Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Государственный бюджет……………………………………………………...5
Государственный бюджет и его функции………………………………..5
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..7
Формирование и использование государственного бюджета……………..12
Принципы формирования государственного бюджета………………..12
Использование государственного бюджета……………………………16
Бюджетный дефицит………………………………………………………...23
Причины возникновения и социально-экономические последствия бюджетного дефицита…………………………………………………..23
Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 100.70 Кб (Скачать)

1)увеличение числа социальных  выплат, а значит, социальной нагрузки  на бюджет;

2)неблагоприятная демографическая  ситуация, связанная со старением  населения, в результате чего  увеличиваются расходы на выплату  пенсий, ассигнования на здравоохранение  и т.п.;

3)либерализация налогового  законодательства и как следствие  этого снижение величины налоговых  ставок (без соответствующей корректировки  государственных расходов);

4)возрастание объема внешней  задолженности.

В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными  факторами:

1)долгосрочной тенденцией  в динамике налоговых поступлений  и государственных расходов;

2)стадией экономического  цикла, в которой находится  экономика в рассматриваемый  период;

3)текущей политикой государства  в области бюджетных расходов  и доходов.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще  не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит  рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического  регулирования. Умелое обращение с  этим инструментом позволяет государству  решить достаточно широкий круг экономических  и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного  спроса и доходы, уровень цен, состояние  платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет[9, С.369].

В условиях, когда экономика  страны развивается динамично и  стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно допустимых границах не является угрожающим. Его не следует  излишне драматизировать, потому что  в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Формы участия органов  власти и управления в процессах  сокращения дефицита бюджета у каждого  государства разные, но общими для  них являются управление налоговой  политикой, бюджетным финансированием  и регулированием бюджетов всех уровней  в соответствии с экономическим  развитием регионов и численностью населения.

Следовательно, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая  в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму  большую, чем возможный размер всех его доходов.

Глава 13 БК РФ определяет возможность  наличия дефицита в бюджете и  устанавливает, что превышение доходов  над расходами является дефицитом  бюджета.

Бюджетный дефицит может  образоваться в результате следующих  причин:[9, С.394]

-чрезвычайная ситуация  в стране: война, крупное стихийное  бедствие, когда обычные источники  доходов не покрывают новых  расходов и государство прибегает  к поиску новых дополнительных  доходных источников;

-подъем экономики на  определенном этапе развития  общественных отношений, следствием  чего является превышение расходов  над доходами. В этом случае  дефицит бюджета финансирует  прогрессивные сдвиги в экономике,  поэтому не считается отрицательным  явлением;

-как следствие экономического  и политического кризиса. Как  правило, это происходит из-за  эмиссии денег, продажи облигаций  государственного займа, государственных  ценных бумаг, больших оборотов  наличной денежной массы в  теневой экономике. В этом случае  дефицит бюджета- явление кризисное,  отражающее невозможность правительства  контролировать политическую и  финансовую обстановку в стране.

Особенностями развития экономики, которые предопределяют дефицит  бюджета, есть [15, С.33]:

-структурная разбалансированность  экономики и несвоевременное  и неэффективное проведение структурных  превращений;

-сохранение значительного  количества нерентабельных государственных  предприятий, которые получают  дотации;

-неэффективный механизм  налогообложения субъектов хозяйствования;

- значительный объем теневой  экономической деятельности;

-несоответствующая имеющимся  финансовым возможностям государства  структура бюджетных расходов;

-нецелевое и неэффективное  использование бюджетных средств;

-потери, разбазаривания  выработанной продукции, кражи,  приписки, и др., что не стало  объектом эффективного государственного  финансового контроля.

Мировая практика показывает, что положение в стране считается  контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит  неминуемо ведет к росту внутреннего  и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного  размера дефицита, что не считается  опасным состоянием и не требует  вмешательства государства в  регулирование бюджета. Согласно ст.92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.; дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.[ст.92, БК РФ]

3.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития

В большинстве стран, в  том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита [24, С.290]:

1)кредитно-денежная эмиссия  (монетизация);

2)долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3)увеличение налоговых  поступлений в госбюджет, а  также доходов от приватизации, продажи госимущества.

Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется  и просто в целях пополнения доходов  бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в  большей степени относятся первый и второй способы.

Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета.

Достоинства:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает  на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска.

 Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Этот метод может оказать  дестабилизирующее воздействие  на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует  увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет  к еще большему росту деловой  активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой  увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского  финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто  инфляционным, однако его не стоит  исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета.

При монетизации увеличивается  количество денег в обращении, темпы  роста денежной массы существенно  превосходят темпы роста реального  ВВП, что приводит к повышению  среднего уровня цен. При этом все  экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов  перераспределяется в пользу государства  через возросшие цены. У государства  образуется дополнительный доход, то есть новый доход от печатания денег.

В целом монетизация может  быть использована как способ решения  проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это  небезопасный для экономики способ[24, C.303].

Менее болезненным и более  управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета  является долговое финансирование. В  результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается  за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется  внешний и внутренний долг государства. Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета  за счет внутреннего долга.

Достоинства:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

Это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг  можно обеспечить быстро. Население  в развитых странах с удовольствием  покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое  пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они  не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться  процент. Выплата процентов по государственным  облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг, тем большие  суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации  для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.

«Эффект вытеснения» частных  инвестиций. Этот эффект заключается  в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке  ценных бумаг приводит к тому, что  часть сбережений домохозяйств расходуется  на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а  не на покупку ценных бумаг частных  фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы  частных фирм и, следовательно, инвестиции.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета  может привести к дефициту платежного баланса[24, С.308].

Применение государственных  займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными  последствиями для экономики  по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной  для правительства, чем повышение  налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также  недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться  только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства  является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством  кредитного финансирования правительство  может значительно увеличить  свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет  тот факт, почему в последнее время  кредитное финансирование стало  одним из популярных инструментов экономической  политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в  последние два-три десятилетия  значительно возросли [21, С.364].

Долговое финансирование может стимулировать экономический  рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым  предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При  этом начинает действовать положительный  эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее  влияние на другие отрасли хозяйства  и занятость.

Два американских экономиста Томас Сарджент  и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета  в долгосрочном периоде может  привести к еще более высокой  инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Сарджента-Уоллеса».

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных  облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами  займом в настоящем, который нужно  будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.

Если государство будет  использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь  велик (т.е. будет выпущено такое  количество государственных облигаций  и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет  гораздо больше, чем если проводить  ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию [16, С.13].

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования