Бюджетное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования.

Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:

- Форм и методов бюджетного финансирования;

- Механизма бюджетного финансирования;

- Основных проблем бюджетного финансирования;

- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;

- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;

- Расходы на обеспечение социальной политики;

- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.

Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения.

Объектом исследования является бюджетное финансирование.

Файлы: 1 файл

курсовая наташи.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

Введение 

       Во всех государствах в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, которые в дальнейшем проходят стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

     Бюджет  представляет собой форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределенных отношений между государством, с  одной стороны, а с другой - между  предприятиями и населением, связанным  с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей  деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической  и социальной политики.

     Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Посредством бюджета и бюджетного финансирования национальный доход  распределяется по территории страны, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития, а также из производственной - в непроизводственную сферу. Бюджетное финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

     Тема  бюджетного финансирования всегда актуальна  и значима для каждого государства. Любая страна сталкивается с проблемой  правильного, рационального распределения  своих денежных ресурсов в различные  сферы народного хозяйства, и  в первую очередь те отрасли народного  хозяйства, которые требуют на данном этапе первоочередного развития. Сталкивается с проблемой рационального распределения денежных ресурсов по своей территории, соблюдая интересы экономического развития страны в целом и отдельных регионов. Куда, как, в каком количестве и когда направить денежные средства, чтобы обеспечить дальнейшее пропорциональное развитие всех сфер общественной деятельности - вот одни из главных вопросов, которые решаются посредством бюджетного финансирования.

     В данной работе подробно исследуются  и анализируются особенности  бюджетного финансирования в соответствии со следующей методологией: цель, объект, задачи, содержание, информационная основа.

     Цель  данной работы - внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования.

     Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:

     - Форм и методов бюджетного  финансирования;

     - Механизма бюджетного финансирования;

     - Основных проблем бюджетного  финансирования;

     - Финансирование социальной сферы  как важнейшей характеристики  бюджета государства;

     - Тенденции финансирования основных  направлений социальной сферы;

     - Расходы на обеспечение социальной  политики;

     - Основные направления совершенствования  системы бюджетного финансирования  социальной сферы.

     Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения.

     Объектом исследования является бюджетное финансирование.

 

      Теоретической базой при написании  работы явились законодательные  и нормативные акты Законы о Бюджете, публикации экономических газет, журналов “Российский налоговый журнал”  более того, в современной литературе данная тема описана в работах  таких авторов, как Парыгина В.А. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Вахрин П.И. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования 

1.1 Формы и методы бюджетного финансирования 
 

     Согласно  общепринятому определению, бюджетное  финансирование, предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных  средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности. В социалистических странах бюджетное финансирование включает финансирование хозрасчётных предприятий и организаций и бюджетное финансирование. Из государственного бюджета финансируются, как правило, вложения в основные и оборотные фонды вновь строящихся предприятий, а также выделяются дополнительные средства при недостатке собственных ресурсов действующим предприятиям. В капиталистических странах бюджетное финансирование осуществляется в порядке бюджетного финансирования и заключается в покрытии расходов на субсидирование монополий, государственные капиталовложения, развитие инфраструктуры, стимулирование экспорта, содержание государственного аппарата, вооружённых сил и различных административных и социально-культурных учреждений за счёт средств бюджета.

     В зависимости от того, из какого бюджета  осуществляется финансирование, бюджетные  расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

  • финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
  • финансирование по системе «брутто-бюджет»применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

     Указанные способы предоставления денежных средств  осуществляются при помощи следующих  форм бюджетного финансирования:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • межбюджетных трансфертов;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.1

     Рассмотрим  названные формы расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Ассигнования, которые выделены бюджетным учреждениям, расходуются исключительно на: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые  в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; командировочные и иные выплаты  работникам. Кроме того, бюджетные  учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным  ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров  гражданско-правового характера. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

     Характеризуя  отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования бюджетных  учреждений, отметим, что само бюджетное  правоотношение заканчивается на связке «субъект Российской Федерации –  бюджетное учреждение».

     При выплате трансфертов населению  бюджетное учреждение действует  в качестве представителя субъекта Российской Федерации, выступая от его  имени. Трансферты населению – это  бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации, правовыми  актами органов местного самоуправления (ст. 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

     Государственный контракт, финансируемый за счет бюджета  субъекта Российской Федерации, это  договор, заключаемый органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени  субъекта Российской Федерации с  физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных  нужд, предусмотренных в расходах бюджета субъекта Российской Федерации. По общему правилу, государственные  контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

     Конкурсная  система заключения контрактов призвана обеспечить максимальную гласность  и максимальный контроль, что выступает  средством борьбы с коррупцией в  среде государственного аппарата, максимальную эффективность использования бюджетных  денежных средств.

     Государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации и координацию их проведения выступает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Совокупность государственных контрактов формирует государственный заказ субъекта Российской Федерации.

     Закупки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации товаров (работ, услуг) на суммы, меньшие, чем 2000 МРОТ, осуществляются посредством обычных гражданско-правовых договоров.

     Бюджетные кредиты подразделяются на два вида: а) предоставляемые юридическим  лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным  и муниципальным предприятиям.

     В первом случае бюджетный кредит может  быть предоставлен только при условии  предоставления заемщиком обеспечения  исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При этом способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе  в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов  предоставляемого кредита. Обеспечение  исполнения обязательства должно иметь  высокую степень ликвидности. Данные бюджетные кредиты всегда предоставляются  на условиях возмездности.

     Обязательным  условием предоставления бюджетного кредита  негосударственному юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.

     Бюджетные кредиты государственным предприятиям выдаются без предоставления заемщиком  обеспечения возврата кредита. Кроме  того они могут быть как процентными, так и беспроцентными. Это отличает их от бюджетных кредитов, предоставляемых  негосударственным организациям.

     Бюджетные кредиты обеих видов выдаются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетом субъекта Российской Федерации.

     Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии  включения их в целевую программу  субъекта Российской Федерации либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

     Предоставление  бюджетных инвестиций из бюджетов субъекта Российской Федерации юридическим  лицам, не являющимися государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение  права собственности субъекта Российской Федерации на эквивалентную часть  уставных (складочных) капиталов и  имущества указанных юридических  лиц и оформляется участием субъекта Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических  лиц в соответствии с гражданским  законодательством. Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включается в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и указанным юридическим лицом об участии субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиции.

Информация о работе Бюджетное финансирование