Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:03, курсовая работа
Цель данной работы - внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования.
Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:
- Форм и методов бюджетного финансирования;
- Механизма бюджетного финансирования;
- Основных проблем бюджетного финансирования;
- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;
- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;
- Расходы на обеспечение социальной политики;
- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.
Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения.
Объектом исследования является бюджетное финансирование.
По оценкам разработчиков, бюджет федеральной целевой программы “Молодежь России” на 2006-2010 годы составит 13 млрд. рублей. Распределяться они будут через систему крупных грантов на развитие 6 основных проектов в рамках федеральной программы: о здоровье молодых; молодая семья; молодежь на рынке труда; молодежь в гражданском обществе; молодежь в тяжелых жизненных ситуациях; молодежь в информационном обществе.
Сегодня широко обсуждается проект Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг. Решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур. Реализация мероприятий, как предполагают разработчики, должна финансироваться из расчета 20% - федеральный бюджет и 80% - региональные, местные бюджеты и внебюджетные источники.
В
сентябре 2005 г. Правительством Российской
Федерации утверждена Концепция
Федеральной целевой программы
“Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на
2006-2015 годы”. Объем ее финансирования
должен составить в 2006 году 2,7 млрд.
рублей. При этом на капитальные
вложения будет направлено 2,5 млрд.
рублей, на НИОКР - 60,0 млн. рублей, на пропаганду
занятий физической культурой и
спортом - 90,0 млн. рублей. За счет капитальных
вложений будет осуществлено финансирование
строительства 1000 спортивных центров,
1467 многофункциональных залов, 733 залов
с бассейнами и 733 стадионов-площадок
в образовательных учреждениях.
Глава
3. Основные направления
совершенствования
системы бюджетного
финансирования социальной
сферы.
3.1
Проблемы бюджетного
финансирования
Проблемы современной бюджетной политики России всецело определяются характером и особенностями:
1.
государственно-экономического
2.
перехода от административно-
3.
будущего социально-
Сейчас
в России идет борьба между развивающимся
частным капиталом (холдингами, банками,
корпорациями и др.), классом предпринимателей
и собственников, в значительной
степени захватившим
Все
сказанное непосредственно
Современное состояние бюджетной системы РФ в какой-то степени можно определить несколько измененным известным тезисом: «Низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-новому». Наиболее слабыми моментами являются:
Участившаяся
практика «спихивания»
Отказ федерального бюджета от финансирования многих мероприятий и повышение роли местных и региональных органов власти и жизнедеятельности общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Ярким примером тому является ситуация с финансированием повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы в начале 2002г., когда некоторые региональные власти были вынуждены предлагать свои полномочия вышестоящим инстанциям.
По существу, принципы экономической и финансовой самостоятельности местных и региональных бюджетов носят формальный характер и не соблюдаются.
Перечисленные проблемы, и, прежде всего проблема бюджетного федерализма в управлении бюджетными отношениями, требуют скорейшего решения, в основе которого – последовательное проведение в жизнь положений Бюджетного кодекса РФ9.
Отрицательные
последствия (финансовые, экономические,
социальные) огромного бюджетного дефицита
настоятельно требуют осуществления
системы мер по его преодолению, проведение
активной финансовой политики, использование
общепринятых в мировой практике методов
борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать,
что способы решения данной задачи во
многом определяется тем, до какого предела
(нулевого или иного) и каким темпами нужно
стремиться к сбалансированному бюджету
расходов и доходов. При выработке стратегии
борьбы с дефицитом необходимо руководствоваться
следующим: 1. Бюджетный дефицит – зло,
но еще большим злом для экономики и финансов
страны является мнимое его устранение
путем чисто математических операций,
ибо в этом случае вместо ''лечения'' экономики
ее болезнь переходит в скрытые формы,
бороться с которыми государству гораздо
труднее. 2. Баланс бюджета и даже превышение
бюджетных доходов над расходами не следует
рассматривать в качестве неотъемлемой
черты здоровой, динамично развивающейся
экономики. Мировой опыт убедительно показывает,
что на отдельных этапах развития общества,
в условиях, специфических для каждой
страны, вполне допустимы бюджетные дефициты.
3. Величина бюджетного дефицита, о чем
свидетельствует мировой опыт, не должна
превышать предельно допустимого размера,
определяемого в 2-3% от выпуска валового
продукта. Наличие дефицита, превышающего
предельно допустимые размеры, требует
осуществления таких мер, которые привели
бы к его сокращению. 4. Для покрытия бюджетного
дефицита могут использоваться разнообразные
формы государственного кредита (как внутреннего,
так и внешнего). Работа печатного станка,
приводящая к эмиссии, не обусловленной
потребностями товарооборота, должна
расцениваться как мера, грубо нарушающая
законы денежного обращения, а потому
недопустимая. Дефицит может покрываться
только на заемной основе путем размещения
на финансовом рынке бумаг. 5. Для преодоления
бюджетного дефицита необходимо ''лечение''
самой экономики, ибо без обеспечения
динамизма в ее развитии и реально ощутимой
эффективности невозможно добиться финансовой
устойчивости страны, какие бы прогрессивные
меры не применялись при этом.
Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы не стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.
В
программу конкретных мер по сокращению
бюджетного дефицита следует включать
и последовательно проводить
в жизнь такие меры, которые, с
одной стороны, стимулировали бы
притоки денежных средств в бюджетный
фонд страны, а с другой способствовали
бы сокращению расходов. Сюда относятся:
1. Изменение направлений инвестирования
бюджетных средств в отрасли народного
хозяйства с целью значительного увеличения
финансовой отдачи от каждого бюджетного
рубля. 2. Стремление к уменьшению некоторых
статей расхода на содержание административно–
3.2
Направления совершенствования
системы бюджетного
финансирования
Рассмотрим основные направления совершенствования бюджетного финансирования отрасли социальной сферы – здравоохранения. В настоящее время ведутся разработки новых проектов, касающихся реформирования финансирования здравоохранения.
Важнейшим фактором эффективности системы общественного здравоохранения является организация механизма финансирования производителей медицинских услуг.
В
экономике здравоохранения
В
здравоохранении РФ превалирует
частный и наиболее простой вариант
ретроспективной формы оплаты —
метод оплаты случаев амбулаторно-
В этом случае медицинское учреждение предоставляет требования в виде счетов на оплату фактически оказанной медицинской помощи финансирующей стороне, а последняя оплачивает её, исходя из числа посещений по установленной цене. Однако объём медицинских услуг, реально оказанных каждому больному, обратившемуся за медицинской помощью в лечебно-профилактических учреждениях, в этом случае оказывается не учтённым в системе финансового обеспечения.
Фактически данная модель ставит врачей в такие условия работы, когда уровень их заработной платы находится в прямой зависимости от объёмов предоставляемой медицинской помощи, создавая экономические стимулы к увеличению числа пролеченных больных и параллельно — к сокращению сроков лечения каждого пациента и количества услуг, оказываемых при рассмотрении каждого отдельного клинического случая.
Более того, немотивированность специалистов «первичного контакта» к оказанию максимума необходимых услуг на амбулаторно-поликлиническом этапе медицинской помощи приводит к чрезвычайной загруженности узких специалистов, и, как следствие, к ограничению доступности их услуг для тех пациентов, которые в них действительно нуждаются.
Несмотря на то, что использование подобной схемы в региональном здравоохранении подвергается регулярной и конструктивной критике со стороны экспертного сообщества и администраторов от здравоохранения, она широко применяется во многих областях, а точнее в 88% субъектов Федерации (причём с 2004 по 2006 гг. их доля увеличилась на 11 %).