Пенсионная система России и пути ее реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях наиболее важным для членов общества направлением социально-экономической политики государства является пенсионная система, обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости, которая оказывает сильное воздействие на платежеспособный спрос, общий уровень жизни. Это связано с тем, что финансы пенсионной системы представляют собой существенную часть совокупных ресурсов бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансам.docx

— 103.69 Кб (Скачать)

 

 

Наибольшее число семей распорядились средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий – 1 361 780, или 96,3% от общего количества распорядившихся. К концу 2012 года средствами материнского капитала частично распорядились 37,4% владельцев сертификатов, 23,9% семей использовали средства материнского капитала полностью.

В целом за 2012 год ПФР обеспечил качественный уровень реализации его основных функций, предоставления государственных услуг гражданам и страхователям.

 

 

2.2  Обзор деятельности негосударственного пенсионного обеспечения в РФ

 

В рамках реформирования пенсионной системы в РФ большое значение приобретают негосударственные пенсионные фонды.

На сегодняшний день согласно п. 2 ст. 36.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» на момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика каждый НПФ должен соответствовать ряду жестких требований. А именно иметь:

  • совокупный вклад учредителей (учредителя), внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 млн. руб. со дня вступления в силу Федерального закона № 75-ФЗ, не менее 30 млн. руб. – с 01.01.2005 и 100 млн. руб. – с 01.01.2009;
  • величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности – ИОУД) с 01.01.2005 не менее 30 млн. руб., с 01.07.2009 – не менее 100 млн. руб.;
  • опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее 1 года с 01.01.2004 г., а с 01.07.2009 г. – не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;
  • опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее 2-х лет [4].

Не иметь: актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания, а также фактов приостановления действия лицензии в течение последних 2-х лет деятельности.

Система негосударственных пенсионных фондов в настоящее время представлена 296 фондами.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве – 113 фондов, в Санкт-Петербурге – 19, Нижегородской и Самарской областях – по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.

В таблице 2.1 представлены данные о размерах собственного имущества, имущества для организационно-управленческой деятельности и соответственно о размерах пенсионных резервов за три года.

 

Т а б л и ц а 2.1 – Основные количественные характеристики российских НПФ

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, в %

Собственное имущество, млн. руб

45 104,0

63 667,2

125 622,7

80 518,7

278,5

Имущество для ОУД, млн. руб

10 328,8

10 314,9

31 537,0

21 208,2

305,3

Пенсионные резервы, млн. руб

33 641,9

51 417,3

89 557,4

55 915,5

266,2

Общая сумма инвестиций, млн. руб

39 282,4

60 110,1

116 548,1

77 265,7

296,7

 

 

Из данных таблицы 2.1 видно, что на протяжении трех лет наблюдается тенденция роста собственного имущества. Так, если в 2010 г. размер собственного имущества составлял 45 104,0 млн. руб., то уже в 2012 г. он вырос на 80 518,7 млн. руб. и составил 125 622,7 млн. руб. Если говорить об имуществе для ОУД, то сумма денежных средств в 2010 – 2011 гг. была практически одинаковой, а в 2012 году увеличилась до 31 537,0 млн. руб. Величина пенсионных резервов с 2010 года постепенно увеличивалась [4]. Наибольшая сумма инвестиций пришлась на 2012 год и составила 116 548,1 млн. руб., что говорит о непрерывном вложении денежных средств в развитие негосударственных пенсионных фондов страны со стороны других финансовых институтов.

Негосударственные пенсионные фонды пополняются за счет вкладов учредителей, пенсионных взносов, целевых взносов вкладчиков, взносов от благотворительных фондов, а также других поступлений, как показано в таблице 2.2.

 

Т а б л и ц а 2.2 – Основные статьи поступлений в НПФ

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение 

Темп роста, в %

Пенсионные взносы,  млн. руб

4 092,1

11 556,3

8 241,0

4 148,9

201,4

Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов, млн. руб

1 937,7

8 770,0

4 176,8

2 239,1

215,5

Целевые взносы вкладчиков, млн. руб

314,5

1 198,6

446,0

131,5

141,8

Благотворительные взносы и др. законные поступления, млн. руб

114,0

448,5

1067,8

953,8

936,7

Итого

6 458,3

21 973,4

13 931,6

7 473,3

215,7

 

 

Из таблицы 2.2 видно, что объем поступлений в НПФ меняется из года в год, то увеличиваются в 3,5 раза, как это было в 2011 г., то сокращаются.

Наибольшее количество поступлений в негосударственные пенсионные фонды пришлись на 2011 год, когда пенсионные взносы по сравнению с 2010 и 2012 гг. составили 11 556,3 млн. руб. Это говорит о том, что количество участников фондов значительно увеличилось.

Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов в 2011 году составил 8 770,0 млн. руб., что в 3,5 раза больше доходов в 2010 году и в 2 раза больше, чем в 2012 году. Благотворительные взносы и другие законные поступления также растут, самый низкий уровень в 2010 году – 114,0 млн. руб. в сравнении с остальными годами. Общий объем поступлений в негосударственные пенсионные фонды в 2012 году – 13 931,6 млн. руб. Это на 7473,3 млн. рублей больше, чем в 2010 году, и на 8041,8 млн. руб. меньше по сравнению с 2011 годом [4].

Главной деятельностью пенсионного обеспечения является развитие негосударственных пенсионных фондов. Данная деятельность активно развивается, и государство всячески способствует этому. Негосударственные пенсионные фонды обладают большим количеством функций, однако одной из главных является социальная защита населения.

С целью обеспечения их функционирования разрабатывается законодательная база, разрабатываются государственные механизмы управления и контроля систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

 

 

2.3 Основные проблемы пенсионной системы России

 

Исследования Пенсионной системы России показали, что в настоящее время реализована лишь незначительная часть концептуальных задач пенсионной системы,  важнейшие положения, предусмотренные принятыми программными документами, решаются непоследовательно, а ряд из них (реформирование института льготных пенсий и создание профессиональных пенсионных систем) нормативно еще не закреплены.

Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы.

Финансовое состояние ПФР характеризуется все возрастающим дефицитом, покрываемым пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Лишь около 4% граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

В процессе налоговой реформы из накопительной части трудовой пенсии оказались исключены проявлявшие к ней наибольшую заинтересованность граждане средних возрастов (1953-1966 гг.), что негативно сказалось на отношении населения к пенсионной реформе, уменьшило интерес и доверие граждан к государственной пенсионной политике.

Население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе – как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций [5, 13].

Согласно актуарному расчету ПФР, при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 году недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2012 года; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1% от средней зарплаты, то есть практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15% от фонда заработной платы против 19% в 2012 году [5, 15].

Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы: остается нерешенной проблема досрочных пенсий; не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан; действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами; порядок (формула) расчета страховой части трудовой пенсии, формирует пенсионные обязательства, не обеспечиваемые соответствующими финансовыми ресурсами [6].

Таким образом, проведенные исследования проблем показали, что накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

 

 

      2.4 Предложения по совершенствованию Пенсионной системы России

 

Исследовав в рамках данной работы функции ПФР, определились основные задачи дальнейшего развития Пенсионной системы России – это: обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате; достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера; поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей; обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения; развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение); повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Для достижения указанных целей предлагаем осуществить модернизацию основных институтов пенсионной системы. При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности и т.д.

Государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений в рамках частно-государственного партнерства, как с участием работодателей, так и самих граждан.

Одновременно должно быть обеспечено выполнение государством всех принятых на себя обязательств перед теми, кто уже не может влиять на уровень своего обеспечения в старости – нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей по сравнению с инфляцией индексации пенсий. При этом размер базовой части трудовой пенсии и социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, определенного на основе современных представлений о социальных стандартах качества жизни населения.

Полноценный эффект от реализации пенсионной реформы можно ожидать через 20-30 лет при условии, что достижение этого результата будет запрограммировано законодательством, принятым на долгосрочный период.   Модернизируя распределительную часть государственной системы трудовых пенсий, следует, прежде всего, преодолеть зависимость бюджета ПФР от субсидий из федерального бюджета. Одним из обсуждаемых вариантов является полная передача ответственности за выплату базовой пенсии федеральному бюджету и изменение структуры тарифа пенсионных взносов; постепенный (в течение 15-20 лет) отказ от распределительной страховой части и полная замена ее в долгосрочной перспективе на накопительное обязательное пенсионное страхование, осуществляемое через частные финансовые институты. В этом случае базовая часть трудовой пенсии, уравнительная по своей природе, будет выплачиваться через ПФР и финансироваться за счет пенсионного налога с работодателей, тогда как страховые взносы будут направляться исключительно на формирование пенсионных накоплений и инвестироваться в интересах ускоренного экономического развития страны.

Важным направлением решения пенсионных проблем должно стать создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые, учитывая региональные особенности, должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой стороны, способствовать социально-экономическому развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов. 
Государство должно заинтересовать работодателей участвовать в пенсионном обеспечении своих работников. С этой целью необходимо предоставить налоговые льготы и иные формы стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочить их правовое регулирование.

Информация о работе Пенсионная система России и пути ее реформирования