Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Государственный бюджет……………………………………………………...5
Государственный бюджет и его функции………………………………..5
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..7
Формирование и использование государственного бюджета……………..12
Принципы формирования государственного бюджета………………..12
Использование государственного бюджета……………………………16
Бюджетный дефицит………………………………………………………...23
Причины возникновения и социально-экономические последствия бюджетного дефицита…………………………………………………..23
Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться
общей суммой доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы и поступления
не могут увязываться с
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
2. Формирование и использование государственного бюджета
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется[8, С.149]:
- для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации государственный бюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.
Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) - ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.[21.С.38]
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
1.Налоговые доходы, которые включают в себя (ст.41 БК РФ):
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины.
Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).
2.Неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ):
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
3.К безвозмездным поступлениям относятся (ст. 41 БК РФ):
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Таблица 1. - Структура доходов государственного федерального бюджета в 2010г.
№ |
Статьи доходов |
Сумма, млн. руб. |
Структура, % к итогу |
1 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
2455079,8 |
35,25 |
2 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1485042,9 |
21,32 |
3 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1068990,2 |
15,35 |
4 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
713432,8 |
10,24 |
5 |
Налоги на прибыль, доходы |
580408,8 |
8,33 |
6 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
368773,9 |
5,29 |
7 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
118694,6 |
1,7 |
8 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и |
99780,6 |
1,43 |
9 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
37373,2 |
0,54 |
10 |
Государственная пошлина |
26314,4 |
0,38 |
11 |
Административные платежи и сборы |
3782,2 |
0,05 |
12 |
Прочие неналоговые платежи |
2758,4 |
0,04 |
13 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2231,3 |
0,05 |
Всего |
6962663,1 |
100 |
рисунок 3. - Структура доходной части бюджета за 2010 г.
Доходы зачисляются на
счета органов Федерального казначейства
для их распределения в соответствии
с нормативами, установленными Бюджетным
кодексом, между федеральным бюджетом,
бюджетами субъектов Российской
Федерации, местными бюджетами, а также
бюджетами государственных
Органы Федерального казначейства
осуществляют в установленном Министерством
финансов Российской Федерации порядке
учет доходов, поступивших в бюджетную
систему, и их распределение между
бюджетами в соответствии с кодом
бюджетной классификации
Органы Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет.
2.2 Использование государственного бюджета
Под расходами бюджета
понимают денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач
и функций государства и
Расходы направлены на:
- государственное и муниципальное управление
- национальную оборону
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
- осуществление международной деятельности
- поддержку отраслей сферы материального производства
- фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу
- содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
- охрану окружающей природной среды и природных ресурсов
- обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.
Таблица 2. - Статьи расходов государственного бюджета 2010г.
№ п/п |
Статьи расходов государственного бюджета |
Сумма, млн. руб. |
% от всего |
1 |
Межбюджетные трансферты |
1844346,5 |
33,76 |
2 |
Национальная оборона |
822035,9 |
15,05 |
3 |
Общегосударственные вопросы |
808196,5 |
14,79 |
4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
662867,2 |
12,13 |
5 |
Национальная экономика |
497229,5 |
9,1 |
6 |
Образование |
277939,3 |
5,09 |
7 |
Социальная политика |
215565,8 |
3,95 |
8 |
Здравоохранение и спорт |
206373,5 |
3,78 |
9 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
67804,7 |
1,24 |
10 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
53024,5 |
0,97 |
11 |
Охрана окружающей среды |
8096,59,9 |
0,15 |
рисунок 4.-Структура расходной части бюджета за 2010 г.
Органы государственной
власти и местного самоуправления определяют
направление использование
Существует три основания классификации расходов, в соответствии с которыми выделяются:
а) функциональная классификация расходов бюджетов РФ, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (Это затраты на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики, бюджетной сферы, социальную политику и др.).;
б) экономическая классификация расходов, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию;
в) ведомственная классификация расходов федерального бюджета, которая является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджет.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов,
предназначенные для покрытия ежедневных
потребностей государства и местного
самоуправления. Это часть расходов
бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной
Капитальные расходы бюджетов предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой. Основной целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления. Для достижения этой цели предусматриваются следующие средства:
- инвестиционная деятельность, предполагающая размещение инвестиций в форме капитальных вложений;
- инновационная деятельность;
Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования