Пенсионная система России и пути ее реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях наиболее важным для членов общества направлением социально-экономической политики государства является пенсионная система, обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости, которая оказывает сильное воздействие на платежеспособный спрос, общий уровень жизни. Это связано с тем, что финансы пенсионной системы представляют собой существенную часть совокупных ресурсов бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансам.docx

— 103.69 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

 

Кафедра экономики и финансового менеджмента

Факультет экономики, управления и бизнеса

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине  «Финансы»

на тему: «Пенсионная система России и пути ее реформирования»

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях наиболее важным для членов общества направлением социально-экономической политики государства является пенсионная система, обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости, которая оказывает сильное воздействие на платежеспособный спрос, общий уровень жизни. Это связано с тем, что финансы пенсионной системы представляют собой существенную часть совокупных ресурсов бюджетной системы.

Пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта. Это вызывает необходимость глубокого анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы, деятельностью Пенсионного фонда России.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью: изучения теоретических аспектов формирования пенсионной системы  в России; исследования факторов финансовой устойчивости пенсионной системы; оценки эффективности механизма управления средствами долгосрочных пенсионных накоплений.

Целью исследования является пенсионная система России и пути ее реформирования.

Цель исследования предопределила следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты формирования пенсионной системы в  России;

  • рассмотреть основное направление и функции Пенсионной системы РФ и зарубежных стран;

  • проанализировать деятельность  Пенсионного фонда РФ;

  • исследовать основные проблемы Пенсионной системы России;

  • разработать предложения по совершенствованию Пенсионной системы России.

Объектом исследования является пенсионная система России.

Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические аспекты пенсионной системы в России.

Теоретические и практические вопросы развития пенсионной системы России исследованы в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов: М.В. Романовского, О.В. Врублевской, М.Н. Бродского, А.М. Ковалева, М.Э. Дмитриева, СВ. Комарова, С.В. Ровбеля, А.К. Соловьева и др.

Практическая значимость работы заключается в том что, результаты данного исследования могут быть использованы для разработки методики анализа «Пенсионная система России и пути ее реформирования».

Работа состоит из трех разделов и подразделов, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты Пенсионной системы России

1.1 Основное направление и функции Пенсионной системы России

 

Пенсионная система России  – это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Пенсионная система РФ является составной  частью  государственного социального страхования. Эта система уникальна и   включает  страхование  по старости,  инвалидности,  потере  кормильца,  временной  нетрудоспособности, беременности и родам,  на  случай  безработицы  и  медицинское  страхование.

Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве,  его финансирование  осуществляется  на  основе  обязательных  страховых  взносов работодателей, работников и самозанятого населения.

Первый шаг в организации новой для России, но  успешно  действующей  в развитых странах пенсионной системе был  сделан  в  1991  году  с  созданием Пенсионного  фонда  РФ:  бюджет  пенсионной  системы  отделен   от   бюджета государства.  Это  дает  возможность  правительству,  парламенту   и   всему обществу  видеть,  сколько  собирается  взносов  обязательного   пенсионного страхования и как они расходуются, а также является залогом  того,  что  эти средства тратятся на пенсии и пособия  строго  в  соответствии  с  законом.

Кроме  того,   временно   свободные   средства   Пенсионного   фонда   могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при  ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе  главных  социальных  гарантий граждан России, а пенсионная  система  РФ  представляет  собой  многозвенный комплекс  государственных  органов  социальной  защиты,   ответственных   за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФР).

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных  функций  в пенсионной системе:

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

  • аккумуляция страховых взносов;
  • финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств Фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств Фонда;
  • организация и ведение индивидуального – персонифицированного  учета застрахованных лиц. На каждое застрахованное лицо, ПФР открывает лицевой счет с постоянным номером. Лицевой счет ведется ПФР в течение жизни застрахованного лица;
  • участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

  • платежей по единому социальному налогу работодателей;
  • платежей по ЕСН граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • платежей по ЕСН других категорий работающих граждан;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств Фонда;
  • других поступлений.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

  • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
  • оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;
  • финансирование других статей в соответствии с законом.

Законодательно отдельно утверждаются две структуры фонда: первая –структура расходов бюджета Пенсионного фонда, вторая – структура расходов бюджета ПФ РФ на финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов, связанных с деятельностью Фонда и его территориальных органов.

Первоочередной задачей Пенсионного фонда России  является обеспечение финансовой стабильности  пенсионной  системы,  создание  условий для регулярной выплаты пенсий в уставленные сроки и повышение их размеров  с учетом изменения потребительских цен [1, 250].

Пенсионное обеспечение – одна из главных гарантий социальной защиты граждан. Система пенсионного обеспечения выполняет две основные функции: социальную и стимулирующую. Суть социальной заключается в предоставлении через пенсионную тему  нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность. Реализация этой функции проявляется в том, что постоянно уделяется внимание повышению минимальной пенсии, были введены компенсационные выплаты к пенсиям. Стимулирующая функция обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с будущей пенсией, что должно отражаться на активности трудоспособной части населения.

В основе построения пенсионной системы лежат принципы всеобщности, солидарности поколений и адекватности размера пенсий. Первый связан с тем, что работающее поколение обеспечивает пенсии прошлому поколению. А адекватность предполагает, что размер выплачиваемой пенсии связан с результатами трудового вклада (получаемой заработной платой) [1, 257].

Таким образом, система пенсионного обеспечения является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии.

 

 

1.2 Пенсионные системы зарубежных стран

 

Мировой опыт показывает, что за рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты (государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по «накопительной» или «распределительной» схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.

Ниже приводится выборочный обзор пенсионных систем нескольких западноевропейских стран. Выбор именно этих стран был продиктован желанием рассмотреть наиболее оригинальные, но, в то же время, эффективные и устойчивые пенсионные системы; вместе с тем можно продемонстрировать тенденции развития пенсионных систем в странах, сопоставимых с Россией по уровню жизни.

Пенсионная система Германии представляет собой «систему трех уровней». К первому уровню относится обязательное пенсионное страхование (пенсионное страхование служащих; пенсионное обеспечение чиновников; помощь по старости для фермеров и членов их семей и пенсионное обеспечение так называемых лиц свободных профессий). Ко второму – добровольное обеспечение по старости от предприятий (выплачивается сотрудникам при выходе на пенсию). И, наконец, третий уровень – это частный способ обеспечения достойной старости (все формы создания частного капитала).

Стабильное экономическое и социальное развитие Германии поддерживается благодаря ответственности государства перед пенсионерами. Система пенсионного страхования финансируется не только страховыми взносами граждан и работодателей, но и дотациями от государства, что иллюстрирует принцип распределительной системы финансирования.

Пенсионные основания для граждан наступают при достижении мужчинами 65-ти, а женщинами 60 лет. Лица, имеющие не менее чем 35-летний трудовой стаж, при достижении 63-летнего возраста также могут выйти на пенсию.

Основой пенсионного обеспечения в США более 60 лет служила главная государственная пенсионная система (Social Security), построенная по распределительному принципу. Однако за последние десятилетия стремительно развивались частные системы пенсионного обеспечения, которые своими масштабами практически достигли уровня второй национальной пенсионной системы. Уже сегодня большее число американцев имеет возможность получения не одного, а двух-трех и более источников пенсионного дохода. В США существует три основных вида частных пенсионных систем: частные пенсионные планы по месту работы (планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами), личные пенсионные счета и аннуитеты, т.е. ежегодная рента (организуется страховыми компаниями). В отличие от государственной пенсионной системы, частные пенсионные системы носят добровольный характер.

Распределительная система государственного пенсионного обеспечения в основном выполняет социальную функцию, а построенные по накопительному принципу пенсионные системы служат источником долгосрочных инвестиций в экономику страны. Путем использования накопительных схем в США функционируют не только пенсионные фонды, но и другие институты, играющие важную роль в социальной сфере и в экономическом росте страны.

Пенсионный возраст в США одинаков для обоих полов и, согласно нынешнему закону, начинается с 65,5 лет.

В модели пенсионного обеспечения, действующей в Японии, доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение, в то время как другие институты играют роль дополнительных систем социальной защиты населения. В настоящее время пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень – это базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости (при условии достижения 65 лет и наличия страхового стажа), инвалидности и потери кормильца. Дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные пенсии (второй уровень).

Согласно различным исследованиям Япония является «стареющим» государством, что неизбежно понесет за собой увеличение расходов на выплату пенсий. В связи с этим вопросы реформирования пенсионной системы становятся всё более актуальными [2, 172].

Пенсионный возраст в Японии варьируется в зависимости от суммы получаемых гражданами пенсионных выплат. Так, при выходе на пенсию в 60-64 года граждане получают пенсию в сокращенном виде, а при продолжении трудовой деятельности размер их пенсии увеличивается ежегодно [2, 175].

Информация о работе Пенсионная система России и пути ее реформирования