Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 20:33, курсовая работа
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества.
Введение
1. Цели политики в сфере культуры
2. Финансирование расходов на культуру
3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»
4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры
Вывод
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
1. Цели политики в сфере культуры
2. Финансирование расходов на культуру
3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»
Вывод
Список использованной литературы
Приложение:
Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы
законодательства Российской Федерации
о культуре".
Введение.
Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.
Накопившиеся за время экономического спада проблемы в культуре значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным отношениям.
Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов меценатство культуры развивается крайне медленно и не оказывает влияния на ее состояние. В то же время возможность увеличения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями, недостаточным уровнем благосостояния населения.
Здания, в которых
расположены государственные
Материально-техническая база учреждений культуры одна из главных проблем отрасли и требует дальнейшего укрепления, что возможно при увеличении финансирования отрасли.
Необходимость
решения указанных задач
1. Цели политики в сфере культуры.
Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных
источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия
всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из
государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения:
федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него
средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место
финансирование по смете текущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией и
ограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денег
по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их
категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с
введением программного принципа финансирования. Аналогия бюджетной дотации
сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально технической
базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких
статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло,
электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие
минимум средств текущего содержания, поддержки деятельности учреждений,
прежде всего – госсети.
Необходимые капитальные
бюджета по особым сметам. С 1989 г. на всех уровнях бюджетообразования из
средств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, целью
которых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, а
осуществления конкретной деятельности (социальный закон). Речь идет о
федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из
соответствующих фондов развития культур и искусства. Программное
финансирование фактически является распространением на бюджетные средства
механизма договорных отношений.
Деятельность учреждений
бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды
развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных
программ, местных комплексных программ, входящих отдельной строкой в соответствующие бюджеты. Это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов.
Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств
(субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных
платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий,
стипендий, гонораров, призов и т.д.
Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и
организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно
патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж
может оформляться долговременным договором или даже организационными
документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с
определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко
практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более
распространена в современной России другая форма патронажа – foundation –
создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.
Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом
театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В
правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих
организаций, банков, торговых фирм.
Благотворительность же является проявлением филантропии, не
предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих
поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким
мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется
благотворительность обычно актом дарения.
Следует отметить такой
сферы культуры, как международные проекты и программы.
И наконец, традиционным
культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения
культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на
потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются
повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут
быть и банковский
депозит, и сдача помещений в
аренду и пр.
Цели политики в сфере культуры.
Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики. Стратегическими целями культурной политики государства являются:
Для достижения
этих целей предстоит, наращивая
бюджетное финансирование сферы
культуры, в том числе в течение
ряда лет - опережающими темпами по
отношению к ВВП, провести реформирование
её организационно-экономического механизма.
Такие реформы должны быть направлены
на обеспечение реального доступа граждан
к участию в культурной жизни, более рациональное
расходование бюджетных средств и использование
находящегося в сфере культуры государственного
имущества, а также на создание условий
для привлечения в сферу культуры дополнительных
ресурсов из негосударственного сектора.
2. Финансирование расходов на культуру
В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.
Ежегодно на
финансовое обеспечение социально-
Помимо указанного Закона нормативная база в сфере финансового обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ.