Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:03, курсовая работа
Цель данной работы - внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования.
Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:
- Форм и методов бюджетного финансирования;
- Механизма бюджетного финансирования;
- Основных проблем бюджетного финансирования;
- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;
- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;
- Расходы на обеспечение социальной политики;
- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.
Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения.
Объектом исследования является бюджетное финансирование.
2.3
Расходы на обеспечение
социальной политики
Социальное
обеспечение населения
Во
всех странах для решения социальных
проблем формируются фонды
Объем
средств, выделяемых на социальную защиту
граждан, находится в зависимости
от уровня экономического развития страны,
состояния сферы материального
производства. Источником формирования
фондов, из которых финансируются
мероприятия по социальной защите населения,
является национальный доход, созданный
трудоспособными гражданами и прошедший
затем перераспределение через
бюджетную систему и
Для осуществления социальной политики создана система автономных, не входящих в бюджет государственных целевых внебюджетных фондов. Средства этих фондов являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения8.
Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в проекте федерального бюджета на 2006 год определены в сумме 643,65 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составит 0,2 процентных пункта и достигнет 2,65% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшится на 0,8 процентных пункта: с 15,0 до 14,2% (см. Таблицу 3), что по крайней мере в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.
Расходы на ЖКХ. Расходы федерального бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в размере 31,63 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,07 раза.
Расходы данного раздела в основном носят инвестиционный характер и будут обеспечивать реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" (23,08 млрд. рублей) по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе обеспечением жильем молодых ученых, судей, беженцев и вынужденных переселенцев, а также восстановление жилья в Чеченской Республике.
Расходы на образование. Расходы на образование предусмотрены в размере 206,03 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с планируемым улучшением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%).
Инвестиции в данной сфере составят 13,3 млрд. рублей, которые обеспечивают выполнение федеральных целевых программ (ФЦП).
Предусмотрены рост оплаты труда работников образования, повышение стипендий, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Размер
стипендии студентам
Стипендии
для аспирантов и докторантов
государственных
Предполагается увеличить в 2006 году размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей.
В 2006 году на эти цели выделяется 956 млн. рублей, в том числе 766 млн. рублей – на учреждения среднего профессионального образования и 189,7 млн. рублей – на учреждения начального профессионального образования.
Из общих расходов на образование на обеспечение предоставления профессионального образования предусматривается выделить в учреждениях:
При формировании проекта федерального бюджета 2006 года были учтены дополнительные расходы на:
А также, в связи с введением в 2006 году в эксплуатацию в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) учебно-лабораторных площадей и общежитий, на увеличение численности обслуживающего персонала в количестве 1810 человек и коммунальные услуги - 62,6 млн. рублей.
В
проекте федерального бюджета на
2006 год зарезервированы средства
федерального бюджета в размере
20,7 млрд. рублей, необходимые для
уплаты земельного налога и налога
на имущество организациями
Бюджетное финансирование должно обеспечить в 2006 году продолжение реформирования системы отечественного образования. Реформы осуществляются в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации7 (далее Доктрина) и Концепцией модернизации российского образования до 2010 года8 (далее - Концепция).
Нужно
отметить, что необходимость
Рост расходов на пенсии и пособия за счет федерального бюджета во многом обусловлен переводом натуральных льгот в денежную форму.
По подразделу "Социальное обслуживание населения" предусматриваются средства в сумме 3,1 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года в 1,15 раза. Из указанных средств основная доля предназначена на обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в размере 2,78 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года на 16%.
По оценкам Минздравсоцразвития России, с учетом штатной численности работников МСЭК, планируемого повышения заработной платы, роста тарифов на коммунальные и транспортные услуги, а также других затрат на указанную статью расходов в 2006 году потребуется около 4 млрд. рублей. С учетом социальной значимости МСЭК представляется оправданным рассмотреть вопрос о повышении расходов по этой статье.
На обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения в 2006 году предусмотрены следующие объемы ресурсов:
Следует отметить серьезную изношенность материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и низкий уровень заработной платы персонала этой отрасли, который с учетом иждивенческой нагрузки в большинстве случаев ниже уровня потребительской корзины. В этой связи проект бюджета 2006 года не предусматривает достаточных по объему ресурсов не только для качественного улучшения ситуации в данной сфере, но, зачастую, и для покрытия заниженного уровня текущих расходов.
Государственная
политика занятости. Проектом федерального
бюджета на 2006 год общие расходы
в сфере государственной
Из них, расходы на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице, установлены в сумме 22 млрд. рублей (110,2% к уровню 2005 года).
Расходы на финансирование мероприятий в области занятости населения на 2006 год, то есть на активные меры на рынке труда, предусмотренные в разделе "Национальная экономика", сохранены на уровне текущего года - в сумме 2,74 млрд. рублей.
Проблемы финансирования государственной молодежной политики в проекте федерального бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане на 2006-2008 годы. Важнейшим инструментом осуществления государственной молодежной политики молодежи являются федеральные целевые программы (ФЦП). В рамках ФЦП “Молодежь России” ведется работа по решению жилищных проблем молодежи, организации комплекса мер по укреплению молодой семьи, формированию условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, профилактике наркомании и асоциальных явлений, формированию системы социальных служб и клубов для молодежи, развитию молодежного отдыха, содействию занятости и поддержке молодежного предпринимательства.
В
настоящее время обсуждается
концепция ФЦП “Молодежь