Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:26, курсовая работа
Общие расходы на оплату труда работников бюджетной сферы из консолидированного бюджета в 2005 г. составляют порядка 854,4 млрд. рублей, в том числе 240,6 млрд. рублей из федерального бюджета. Основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Введение
В отраслях бюджетной сферы занято около 14,4 млн. человек, в том числе 3,4 млн. человек - на федеральном уровне.
Среднемесячная заработная плата в отраслях бюджетной сферы в 2003-2004 не достигала 60% от уровня среднемесячной заработной платы в промышленности.
Общие расходы на оплату труда
работников бюджетной сферы из консолидированного
бюджета в 2005 г. составляют порядка
854,4 млрд. рублей, в том числе 240,6 млрд.
рублей из федерального бюджета. Основная
доля затрат по финансированию организаций
и учреждений этой сферы приходится
на долю бюджетов субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Оплата труда работников отраслей бюджетной сферы с 1992 г. осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ETC), применение которой до 2005 г. было обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.
В связи с разграничением полномочий между федеральным уровнем, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с 1 января 2005 г. ETC является обязательной для применения только федеральными государственными учреждениями.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений.
Как показал проведенный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации мониторинг систем оплаты труда в регионах, в 2005 г. применяются тарифные системы на основе ETC.
Действующая система оплаты
труда имеет ряд существенных
недостатков: низкий уровень тарифной
ставки первого разряда ETC, низкая реакция
на ситуацию на рынке труда, наличие
параллельных систем оплаты труда, ограничение
при установлении вознаграждения для
высококвалифицированных
Указанные недостатки вызывают
необходимость
В связи с тем, что применение единой для всех отраслей тарифной сетки существенно осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию оплаты труда и ее повышению, на федеральном уровне необходимо перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования.
Система учреждений бюджетной
сферы чрезвычайно сложна, поэтому
реформирование оплаты труда работников
бюджетной сферы будет
1. Особенности финансирования бюджетных учреждений
Финансирование бюджетных учреждений на расходы в соответствии с утвержденными сметами может осуществляться за счет федерального, республиканского и местных бюджетов [6].
Основным принципом бюджетного финансирования является предоставление государством средств безвозвратно, так как бюджетные учреждения не имеют своих доходов для возвратности указанных средств.
Второй принцип бюджетного финансирования заключается в том, что бюджетные учреждения получают средства не под план, а по мере фактического выполнения заданий плана с учетом правильности освоения и использования ранее выделенных средств. Например, учреждения здравоохранения финансируются исходя из фактического наличия больниц, числа коек и т.д.
Третий принцип - строго целевое
использование бюджетных
При финансировании бюджетных учреждений соблюдается строгий режим экономии в расходовании государственных средств.
Руководители учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными средствами по целевому назначению в пределах утвержденной сметы, являются распорядителями кредитов. По объему предоставляемых им прав они подразделяются на главных и нижестоящих.
Расходы бюджета, будучи компонентом
общей финансовой категории - бюджета
- представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением
В условиях перехода к рынку,
Правительство ведет
- сформировать четкие
правила разработки и
- определить наиболее
приемлемые для национальных
и региональных условий формы
привлечения нетрадиционных
- создать полноценный
информационно- аналитический
Первая группа задач реализуется
уже сейчас. Одним из важнейших
и сложнейших направлений совершенствования
управления бюджетными ресурсами является
внедрение элементов
Следует отметить, что в
соответствии с действующим
Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.
Расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие конкретных
видов бюджетных расходов обусловлено
целым рядом факторов: природой и
функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с
народным хозяйством, административно-
Расходы бюджета подразделяются
по их влиянию на процесс расширенного
воспроизводства. В этом случае выделяются
текущие и капитальные
Текущие расходы связаны
с предоставлением бюджетных
средств юридическим лицам на
их содержание и покрытие текущих
потребностей. Эти расходы включают
затраты на государственное потребление
(содержание экономической и социальной
инфраструктуры, государственных отраслей
народного хозяйства, закупки товаров
и услуг гражданского и военного
характера, текущие расходы
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти.
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный.
При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
1. Финансирование промышленного производства.
2. Финансирование социально-
3. Финансирование науки.
4. Финансирование обороны.
5. Содержание правоохранительных
органов и органов
6. Расходы по
7. Создание резервных фондов.
8. Расходы по обслуживанию государственного долга.
9. Прочие расходы и выплаты.
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам [1].
2. Совершенствование системы финансирования учреждений
бюджетной сферы
Основным источником средств для большинства учреждений бюджетной сферы являются средства государственного консолидированного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления. Например, в здравоохранении порядка 60% ФОТ формируется из бюджетов всех уровней, 30% за счет средств ФОМС и примерно 10% за счет предоставления платных услуг населению [5].
На сегодняшний день финансирование осуществляется по сметному принципу, который удобен, в первую очередь, для финансовых органов при планировании бюджетных расходов, а также для осуществления контроля целевого использования выделенных средств.
Но сметное финансирование
обладает серьезным недостатком -выделение
средств осуществляется без увязки
с результатами работы их получателей,
что не создает у учреждений стимулов
к более рациональному
Руководители бюджетный учреждений заинтересованы в увеличении штанных единиц как средстве увеличения ФОТ, даже если необходимая работа может быть выполнена персоналом меньшей численности.
При финансировании учреждения по смете, сокращение численности персонала, до оптимальной приведет пропорциональному сокращению ФОТ, при этом заработная плата сотрудников останется на прежнем уровне.
На уровне отраслей сметное финансирование приводит к тому, что выделение средств учреждениям не отражает приоритетов государственной политики в предоставлении государственных гарантий [3].
Все эти факторы обусловливают
целесообразность отказа от сметного
принципа финансирования и переход
к иным основам формирования бюджетов
государственных и
Реформирование системы финансирования должно основываться на следующих принципах
1. Принцип государственного
заказа – постепенный переход
к программно-целевой системе
планирования и финансирования.
Предполагается предоставление
учреждениям финансовых
2. Принцип конкуренции
за получение государственного
заказа на услуг. Данный
нужд.
При этом необходимо понимание
того, что ряд секторов государственных
и муниципальных услуг
3. Принцип направленности
на результат, при котором
расходуют финансовые ресурсы на достижение определенных целей и их деятельность оценивается именно с точки зрения выполнения поставленных целей.
Реформирование системы
финансового обеспечения
Основными технологиями, позволяющими
осуществить изменение
1. Четкое определение объема государственного заказа для каждого учреждения бюджетной сферы предполагающее:
- определение количества
и качества услуг, которое