Бюджетное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования.

Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:

- Форм и методов бюджетного финансирования;

- Механизма бюджетного финансирования;

- Основных проблем бюджетного финансирования;

- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;

- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;

- Расходы на обеспечение социальной политики;

- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.

Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения.

Объектом исследования является бюджетное финансирование.

Файлы: 1 файл

курсовая наташи.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

     Второе  звено бюджетной системы РФ –  бюджеты субъектов Федерации (республиканские, краевые, окружные и областные). В  их задачи входит:

  • обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций национально-государственных и административно-территориальных образований;
  • экономическое воздействие на производственную деятельность организаций;
  • решение социально-экономических и культурных вопросов.

     Третье  звено бюджетной системы РФ –  местные бюджеты. Их часто объединяют со вторым звеном и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком  служит конечный характер. К местным  бюджетам относят все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты  поселков, районов, городов. .исключение представляют города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты5.

     Местные бюджеты играют второстепенную роль. Они обеспечивают финансовыми ресурсами:

  • местное самоуправление;
  • реализацию местных социально-экономических задач;

     Выполнение  делегированных от вышестоящих органов  власти в области социально-культурных и политических мероприятий.

     Четвертый элемент бюджетной системы РФ – государственные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Фонд обязательного медицинского страхования РФ и др.

     На уровне субъектов Федерации – в каждом случае своя совокупность фондов, а на местном уровне – внебюджетные фонды местного значения. Их задачей является финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий, таких, как пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование и др.

     Отличительная черта бюджетной системы России – большое многообразие структурных  образований: республика, край, округ, область, город, район и т.д. Кроме федерального бюджета она включает 89 бюджетов субъектов Федерации (городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области) и около 30 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

     Таким образом, бюджетная система Российской Федерации представляет собой сложную  экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений  между органами государственной  власти, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования  денежных фондов различных органов  государственной власти. С другой стороны, бюджетная система является мощным планомерным субъективным механизмом формирования и использования всей совокупности бюджетов различных органов  государственной власти.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы 

2.1 Финансирование социальной  сферы как важнейшая  характеристика бюджета  государства 
 

     Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  является последовательное повышение  уровня жизни населения и обеспечение  социальных гарантий.

     Данные  социальные гарантии определяются обязательствами  государства, установленными статьями 7, 38, 39, 41, 43 Конституции Российской Федерации, а также Уставами субъектов Российской Федерации, Федеральными и региональными  законами, нормативными документами  муниципальных образований.

     К социальным гарантиям, обеспечение  которых возлагается но отрасли социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.

     Для чего предлагается установление государственных  минимальных социальных стандартов (ГМСС) услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями гражданам, находящимся в трудной жизненной  ситуации, которую они не могут  преодолеть самостоятельно.

     Получение образования – одна из важнейших  конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению  нашей страны возможность получения  образовательных услуг, предоставляемых  государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе.

     В Российской Федерации в настоящее  время действуют государственные, муниципальные и частные учебные  заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных , местных бюджетов и за счет личных средств граждан.

     За  счет средств федерального бюджета  финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и  среднее профессиональное образование  примерно поровну из региональных и  местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

     Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим  источником финансирования образовательных  заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные  услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями.

     Финансовое  обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов.

     Следствием  постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения  учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных  преподавателей. Все это ведет  к снижению качества обучения подрастающего  поколения, а в итоге – к  научно-техническому отставанию нашей  страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.

     В плане действий Правительства РФ в сфере образования предусматривается  создание условий для реализации гражданами своих конституционных  прав на образование, по структуре и  качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

     В связи с этим правительством РФ планируется:

  • увеличение финансирования образования из бюджетных и внебюджетных источников;
  • обеспечение софинансирования на конкурсной основе инвестиционных проектов;
  • установление порядка функционирования гимназий и других типов государственных средних школ, расширенный учебный план которых софинансируется родителями учащихся;
  • установление особого статуса образовательных организаций ("учебное заведение") вместо существующего статуса государственных учреждений.
  • переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, предполагающую нормативно-подушевое финансирование учебных заведений одной строкой "Исполнение государственных именных финансовых обязательств".
  • внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ;
  • установление федеральной составляющей и рамочных условий разработки региональной составляющей государственного стандарта основного общего образования. Принятие документов, определяющих принцип минимального бюджетного финансирования образовательных стандартов на федеральном и региональном (местном) уровнях, возможность финансирования дополнительных образовательных услуг в системе общего образования за счет средств родителей;
  • формирование новой системы стипендиального обеспечения студентов (академические и социальные стипендии).

     Важнейший показатель развития человеческой цивилизации  – уровень культуры. В нашей  стране создан довольно крупный потенциал  учреждений культуры, число некоторых  видов объектов культуры продолжает расти.

     В целях поддержания и роста  культурного уровня общества государство  выделяет из бюджета финансовые ресурсы. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства  являются территориальные бюджеты. Особенности финансирования объектов культуры состоит в том, что часть  из них имеет возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в  результате их коммерческой деятельности. В первую очередь это относится  к зрелищным учреждениям (театрам, циркам, концертным залам, дворцам культуры и др.). Поэтому в этой области  имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозяйственной деятельности. Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. Если бюджетное финансирование музеев, библиотек, дворцов культуры осуществляется по полному перечню статей расхода (зарплата с начислениями, хозяйственные расходы, ремонт и т.д.), то для театров, концертных организаций, цирков, организаций кинематографии бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт. В виде бюджетных субсидий оказывается так же поддержка средствам массовой информации (телерадиовещанию, периодической печати, издательствам)

     Политика  государства в сфере культуры будет направлена на:

  • развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны;
  • обеспечение единства культурного пространства страны;
  • формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие дальнейшее развитие российского общества.

     Затраты общества на развитие здравоохранения  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Эффективность  здравоохранения как отрасли  сферы обслуживания заключается  в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека — главной составной  части производительных сил общества, оно тем самым способствуют развитию заболеваемости в ряде экономических  районов страны, особенно в районах  нового освоения и в сельской местности, ощущалась нехватка медицинских  учреждений и медицинских работников. Недостаточно развитая сеть медицинских  учреждений вынуждала сельских жителей  часто совершать дальние поездки  в города и обращаться там за помощью  в медицинские учреждения. Причем с развитием пригородного транспортного  сообщения удельный вес посещений  сельских жителей в общем объеме посещений врачей в городских  лечебно-профилактических учреждениях  рос, что увеличивало нагрузку на городские медицинские учреждения.

     Большое социальное и экономическое значение здравоохранения, неудовлетворенная  потребность в медицинском обслуживании населения предопределяли необходимость  его дальнейшего развития.

     Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются  крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные  учреждения, ведомственные медицинские  учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия  и др.

     1. Главным, наиболее весомым источником  бюджетного финансирования здравоохранения  являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

     Бюджетные средства — наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. В  значительной мере они обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской  помощи. Эти гарантии зафиксированы  в статье 41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно».

     В рамках программ государственных гарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемых на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

     2. Средства населения – это следующий по объему источник финансирования здравоохранения.

     3. Средства ведомств и предприятий – это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение.

     Ведомственные медицинские учреждения финансируются  за счет двух источников:

  • это средства федерального бюджета;
  • многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий.

Информация о работе Бюджетное финансирование