Бюджетное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования.

Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:

- Форм и методов бюджетного финансирования;

- Механизма бюджетного финансирования;

- Основных проблем бюджетного финансирования;

- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;

- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;

- Расходы на обеспечение социальной политики;

- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.

Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения.

Объектом исследования является бюджетное финансирование.

Файлы: 1 файл

курсовая наташи.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

     Созданные с привлечением бюджетных средств  объекты производственного и  непроизводственного назначения в  эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам  управления государственным имуществом. В расходной части бюджетов субъектов  Российской Федерации предусматривается  создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации  устанавливается органами законодательной (представительной) государственной  власти субъектов Российской Федерации  при утверждении бюджетов субъектов  Российской Федерации на очередной  финансовый год. Средства резервного фонда  расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ  по ликвидации последствий стихийных  бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году2.

     Исполнительной  орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан ежеквартально  информировать орган законодательный (представительный) государственной  власти субъекта Российской Федерации  о расходовании средств резервного фонда.

     Бюджетные средства, будучи выделенными, из бюджета  субъекта Российской Федерации, пройдя все стадии распределения и перераспределения, в конечном счете, доходят до лиц, которые именуются получателями бюджетных средств и которые  будут осуществлять потребление  этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).

     К числу основных получателей бюджетных  средств относятся:

  • бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных ассигнований;
  • государственные унитарные предприятия;
  • негосударственные юридические лица;
  • органы местного самоуправления, представляющие местные бюджеты, являющиеся получателями бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий из регионального бюджета;
  • государственные внебюджетные фонды регионального уровня.

     В области расходов бюджета имеются  существенные недостатки: низка эффективность  использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально  финансирование отдельных направлений  расходов. Бюджетные расходы не решают насущных проблем социальной политики государства, что связано с низким уровнем выплат населению. До минимума сократились инвестиции государства  в народное хозяйство, что снижает  возможности развития экономики  и длительной стабилизации финансового  положения страны.

     В связи с этим необходимо:

  • обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • усиление контроля за использованием бюджетных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Механизм бюджетного  финансирования 

     В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также  организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.

     Устанавливая  способы организации финансовых отношений, государство оформляет  их в законах и других актах  нормативного характера. Оно определяет методы распределения валового внутреннего  продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления  использования государственных  финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность методов и  форм, инструментов и рычагов воздействия  на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления  распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

     Финансовый  механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования  разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные  части в виде: финансового механизма  коммерческих предприятий и хозяйственных  организаций, финансового механизма  некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма  функционирования государственных  финансов. В соответствии с территориальным  делением Республики Беларусь следует  отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов  власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные  ресурсы тесно взаимосвязаны  и практически неразрывны, некоторые  ученые-экономисты считают необходимым  рассматривать единый финансово-кредитный  механизм.

     Во  всех случаях каждая из рассматриваемых  сфер, с точки зрения воздействия  на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.

     Количественная  определенность проявляется в сумме  ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.

     Функционирование  финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют  два метода (подсистемы) финансового  воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

     Финансовое  обеспечение реализуется посредством  установленной системы, которая  может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с  помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций — важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

     Количественные  параметры и разнообразные способы  их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения  в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед  Республикой Беларусь. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

     Финансовое  регулирование как метод финансового  воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в  обществе в целом, в отраслях народного  хозяйства, на предприятиях различных  форм собственности. Поскольку финансы  выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов  регулирования различных сторон развития общества заключается в  том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

     Сальдовый метод предполагает осуществление  распределения доходов по элементам  с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при  этом методе определяются на основе специальных  расчетов.

     При налоговом методе сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым  законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных  отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог  на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные  отчисления и т. п.).

     Финансовое  обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а  также звенья взаимосвязаны и  взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

     Функционирование  финансового механизма обеспечивается через определенные организационные  структуры. К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключающееся в разработке и  принятии законодательных актов  по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной  власти. Так, Президент Республики Беларусь издает законы о налогах, о бюджете  на соответствующий финансовый год  и другие подобные документы. Министерство финансов, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Совета Министров Республики Беларусь разрабатывают инструкции и другие материалы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации финансовой деятельности, обеспечивающие соблюдение финансовой дисциплины, проведение финансовой политики, отвечающей современному состоянию экономического развития белорусского государства.

     Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства, а  результатом — составление различных  видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового  планирования определяются финансовой политикой.

     Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощрение  и санкции.

     В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

     С созданием современной экономической  модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного  управления всей финансовой деятельностью  хозорганов, строго регламентировавшего  состав фондов, пропорций, условий их образования и использования  посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в республике.

     Наряду  с действием финансового механизма  в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании. Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

     Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного  обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных  услуг. Произошла и перестройка  системы бюджетного финансирования — переход на нормативный метод  покрытия затрат, предусматривающий  возмещение потребностей учреждений и  организаций, финансируемых из бюджета  на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

     Денежные  средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжении организаций, учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетное финансирование