Бюджетное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования.

Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:

- Форм и методов бюджетного финансирования;

- Механизма бюджетного финансирования;

- Основных проблем бюджетного финансирования;

- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;

- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;

- Расходы на обеспечение социальной политики;

- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.

Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения.

Объектом исследования является бюджетное финансирование.

Файлы: 1 файл

курсовая наташи.docx

— 96.02 Кб (Скачать)
  • установление целевой фиксированной доли государственных расходов на развитие социальной сферы;
  • обеспечение перехода образования и здравоохранения на нормативное финансирование;
  • создание многоканального механизма финансирования;
  • перемещение социальных функций и их финансирования в регионы, финансовая поддержка регионов, исходя из их типологизации по состоянию социальной инфраструктуры;
  • контроль за целевым расходованием средств из внебюджетных фондов;
  • введение макс. налоговых и кредитных льгот для соц. инвестиций и отраслей, обеспечивающих мобилизацию внебюджетных средств для этих целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Расходы на обеспечение  социальной политики 

     Социальное  обеспечение населения представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся  гражданам различных видов услуг  на дому и в учреждениях социального  назначения бесплатно или на льготных условиях. Социальные услуги – это  уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных  видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации  досуга; содействие в организации  ритуальных услуг и др.

     Во  всех странах для решения социальных проблем формируются фонды общественного  потребления. Одним из направлений  использования общественных фондов потребления бюджетных средств  является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам  населения.

     Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, находится в зависимости  от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального  производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются  мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный  трудоспособными гражданами и прошедший  затем перераспределение через  бюджетную систему и внебюджетные фонды. Мобилизируемые в бюджет и внебюджетные фонды, денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

     Для осуществления социальной политики создана система автономных, не входящих в бюджет государственных целевых  внебюджетных фондов. Средства этих фондов являются финансовой гарантией конституционных  прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения8.

     Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в проекте  федерального бюджета на 2006 год определены в сумме 643,65 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составит 0,2 процентных пункта и достигнет 2,65% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшится на 0,8 процентных пункта: с 15,0 до 14,2% (см. Таблицу 3), что по крайней мере в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.

     Расходы на ЖКХ. Расходы федерального бюджета  по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в размере 31,63 млрд. рублей, с увеличением по сравнению  с уточненными расходами на 2005 год в 3,07 раза.

     Расходы данного раздела в основном носят  инвестиционный характер и будут  обеспечивать реализацию Федеральной  целевой программы "Жилище" (23,08 млрд. рублей) по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в  том числе обеспечением жильем молодых  ученых, судей, беженцев и вынужденных  переселенцев, а также восстановление жилья в Чеченской Республике.

     Расходы на образование. Расходы на образование  предусмотрены в размере 206,03 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению  с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование  связан с планируемым улучшением доступности и качества услуг, а  также реформированием системы  образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%).

     Инвестиции  в данной сфере составят 13,3 млрд. рублей, которые обеспечивают выполнение федеральных целевых программ (ФЦП).

     Предусмотрены рост оплаты труда работников образования, повышение стипендий, социальная поддержка  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Размер  стипендии студентам федеральных  государственных высших учебных  заведений, обучающимся по очной  форме обучения и получающим образование  за счет средств федерального бюджета, был повышен с 1 сентября 2005 года до 600 рублей. В 2006 году минимальный  размер стипендии данной категории  студентов предусматривается сохранить  на существующем уровне.

     Стипендии для аспирантов и докторантов  государственных образовательных  учреждений высшего профессионального  образования и научных организаций  с 1 января 2006 года предусматривается  повысить соответственно до 1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.

     Предполагается  увеличить в 2006 году размер стипендий  учащихся и студентов образовательных  учреждений начального и среднего профессионального  образования со 140 до 210 рублей.

     В 2006 году на эти цели выделяется 956 млн. рублей, в том числе 766 млн. рублей – на учреждения среднего профессионального  образования и 189,7 млн. рублей – на учреждения начального профессионального  образования.

     Из  общих расходов на образование на обеспечение предоставления профессионального  образования предусматривается  выделить в учреждениях:

  • начального профессионального образования 6728,5 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 57,7%);
  • среднего профессионального образования – 21840,8 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 6,9%);
  • высшего профессионального образования – 158922,9 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 38,6 %);
  • на переподготовку и повышение квалификации кадров – 3912,6 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 65,7%).

     При формировании проекта федерального бюджета 2006 года были учтены дополнительные расходы на:

  • увеличение денежного поощрения в размере месячного денежного оклада по воинской должности с 1 марта 2005 года военнослужащим, работающим на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений в сумме 37,4 млн. рублей.
  • на повышение оплаты труда работников образования, занятых в федеральных государственных образовательных учреждениях гражданского назначения – 11 751,5 млн. рублей;
  • повышение размера стипендий аспирантам, докторантам федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся и студентам начального и среднего профессионального образования в 1,5 раза с 1 января 2006 года - 1 785,1 млн. рублей;
  • повышение размера стипендий Президента Российской Федерации и государственных специальных стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в 2 раза с 1 января 2006 года – 33,2 млн. рублей;
  • обеспечение 48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, обмундированием, проездом на внутригородском, пригородном транспорте и один раз в год туда и обратно (с учетом ежегодного прироста численности этой категории детей на 10 процентов), во исполнение Послания 2005 года Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - 617,4 млн. рублей;

     А также, в связи с введением  в 2006 году в эксплуатацию в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) учебно-лабораторных площадей и общежитий, на увеличение численности обслуживающего персонала  в количестве 1810 человек и коммунальные услуги - 62,6 млн. рублей.

     В проекте федерального бюджета на 2006 год зарезервированы средства федерального бюджета в размере 20,7 млрд. рублей, необходимые для  уплаты земельного налога и налога на имущество организациями социальной сферы и науки, в связи с  отменой льгот с 1 января 2006 года и введением с 1 января 2006 года новой  главы Налогового кодекса “Земельный налог”.

     Бюджетное финансирование должно обеспечить в 2006 году продолжение реформирования системы  отечественного образования. Реформы  осуществляются в соответствии с  Национальной доктриной образования  в Российской Федерации7 (далее Доктрина) и Концепцией модернизации российского образования до 2010 года8 (далее - Концепция).

     Нужно отметить, что необходимость преобразований в данной сфере и повышение  роли образования связаны с произошедшими  в конце XX века глубокими переменами как внутри страны, так и в мире. Это - экономические изменения, демократизация общественных отношений и становление  правового государства в России, а также с общемировые процессы глобализации, интеграции и информатизации, которые сделали качество человеческого  потенциала, зависящего от образования  населения, одним из ключевых факторов конкурентоспособности государств на мировой арене.

     Рост  расходов на пенсии и пособия за счет федерального бюджета во многом обусловлен переводом натуральных  льгот в денежную форму.

     По  подразделу "Социальное обслуживание населения" предусматриваются средства в сумме 3,1 млрд. рублей, с увеличением  к уровню 2005 года в 1,15 раза. Из указанных средств основная доля предназначена на обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в размере 2,78 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2005 года на 16%.

     По  оценкам Минздравсоцразвития России, с учетом штатной численности работников МСЭК, планируемого повышения заработной платы, роста тарифов на коммунальные и транспортные услуги, а также других затрат на указанную статью расходов в 2006 году потребуется около 4 млрд. рублей. С учетом социальной значимости МСЭК представляется оправданным рассмотреть вопрос о повышении расходов по этой статье.

     На  обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения  в 2006 году предусмотрены следующие  объемы ресурсов:

  • домов-интернатов для престарелых и инвалидов – 181,3 млн. рублей (109,6% к уровню 2005 года);
  • учреждений по обучению инвалидов – 48,2 млн. рублей (111% к уровню 2005 года);
  • стационаров сложного протезирования – 93,7 млн. рублей (на уровне 2005 года).

     Следует отметить серьезную изношенность материально-технической  базы учреждений социального обслуживания населения и низкий уровень заработной платы персонала этой отрасли, который  с учетом иждивенческой нагрузки в большинстве случаев ниже уровня потребительской корзины. В этой связи проект бюджета 2006 года не предусматривает  достаточных по объему ресурсов не только для качественного улучшения  ситуации в данной сфере, но, зачастую, и для покрытия заниженного уровня текущих расходов.

     Государственная политика занятости. Проектом федерального бюджета на 2006 год общие расходы  в сфере государственной политики занятости предусмотрены в объеме 24,75 млрд. рублей (108,8% к уровню 2005 года).

     Из  них, расходы на социальную поддержку  безработных граждан, включая пособия  по безработице, установлены в сумме 22 млрд. рублей (110,2% к уровню 2005 года).

     Расходы на финансирование мероприятий в  области занятости населения  на 2006 год, то есть на активные меры на рынке труда, предусмотренные в  разделе "Национальная экономика", сохранены на уровне текущего года - в сумме 2,74 млрд. рублей.

     Проблемы  финансирования государственной молодежной политики в проекте федерального бюджета на 2006 год и перспективном  финансовом плане на 2006-2008 годы. Важнейшим  инструментом осуществления государственной  молодежной политики молодежи являются федеральные целевые программы (ФЦП). В рамках ФЦП “Молодежь России” ведется работа по решению жилищных проблем молодежи, организации комплекса мер по укреплению молодой семьи, формированию условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, профилактике наркомании и асоциальных явлений, формированию системы социальных служб и клубов для молодежи, развитию молодежного отдыха, содействию занятости и поддержке молодежного предпринимательства.

     В настоящее время обсуждается  концепция ФЦП “Молодежь России”  на 2006-2010 годы. Разработчиками предлагается увеличить среднегодовое финансирование программы не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы  “Молодежь России” в 2005 году составляет 96 млн. рублей). Финансирование программных  мероприятий предусматривается  за счет средств федерального бюджета  с привлечением внебюджетных источников. При этом подготовлен прогноз  развития ситуации в молодежной политике, построенный с учетом рисков недофинансирования программных мер.

Информация о работе Бюджетное финансирование