построена эффективная  пенсионная система, способная обеспечить нашим гражданам достойный уровень  жизни в пенсионном возрасте.  

     3.2 Совершенствование  механизма реализации  пенсионной реформы  в Казахстане

     Сегодняшняя накопительная система  представляет собой лишь сферу  действия гражданско-правовых отношений  и не является по своей природе  страховой. В пенсионировании  известны две системы финансирования  обеспечения граждан в старости: перераспределительная (солидарная) и накопительная. 

     Перераспределительная система характеризуется тем, что  на выплаты пенсии пожилым людям  используется актуарные поступления  в фонды пенсионного страхования. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного  возраста право на пенсию, которая  финансируется в свою очередь  следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В таком случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

     При использовании же накопительной  системы финансирования поступающие  страховые взносы не сразу расходуются  на выплату пенсий, а накапливаются  в виде определенного (резервного) капитала.

     Для кардинального изменения ситуации в пенсионной сфере требуется  решить две группы задач.

     Во-первых, совершенствование пенсионного  обеспечения состоявшихся пенсионеров (все нынешние пенсионеры и те, которые  ими станут в течении 10 лет).

     Предлагается  установить всем состоявшимся пенсионерам  при трудовом стаже 20 и 25 лет (согласно полу) пенсию в размере 60% от номинальной  средней заработной платы по стране.

     В качестве ограничителя предлагается размер средней зарплаты в стране, так  как такой подход используется в  ряде развитых стран: считается, что  размер средней зарплаты является базой  для сопоставления заработной платы  выходящего на пенсию при исчислении последней.

     Для пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров нужны большие средства. Как известно, у государства их пока нет. Необходимо изыскать крупные  дополнительные ресурсы для поддержки  сегодняшних пенсионеров, чтобы  материализовать их заработанные в  советское время пенсионные права. Для повышения размера пенсий и своевременной ежемесячной  выплаты, необходимо использовать не только взносы предпринимателей – 6% от фонда  оплаты труда, но и за счет других нетрадиционных для нашей страны источников финансирования (установление государственной монополии  на торговлю газом, нефтью, лесом и  т.д., выделив часть получаемого  монопольного дохода на пенсионные цели; учреждения дополнительного целевого таможенного сбора на ввозимые товары и целевого акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия; введения целевого социального налога на доходы богатых и сверхбогатых слоев  населения и т.д.). Принцип социальной справедливости требует, чтобы эти  виды доходов принадлежали обществу в целом и направлялись прежде всего на обеспечение тех, кто  еще или уже не способен трудиться. Подобный опыт оправдал себя во Франции, ФРГ, Скандинавии.

     Во-вторых, совершенствование пенсионного  обеспечения будущих пенсионеров, то есть нынешних работников, которым  до пенсии больше 10 лет, и вновь вступающих в трудовую деятельность. Проблема в том, что у нынешних наемных  работников объем заработной платы, с которого уплачиваются пенсионные взносы в пенсионный фонд – крайне мал.

     По  итогам первого полугодия 2000 года 51,9% населения имело доходы до 3000 тенге  и 34,7% - от 3001 до 6000 тенге в месяц, поэтому  весьма проблематично накопить средства на старость.1 Кроме того, не исключается безработица, болезнь, инвалидность и т.д. Отсюда – и беспросветная бедность.

     Если  доля низкооплачиваемых работников радикально не сократиться, то число будущих пенсионеров, не заработавших (не «накопивших») себе пристойную пенсию, будет столь же велико, как число низкооплачиваемых работников. Бедность работников трансформируется в бедность пенсионеров без остановки. К тому же, в пенсионном обеспечении возникает дифференциация, подобная различиям в оплате труда.

     Для будущих пенсионеров был разработан новый механизм пенсионного обеспечения  – «солидарно-индивидуальная пенсия». По обеспеченности пенсия будущих пенсионеров  должна быть трехуровневой: гарантированной  социальной, обязательной солидарно-индивидуальной, добровольной.

     Первый  уровень – это социальная пенсия, которая определяется гарантией  прожиточного минимума пенсионера в  конкретном регионе; её получают все  граждане страны, достигшие пенсионного  возраста, не работавшие или не выработавшие необходимый трудовой стаж. Финансовым источником является бюджет страны.

     Второй  уровень – это обязательная солидарно-индивидуальная пенсия, которую получает наемный  работник при достижении пенсионного  возраста и при наличии необходимого трудового стажа.

Формирование  солидарно-индивидуальной пенсии предлагается из двух финансовых источников: солидарной и индивидуальной. Солидарная пенсия, выплачивается за счет обязательных отчислений работодателям 4% от фонда  оплаты труда, которые регистрируются на солидарном пенсионном счете (СПС) каждого  работника. Индивидуальная пенсия выплачивается  за счет обязательных отчислений 6% от заработной платы наемного работника, которые регистрируются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете (ИПС). Каждый наемный работник должен иметь  единый пенсионный счет с регистрацией солидарной и индивидуальной пенсионных взносов за время трудовой деятельности. Собираемые пенсионные средства фиксируются  на индивидуальных счетах работников. Они инвестируются в экономику, а доход от этих инвестиционных вложений, за вычетом комиссионных, получаемых пенсионными фондами, распределяется пропорционально накопляемому взносу на индивидуальных счетах работников.

     Солидарно-индивидуальная пенсия рассчитывается на уровне не мене 60% от зарплаты, актуализированной к  моменту выхода на пенсию. Пенсия будет  определяться пенсионеру следующим  образом. Если аккумулированные средства на ИПС обеспечивают пенсию в размере  меньше 60% средней заработной платы (по причине низкого заработка), то разница будет покрываться за счет средств СПС. Если же средства ИПС обеспечивают пенсию больше 60% заработной платы, то превышающая сумма и  средства его СПС используются на выплату пенсии низкооплачиваемых  работников (социальная солидарность). Такая «кара» настигнет только высокооплачиваемых, но ведь таковыми они стали за счет мало- и среднеимущих.

     Пикантность данной модели видится в том, что  вместо «солидарности между поколениями» внедрили «солидарность внутри поколении», то есть сегодняшние работники будущую пенсию накапливают себе же вместе с работодателем и если эта сумма окажется недостаточной, то покрывается за счет взносов высокооплачиваемых граждан. При этом солидарная пенсия накапливается для себя, а не для другого поколения. Еще одним принципиальным отличием солидарности «внутри поколения» является то, что она может распространяться как от младшего поколения к старшему, так и наоборот.

     Что же касается всех льготных пенсий –  за выслугу лет, за отважную работу на государственной службе, в связи  с вредными условиями, при потере кормильца, при инвалидности с детства  – они должны иметь специальный  источник финансирования и покрываться  из страхового резерва пенсионного  фонда и не должны рассматриваться  в терминах «льгот». Это просто иной пенсионный план, связанный с особенностями  трудовых отношений в конкретном секторе экономики. Поэтому формируют  «подуровень» профессиональных пенсий, которые создаются для отдельных  профессий или отраслей хозяйствования.

     Таким образом, вышеописанные уровни пенсии представляют собой национальную модель пенсионного обеспечения населения  страны. Разработанная национальная модель пенсионного обеспечения  выгодна:

     -государству.  Расходы по пенсионному обеспечению  относительно ВВП резко уменьшаются;  снижается число граждан, живущих  на социальные пособия. Выплата  пенсий осуществляется из средств  бюджета только на социальные  пенсии. Из военного бюджета перечисляются  пенсионные взносы военнослужащим, а из бюджета – в объеме 4% дохода за бюджетных работников, а пенсии депутатов – из  её же бюджета. Таким образом,  государство финансирует лишь  социальные пенсии, а также, кто  поступает его наемным работникам, т.е. лицам, по отношению к  которым оно непосредственно  выступает работодателем. 

     -работодателю. Снижение пенсионных взносов  с 15% до 10%, производство становится  соучастником солидарной пенсии  своих работников. Работодатели  самостоятельно определяют профессиональные  пенсии своим работникам и  финансируют согласно актуарным  расчетам. Тем самым, пенсионное  обеспечение становится благополучием  и стимулом рентабельности производства.

     -человеку. Впервые на постсоветском пространстве  разработан механизм пенсионного  обеспечения малоимущих слоев  населения, снижения массовой  бедности среди пожилых. В данном  варианте предлагается солидарность  не только и не столько за  счет долей вклада самого работника,  а за счет коллективной солидарности  внутри поколения, т.е. сегодняшние  работники готовят себе же  «коллективно-солидарную» пенсию, а  не пенсионерам другого поколения.

Информация о работе Реформирование пенсионной системы РК