Бюджетное финансирование культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества.

Оглавление

Введение

1. Цели политики в сфере культуры

2. Финансирование расходов на культуру

3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»

4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры
Вывод

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик по обществ сек.doc

— 248.50 Кб (Скачать)
 

Содержание: 
 

Введение

1. Цели политики в сфере культуры

2. Финансирование  расходов на культуру

3. Федеральная  целевая программа «Культура  России (2006-2011 годы)»

4. Данные об  исполнении бюджета в сфере финансирования культуры

Вывод

Список  использованной литературы

Приложение: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Статья 44 Конституции  Российской Федерации определила, что  каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.     

Деятельность  учреждений культуры и  искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.     

Накопившиеся  за время экономического спада проблемы в культуре значительно превышают  возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная  на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным отношениям.    

Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов меценатство культуры развивается крайне медленно и не оказывает влияния на ее состояние. В то же время возможность увеличения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями, недостаточным уровнем благосостояния населения.    

Здания, в которых  расположены государственные учреждения культуры, построены в 1950-1980 годы, технически и морально устарели. Несмотря на ежегодное   финансирование ремонтных работ, выделяемых средств  недостаточно.    

Материально-техническая  база  учреждений культуры одна из главных проблем отрасли и требует дальнейшего укрепления, что возможно при увеличении финансирования отрасли.

Необходимость решения указанных задач вытекает из закрепленной в Конституции и действующем законодательстве обязательности предоставления за счет областного бюджета услуг по организации обслуживания населения государственными учреждениями культуры. При этом решение этих задач должно идти с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации отдельной, специализированной программы, что обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связь их объемов с достижением планируемых результатов. 
 
 

1. Цели политики в сфере культуры.

Подавляющее большинство  учреждений культуры не имеют своих  собственных

источников дохода, либо их уровень невысок и его  недостаточно  для  покрытия

всех необходимых  расходов.  Поэтому  они  или  полностью  финансируются  из

государственного   бюджета    (по    уровню    принадлежности    учреждения:

федерального,  субъекта  Федерации  или  местного),  или  получают  из  него

средства, необходимые  для покрытия части затрат. В этом случае  имеет  место

финансирование  по смете текущих затрат.  До  1989  г.  подобной  дотацией  и

ограничивалось  бюджетное финансирование. Речь шла  о  простой  раздаче  денег

по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости  от  их

категории и  типа.  С  1989  г.  ситуация  несколько  изменилась  в связи с

введением программного принципа финансирования. Аналогия  бюджетной  дотации

сохранилась в  виде минимальных гарантий поддержания  материально  технической

базы и хозяйственного содержания учреждений  культуры.  Речь  идет  о  таких

статьях,  как  заработная  плата  штатных  работников,  расходы  на   тепло,

электроэнергию  и другие «защищенные» статьи бюджетной  сметы,  гарантирующие

минимум средств  текущего  содержания,  поддержки  деятельности  учреждений,

прежде всего  – госсети.

      Необходимые капитальные  вложения  финансируются  из  государственного

бюджета по особым сметам. С 1989 г. на всех  уровнях  бюджетообразования  из

средств бюджета  образуются  Фонды  развития  культуры  и  искусства,  целью

которых является финансирование не сложившейся сети учреждений  культуры,  а

осуществления  конкретной  деятельности  (социальный  закон).  Речь  идет  о

федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых  из

соответствующих   фондов   развития   культур   и   искусства.   Программное

финансирование  фактически является распространением  на  бюджетные  средства

механизма договорных отношений.

      Деятельность учреждений культуры  может финансироваться  не  только  из

бюджетных средств  на сферу культуры (бюджеты  текущего  содержания  и  фонды

развития культуры  и  искусства),  но  из  межотраслевых  и  межрегиональных

программ, местных  комплексных программ, входящих отдельной  строкой в  соответствующие  бюджеты. Это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное    сотрудничество,    реализация     совместных     проектов.

Спонсирование может  осуществляться  в  виде  выделения  финансовых  средств

(субсидировании),  оплате   счетов,   возвратных   или   частично-возвратных

платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении  премий,

стипендий, гонораров, призов и т.д.

      Патронаж   –   покровительство,   не   только   финансовое,    но    и

организационное, оказываемое на стабильной и долговременной  основе.  Обычно

патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица.  Патронаж

может  оформляться  долговременным  договором  или   даже   организационными

документами, когда  патрон входит в круг соучредителей  учреждения культуры  с

определенными правами  и  обязательствами.  Примером  может  служить  широко

практикуемое  в  зарубежном  музейном  деле  «членство»  (membership).  Более

распространена  в современной России другая форма  патронажа  –  foundation  –

создание фондов поддержки и развития  соответствующих  учреждений  культуры.

Такие фонды  созданы,  например,  при  Большом  академическом  драматическом

театре им. Г.  Товстоногова,  Санкт-Петербургской  театральной  академии.  В

правление таких  фондов  входят  видные  представители  крупных  коммерческих

организаций, банков, торговых фирм.

      Благотворительность   же   является   проявлением   филантропии,    не

предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны  получающих

поддержку.  Благотворитель  демонстрирует  акт  свободной  воли  (по  каким

мотивам –  тема  особая)  при  оказании  поддержки.  Поэтому  и  оформляется

благотворительность обычно актом дарения.

      Следует отметить такой возможный   источник  финансирования  учреждений

сферы культуры, как международные проекты и  программы.

      И наконец, традиционным внебюджетным  источником финансирования в  сфере

культуры   является   собственная   коммерческая   деятельность   учреждения

культуры.  Важно  подчеркнуть,  что  речь  идет  о  четкой   ориентации   на

потребности  посетителей,  на  те  виды  деятельности,  которые   пользуются

повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это  могут

быть и банковский депозит, и сдача помещений в  аренду и пр. 

Цели политики в сфере культуры.

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики. Стратегическими целями культурной политики государства являются:

    • сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;
    • обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
    • формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Для достижения этих целей предстоит, наращивая  бюджетное финансирование сферы  культуры, в том числе в течение  ряда лет - опережающими темпами по отношению к ВВП, провести реформирование её организационно-экономического механизма. Такие реформы должны быть направлены на обеспечение реального доступа граждан к участию в культурной жизни, более рациональное расходование бюджетных средств и использование находящегося в сфере культуры государственного имущества, а также на создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов из негосударственного сектора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Финансирование расходов  на культуру

В статье 7 Конституции  РФ провозглашено, что Российская Федерация  — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов  консолидированного бюджета России (7—8% ресурсов федерального бюджета и 45— 47% бюджетов территорий), в том числе финансирование расходов на культуру. В соответствии с действующими законодательными актами в культурной сфере и прежде всего Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) ежегодно предусматривается направление не менее 2% из федерального бюджета и 6% из территориального бюджетов.

Помимо указанного Закона нормативная база в сфере  финансового обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ.

Информация о работе Бюджетное финансирование культуры