Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Государственный бюджет……………………………………………………...5
Государственный бюджет и его функции………………………………..5
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..7
Формирование и использование государственного бюджета……………..12
Принципы формирования государственного бюджета………………..12
Использование государственного бюджета……………………………16
Бюджетный дефицит………………………………………………………...23
Причины возникновения и социально-экономические последствия бюджетного дефицита…………………………………………………..23
Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 100.70 Кб (Скачать)

-  создание за счет средств РФ, ее субъектов и муниципальных образований новых объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования;

-  приобретение в собственность РФ, ее субъектов и муниципальных образований объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования;

-  капитальный ремонт принадлежащих РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования.

В составе капитальных  расходов бюджетов формируется бюджет развития. Однако текущие расходы  бюджетов не менее важны для функционирования государства и местного самоуправления, чем капитальные расходы, поскольку  именно они обеспечивают удовлетворение повседневных потребностей РФ, ее субъектов  и муниципальных образований.

Предоставление бюджетных  средств осуществляется в следующих  формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основе на осуществление  определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма  финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или  другому бюджету на возвратной и  возмездной основе[21, С.284].

Бюджетные расходы делятся  ещё по ведомственному признаку на федеральные, региональные и местные  в соответствии с уровнем финансированной  бюджетной системы.

В свою очередь бюджетные  учреждения расходуют бюджетные  средства исключительно на:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных  средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. (БК РФ ст.70)

Действующее бюджетное законодательство устанавливает, что в расходной  части бюджетов отражаются не только расходные операции, но также и  приходные. Бюджетные кредиты, в  том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого  обеспечения отражаются в составе  расходов бюджетов, но только со знаком "минус".

 

3. Бюджетный дефицит

3.1. Причины возникновения и социально-экономические последствия бюджетного дефицита

В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих  зарубежных странах наблюдается  хронический дефицит их государственных  бюджетов, то есть превышение расходов бюджета над его доходами.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает  сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит. Но чаще всего расходы  превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не являющееся обязательно  чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом[27, С.367].

В разных направлениях экономической  мысли по-разному относятся к  дефицитному финансированию. Так, представители  неоклассического направления, начиная  с А. Смита, негативно относятся  к долговому финансированию. Они  считают, что А. Смит был прав, когда  говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается  богатство нации, усугубляется налоговое  бремя, что препятствует накоплению капитала. Современные монетаристы (М. Фридман, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует  свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к  увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный  долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства [7, С.8].

Представители кейнсианского  направления, напротив, считают, что  в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря  им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так  уж плохо, поскольку результатами таких  заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они  и должны нести бремя по их возмещению.

Объективная необходимость  использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими  факторами, прежде всего увеличением  расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного  увеличения бюджетных расходов. Между  тем доходы государственного бюджета  всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между  все увеличивающимися потребностями  общества и ограниченными средствами государства.[24,С.370]

Существуют разные представления  о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической  основы государственной политики большинства  развитых стран до 30-х гг. ХХ в., следует  добиваться равенства доходов и  расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную  политику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует  инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно, либо увеличивать  налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать  прямо противоположно, т.е. снижать  налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаются ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой [24, С.378].

Бюджетный дефицит негативно  влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативных социальных последствиях. Однако в  научной литературе случаются утверждения, что дефицит бюджета может  иметь позитивное влияние на оживление  экономической жизни. С этим можно  согласиться только частично, потому что не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники  его финансирования. В странах, где  хорошо развит рынок государственных  ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние  на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно  будет влиять на хозяйственную жизнь  в будущем. Поэтому бездефицитный  бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных  факторов - как объективных, так и  субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ничем  иным, как невозможностью государства  обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень  себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и  в целом снижение эффективности  хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.[20,С.195]

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений  в экономической и политической жизни государства и усиливает  их в том случае, когда он превышает  установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики  за счет управляемости процессов. Уровень  дефицита определяется по отношению  к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные  формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета  дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный - подчиняется законам  инфляции.

Задание состоит в том, чтобы найти возможность при  помощи бюджетного дефицита стимулировать  экономическое развитие государства.

Различают понятие стойкий  дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный  дефицит, который вызывается кассовыми  разрывами в исполнении бюджета  или непредсказуемыми событиями  и обстоятельствами.

За критерием определения  составных частей бюджетного дефицита выделяют[11, С.584]:

-фактический бюджетный  дефицит;

-структурный бюджетный  дефицит;

-циклический бюджетный  дефицит.

Если дефицит фактический  является внешним проявлением разбалансированности доходной и расходной частей бюджета  государства, то структурный и циклический дефициты есть его внутренними составляющими. Фактический дефицит отражает реальные доходы, расходы бюджета и дефицит, за определенный период. Структурный дефицит проявляется при условиях полной или высокой занятости потенциальных производственных ресурсов. Циклический дефицит является следствием недопоступления бюджетных доходов по причине циклических колебаний в экономике. В общем выражении циклический дефицит является разницей между фактическим и структурным дефицитом.

Различают краткосрочную  и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет  краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений  макроэкономической ситуации по сравнению  с той, в которой составлялся  бюджет. Это происходит главным образом  из-за отсутствия необходимого опыта  макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения  целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений  в бюджет может произойти в  результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в  структуре спроса на изготавливаемую  продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано  неожиданно резким ростом государственных  расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной  величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением  налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.[14, С.231]

Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением  разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования