Бюджетное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования.

Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:

- Форм и методов бюджетного финансирования;

- Механизма бюджетного финансирования;

- Основных проблем бюджетного финансирования;

- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;

- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;

- Расходы на обеспечение социальной политики;

- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.

Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения.

Объектом исследования является бюджетное финансирование.

Файлы: 1 файл

курсовая наташи.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

1.3 Принципы бюджетного  финансирования 

     В соответствии с бюджетным законодательством  до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

     БК  РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, а также включает в  перечень принципов бюджетной системы  принципы, ранее не предусмотренные  бюджетным законодательством России.

     В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная  система Российской Федерации основана на 10 принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

     1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкции за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации проявляется в закреплении  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации,  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

     3. Принцип самостоятельности бюджетов  — это:

  • право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

     4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

     Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

     5. Принцип сбалансированности бюджета  выражается в том, что объем  предусмотренных бюджетом расходов  должен соответствовать суммарному  объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита.

     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета.

     6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные  органы и получатели бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с использованием определенного  бюджетом объема средств.

     7. Принцип общего (совокупного) покрытия  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и по­ступлений из источников финансирования его дефицита.

     Доходы  бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за ис­ключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     8. Принцип гласности предусматривает  следующее:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между за­конодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти;
  • секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

     9. Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

     10. Принцип адресное и целевого  характера бюджетных средств  закрепляет требование о том,  чтобы бюджетные средства выделялись  в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей3.

     Любые действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Характеристика основных  параметров элементов  бюджетной системы  РФ 
 

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ бюджетная  система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права.

     Она трехуровневая:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

     Бюджетная система РФ состоит из трех блоков:

  • экономический – объединяет экономические нормы всех звеньев бюджетной системы РФ;
  • юридический – включает юридические положения Федераций, субъектов и органов самоуправления;
  • бюджетный – совокупность всех бюджетов государства.

     Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

     Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

     По  экономическому содержанию федеральный  бюджет представляет собой форму  образования и использования  Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

     Федеральный бюджет играет важную экономическую  роль в перераспределении совокупного  общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении Денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

     Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

     Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных  вложений в основные фонды, дотаций  жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое  воздействие федерального бюджета  на эффективность производства, ускорение  научно-технического прогресса. Федеральный  бюджет, финансируя образование и  науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

     Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

     Доходы  бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год4.

     Самый последний федеральный бюджет на 2007 год был утверждён Государственной  Думой РФ 24 ноября 2006 года, одобрен  Советом Федерации 8 декабря 2006 года и закреплён Федеральным законом  от 19.12.2006 №238 ФЗ “О федеральном бюджете  на 2007 год”.

     Функции федерального бюджета:

  • связывает основные финансовые институты – государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты;
  • регулирует все звенья финансовой системы общества – государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы;
  • оказывает экономическое воздействие на негосударственную сферу экономики страны;
  • оказывает влияние на характер хозяйственного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества;
  • через федеральный бюджет осуществляется внешнеэкономическая и политическая деятельность государства.

Информация о работе Бюджетное финансирование