Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Государственный бюджет……………………………………………………...5
Государственный бюджет и его функции………………………………..5
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..7
Формирование и использование государственного бюджета……………..12
Принципы формирования государственного бюджета………………..12
Использование государственного бюджета……………………………16
Бюджетный дефицит………………………………………………………...23
Причины возникновения и социально-экономические последствия бюджетного дефицита…………………………………………………..23
Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 100.70 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Государственный бюджет……………………………………………………...5
    1. Государственный бюджет и его функции………………………………..5
    2. Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..7
  2. Формирование и использование государственного бюджета……………..12
    1. Принципы формирования государственного бюджета………………..12
    2. Использование государственного бюджета……………………………16
  3. Бюджетный дефицит………………………………………………………...23
    1. Причины возникновения и социально-экономические последствия бюджетного дефицита…………………………………………………..23
    2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных  и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые  и неналоговые) не покрывают все  необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает  в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого  роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать  дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики  и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим  экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Современные зарубежные исследования дефицита/профицита и их влияния  на экономическое развитие нашли  отражение в работах С.Л. Брю, Р. Дорнбуш, Я. Корнай, K.P. Макконнелла, П. Самуэльсона, Фишера, Р. Шмалензи и др. Российская школа, изучавшая влияние дефицита/профицита  на экономическое развитие в дорыночный период, представлена работами М.И. Боголепова, Г.И. Болдырева, С.Ю. Витте, Г.Я. Сокольникова, М.М. Сперанского, М.И. Фридмана и др.

Объектом исследования является дефицит бюджета как экономическое  явление. В качестве предмета исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе исполнения бюджета.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ  бюджетного дефицита, выявление его  особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной  политики страны.

В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие  задачи:

1.Изучить сущность бюджетного  дефицита, главные причины его  возникновения, а также социально-экономические  последствия;

2.Раскрыть механизм финансирования  бюджетного дефицита в современных  условиях;

3.Рассмотреть проблемы  управления бюджетным дефицитом  и методы их устранения в  контексте зарубежной практики.

Курсовая работа содержит три главы. Первая глава рассказывает о сущности дефицита государственного бюджета, причинах его возникновения, экономических теориях его трактовки, а также социально-экономических  последствиях дефицита бюджета.

Вторая глава посвящена  изучению способов финансирования дефицита государственного бюджета, их главных  преимуществ и недостатков.

В третьей главе предложено методы устранения проблем управления бюджетного дефицита на основе изучения практики зарубежных стран.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных  и зарубежных ученых экономистов  в области бюджета и бюджетного дефицита. В работе использованы федеральные  законы и нормативно-правовые акты РФ, регулирующие бюджетные правоотношения, материалы, опубликованные в периодических  изданиях, а также интернет-ресурсы.

 

1. Государственный бюджет

1.1 Государственный  бюджет и его функции

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить  экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав – государственный  бюджет. Воздействие на образование  и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств производится через государственный  бюджет.

Государственный бюджет в  соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов  и расходов государства, а также  такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, - параметры, которые в значительной степени  влияют на цифры будущих доходов и расходов (рис.2).

 

рисунок 2.-Общие параметры  бюджета на 2009 и 2010 года.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет можно  рассматривать с двух позиций: как  экономическую категорию и как  финансовый план.

Основным финансовым планом является государственный бюджет, который  даёт органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов. Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых  государству и тем самым определяет налоговую политику в стране. Конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта позволяет бюджету выступать  в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у  государства с физическими и  юридическими лицами относительно перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения  составляют 40-50% ВВП.[9, С.25]

Так складывалась динамика российского ВВП в последние  годы (рис.1).


рисунок 1.-Динамика ВВП за 2007-2010 г.

Бюджетные отношения как  экономическая категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща денежная форма и  основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

-  перераспределение ВВП;

-  государственное регулирование и стимулирование экономики;

-  финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

-  государственный контроль за поступлением и использованием бюджетных средств.[10, С.58]

1.2 Бюджетная система  и бюджетное устройство

Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует бюджетное устройство. Оно устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных  органов власти по составлению, утверждению  и исполнению бюджетов. Также бюджетное  устройство прописывает распределение  доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные  бюджеты. У государств с федеративным устройством, кроме этого, выделяются бюджеты субъектов федерации.[3, С.251]

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным  устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ (статья 10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

1.  федерального бюджета и бюджетов государственных вне бюджетных фондов;

2.  бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3.  местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).[21, C.154]

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. Т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.[24, С.126]

БК РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

-  единства бюджетной системы Российской Федерации;

-  разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

-  самостоятельности бюджетов;

-  полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-  сбалансированности бюджета;

-  эффективности и экономности использования бюджетных средств;

-  общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

-  гласности;

-  достоверности бюджета;

-  адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

-  право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

-  наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

-  законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

-  право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

-  недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

-  недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета.

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования