Сокращать бюджетный дефицит
достаточно сложно в силу ряда причин.
Объем обязательств по осуществлению
расходов, которые принимает на себя
государство, очень велик. Эти обязательства
накапливаются десятилетиями, многие
из них не подлежат сокращению, снижение
других является непопулярной мерой и
затрагивает интересы влиятельных структур.
Некоторые расходы носят чрезвычайный
характер и могут внезапно увеличиваться.
Находить же новые источники пополнения
доходной части бюджета гораздо сложнее:
рост налогов негативно сказывается на
деловой активности в экономике, способствует
большему уклонению от налогообложения;
приватизация государственной собственности
дает лишь разовое поступление денег в
казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых
странах бюджет чаще сводится с дефицитом,
чем с профицитом.
Среди конкретных мероприятий
по сокращению бюджетного дефицита следует
назвать такие меры, которые, с
одной стороны, стимулировали бы
приток денежных средств в бюджетный
фонд страны, а с другой - способствовали
сокращению государственных расходов,
а именно:
-изменение направлений
инвестирования бюджетных средств
в отрасли народного хозяйства
с целью повышения эффективности
производства;
-более широкое использование
финансовых льгот и санкций,
позволяющих полнее учитывать
специфические условия хозяйствования
и стимулирующих экономический
рост;
-резкое сокращение сферы
государственной экономики и
государственного финансирования;
-снижение военных расходов;
-сохранение финансирования
лишь важнейших социальных программ,
мораторий на принятие новых
социальных программ, требующих
значительного бюджетного финансирования;
-запрещение центральному
банку страны предоставлять кредиты
правительственным структурам любого
уровня без надлежащего оформления
задолженности государственными
ценными бумагами.
Помимо этого, в мировой
практике для снижения бюджетного дефицита
широко используется система мер, стимулирующих
привлечение в страну иностранного
капитала. При этом решается сразу
несколько задач как фискального,
так и экономического характера. Сокращаются
бюджетные расходы, предназначенные на
финансирование капитальных вложений
(а значит, уменьшается разрыв между доходами
и расходами), расширяется база для производства
товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик,
улучшается состояние платежного баланса.
Согласно законодательству,
для финансирования дефицита бюджета
предусматриваются источники его
покрытия в виде внутренних и внешних
заимствований и другие средства
Поступления из источников
финансирования дефицита бюджета субъекта
РФ направляются только на финансирование
инвестиционных расходов и не могут
быть использованы для финансирования
расходов на обслуживание и погашение
долга субъекта РФ [17, С.290].
Источники финансирования дефицита
бюджета утверждаются органами законодательной
власти. Согласно ст. 94. Главы 13 БК РФ:
1.В состав источников
внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета включаются:
-разница между средствами,
поступившими от размещения государственных
ценных бумаг Российской Федерации,
номинальная стоимость которых
указана в валюте Российской
Федерации, и средствами, направленными
на их погашение;
-разница между полученными
и погашенными Российской Федерацией
в валюте Российской Федерации
бюджетными кредитами, предоставленными
федеральному бюджету другими
бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации;
-разница между полученными
и погашенными Российской Федерацией
в валюте Российской Федерации
кредитами кредитных организаций;
-разница между полученными
и погашенными Российской Федерацией
в валюте Российской Федерации
кредитами международных финансовых
организаций;
-изменение остатков средств
на счетах по учету средств
федерального бюджета в течение
соответствующего финансового года;
-иные источники внутреннего
финансирования дефицита федерального
бюджета.
2.В состав иных источников
внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета включаются:
-поступления от продажи
акций и иных форм участия
в капитале, находящихся в собственности
Российской Федерации;
-поступления от реализации
государственных запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней,
уменьшенные на размер выплат
на их приобретение;
-курсовая разница по
средствам федерального бюджета;
-объем средств, направляемых
на исполнение государственных
гарантий Российской Федерации
в валюте Российской Федерации,
в случае, если исполнение гарантом
государственных гарантий Российской
Федерации ведет к возникновению
права регрессного требования
гаранта к принципалу либо
обусловлено уступкой гаранту
прав требования бенефициара
к принципалу;
-разница между средствами,
полученными от возврата предоставленных
из федерального бюджета юридическим
лицам бюджетных кредитов, и суммой
предоставленных из федерального
бюджета юридическим лицам бюджетных
кредитов в валюте Российской
Федерации;
-разница между средствами,
полученными от возврата предоставленных
из федерального бюджета другим
бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации бюджетных кредитов, и
суммой предоставленных из федерального
бюджета другим бюджетам бюджетной
системы Российской Федерации
бюджетных кредитов в валюте
Российской Федерации;
-разница между суммой
средств, полученных от возврата
бюджетных кредитов за счет
средств целевых иностранных
кредитов (заимствований), предоставленных
внутри страны, и суммой предоставленных
внутри страны бюджетных кредитов за счет
средств целевых иностранных кредитов
(заимствований);
-разница между суммой
средств, полученных от возврата
предоставленных внутри страны
прочих бюджетных кредитов (ссуд),
и суммой предоставленных внутри
страны прочих бюджетных кредитов;
-прочие источники внутреннего
финансирования дефицита федерального
бюджета.
3.В состав источников
внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета включаются:
-разница между средствами,
поступившими от размещения государственных
займов, которые осуществляются
путем выпуска государственных
ценных бумаг от имени Российской
Федерации и номинальная стоимость
которых указана в иностранной
валюте, и средствами, направленными
на их погашение;
-разница между полученными
и погашенными Российской Федерацией
в иностранной валюте кредитами
иностранных государств, включая
целевые иностранные кредиты
(заимствования), с учетом средств,
перечисленных из федерального
бюджета российским поставщикам
товаров и (или) услуг на
экспорт в счет погашения государственного
внешнего долга Российской Федерации,
международных финансовых организаций,
иных субъектов международного
права и иностранных юридических
лиц;
-разница между полученными
и погашенными Российской Федерацией
в иностранной валюте кредитами
кредитных организаций.
4.В состав иных источников
внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета включаются:
-объем средств, направляемых
на исполнение государственных
гарантий Российской Федерации
в иностранной валюте, в случае,
если исполнение гарантом государственных
гарантий Российской Федерации
ведет к возникновению права
регрессного требования гаранта
к принципалу либо обусловлено уступкой
гаранту прав требования бенефициара
к принципалу;
-разница между средствами,
поступившими в федеральный бюджет
в погашение основного долга
иностранных государств и (или)
иностранных юридических лиц
перед Российской Федерацией, и
средствами, направленными на предоставление
государственных финансовых и
государственных экспортных кредитов;
-прочие источники внешнего
финансирования дефицита федерального
бюджета.
5.Остатки средств федерального
бюджета на начало текущего
финансового года:
-в объеме неполного
использования бюджетных ассигнований
Инвестиционного фонда Российской
Федерации отчетного финансового
года направляются на реализацию
в текущем финансовом году
проектов за счет средств Инвестиционного
фонда Российской Федерации;
-в объеме не более
одной двенадцатой общего объема
расходов федерального бюджета
текущего финансового года направляются
на покрытие временных кассовых
разрывов, возникающих в ходе
исполнения федерального бюджета
в текущем финансовом году.
Особенность внутренних источников
финансирования бюджетного дефицита связана
с тем, что Правительство РФ постоянно
увеличивает сроки заимствования
на внутреннем рынке, что, естественно,
приводит к общей реструктуризации
задолженности и изменению соотношения
государственных ценных бумаг с
различными сроками погашения.
Внешние источники финансирования
бюджетного дефицита обеспечивают поступление
иностранной валюты в бюджет на финансирование
текущих расходов и импортных
закупок. Улучшению структуры внешних
заимствований в значительной степени
способствует получение кредитов от
ведущих международных организаций.
Однако внешние заимствования сопряжены
с необходимостью поддержания такой
структуры платежного баланса, когда валютные
поступления достаточны для своевременного
выполнения обязательств по займам. В
противном случае создаются дополнительные
сложности в регулировании валютного
курса относительно российского рубля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хотелось бы
вновь остановиться на следующих
аспектах:
1.Бюджетный дефицит - превышение
расходов бюджета над его доходами.
Объем бюджетного дефицита зависит
от большого количества макроэкономических
факторов, которые с разных сторон
характеризуют развитие экономики.
Дефицит бюджета не может рассматриваться
иначе, как в контексте макроэкономического
развития и экономической политики
государства в сфере доходов
и расходов государственного
бюджета.
2.Состояние бюджетной
системы можно назвать важнейшим
критерием экономической ситуации
в стране, а одной из важнейших
функций бюджета есть регулирование
экономики.
3.Бюджетный дефицит сам
по себе не является катастрофическим
явлениями, его увеличение может
вести к серьезным негативным
последствиям не только экономического,
но и чисто политического характера.
Ведь доверие народа к бюджетной
системе, к бюджетному устройству
страны определяет доверие правительству,
доверие проводимым реформам. Это
доверие невозможно в условиях
несбалансированного бюджета - главного
финансового документа страны. И
это должно, наконец, привлечь
пристальное внимание правительства,
и проявиться в конкретных
результатах.
4.Дефицит государственного
бюджета может быть профинансирован
тремя способами:
1)за счет эмиссии денег;
2)за счет займа у
населения своей страны (внутренний
долг);
3)за счет займа у
других стран или международных
финансовых организаций (внешний
долг).
5.Решение проблемы дефицита
бюджета (или хотя бы уменьшение
его доли в бюджете государства)
зависит от правильности подхода
правительства к ее оценке
и введение цивилизованных мер
направленных на сокращение бюджетного
дефицита. Принятие продуманных законов
направленных на поддержание национального
производителя и развитие производства
в целом, а так же разработка механизма
их выполнения, наиболее верный путь, ведущий
к сбалансированному бюджету государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 1. от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция)
- Налоговый Кодекс Российской федерации (НК РФ) Часть 1. от 31.07.1998 N 146-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. От 31 июля 1998 г. с изменениями, 2007. — 216 с.
- ФЗ №198 от 24 июля 2007 г. "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Учебные пособия
и журналы:
- Александров И.М. /Бюджетная система Российской Федерации: //Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», -2007. - 486 с.
- Астапов К. /Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения - 2009 . - №2.
- Белова В.Л./ Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит//Социально-политический журнал. - 2010.- № 6.- С.15.
- Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие/ Т.М.Ковалева, С В. Барулин. М.: КНОРУС, -2009.-208 с.
- Бюджетное право и процесс: учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. - М.: Изд-во Эксмо, -2007. - 598 с.
- Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. А.Н. Швецова. - М.: //Формула права,- 2009. - 254 с.
- Врублевская О.В. и др./ Бюджетная система Российской Федерации: Учебник 3-е изд.,М.: Юрайт-Издат, -2003. - 838 с.
- Годин, А.М. Бюджетная система РФ / А.М. Годин, Н.С. Максимова. - М.: Дашков и К°,- 2008.
- Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн:БГЭУ, -2006.
- Дмитриев М.Э./ Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой. // Вопросы государственного и муниципального управления. Том II. - 2007. - №2 - 3.
- Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А/. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса. // Деньги и кредит. - 2010. - №8 - С. 32 - 38.
- Илларионов А.М. /Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике//Вопросы экономики.- 2009.- № 12.- С. 15.
- Крохина Ю.А. /Бюджетное право и российский федерализм. - М.,- 2007. - 378 с.
- Лобачёвой Е.Н. / Экономическая теория: учебник 2-е изд. – М.: Высшее образование, -2008.-с.515.
- Макроэкономика: учебник / С.Р. Моисеев. - М. : КНОРУС, -2008.- 320 с.
- Павлова А.А. /Источники финансирования бюджетного дефицита//Экономист.- 2010.- № 1.- С. 76-80.
- Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И./ Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, -2008. - 469 с.
- Пекарский С.Э. Нелинейные эффекты воздействия инфляции на бюджетный дефицит и государственный долг // Экономический журнал ВШЭ, 4,- № 3,- 2006.- С. 309-332.
- Поляк Г.Б./ Бюджетная система России.// Учебник для вузов. М.: Юнити, -2005г.-539 с..
- Романовский М.В., Врублевская О.В.// Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, -2009. - С. 539.
- Седова М.Л/. Некоторые вопросы организации исполнения бюджетов в Российской. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008. - № 1. - С.7-9.
- Сорокина Т. //Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации реформы бюджетного процесса. [Электронный ресурс].
- Финансы: учебник // Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Экономист, -2008. - 682 с.
- Хадонов Е.Е. //О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2008.- № 4.- С.51-54.
- Хурсевич С.// Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит. [Электронный ресурс].
- Шапиро С.А., Марыганова Е.А./ /Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие. - М. : КНОРУС, -2008. - 304 с.
- Шишкин А.Г., Захаров М.А./ Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. - 2009. - №4. - С.8-10.