Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа
Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.
Введение
1. Цели политики в сфере культуры
2. Финансирование расходов на культуру
3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»
4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры.
Вывод
Список использованной литературы
Приложение: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Содержание:
Введение
1. Цели политики в сфере культуры
2. Финансирование расходов на культуру
3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»
4. Данные об исполнении
бюджета в сфере
Вывод
Список использованной литературы
Приложение: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Введение.
Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.
Деятельность
учреждений культуры и
Накопившиеся
за время экономического спада
проблемы в культуре
Из-за отсутствия
материальных и моральных
Здания, в которых
расположены государственные
Материально-техническая
база учреждений культуры одна
из главных проблем отрасли
и требует дальнейшего
Необходимость решения
указанных задач вытекает из закрепленной
в Конституции и действующем
законодательстве обязательности предоставления
за счет областного бюджета услуг
по организации обслуживания населения
государственными учреждениями культуры.
При этом решение этих задач должно
идти с использованием программно-целевого
метода, то есть путем реализации отдельной,
специализированной программы, что
обеспечит больший уровень
1. Цели политики в сфере культуры.
Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных
источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия
всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из
государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения:
федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него
средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место
финансирование по смете текущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией и
ограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денег
по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их
категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с
введением программного принципа финансирования. Аналогия бюджетной дотации
сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально технической
базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких
статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло,
электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие
минимум средств текущего содержания, поддержки деятельности учреждений,
прежде всего – госсети.
Необходимые капитальные вложения финансируются из государственного
бюджета по особым сметам. С 1989 г. на всех уровнях бюджетообразования из
средств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, целью
которых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, а
осуществления конкретной деятельности (социальный закон). Речь идет о
федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из
соответствующих фондов развития культур и искусства. Программное
финансирование фактически является распространением на бюджетные средства
механизма договорных отношений.
Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из
бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды
развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных
программ, местных
комплексных программ, входящих отдельной
строкой в соответствующие
Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств
(субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных
платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий,
стипендий, гонораров, призов и т.д.
Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и
организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно
патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж
может оформляться долговременным договором или даже организационными
документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с
определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко
практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более
распространена в современной России другая форма патронажа – foundation –
создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.
Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом
театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В
правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих
организаций, банков, торговых фирм.
Благотворительность же является проявлением филантропии, не
предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих
поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким
мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется
благотворительность обычно актом дарения.
Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений
сферы культуры, как
международные проекты и
И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере
культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения
культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на
потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются
повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут
быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.
Цели политики в сфере культуры.
Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики. Стратегическими целями культурной политики государства являются:
- сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;
- обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
- формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
Для достижения этих
целей предстоит, наращивая бюджетное
финансирование сферы культуры, в
том числе в течение ряда лет
- опережающими темпами по отношению
к ВВП, провести реформирование её организационно-экономического
механизма. Такие реформы должны
быть направлены на обеспечение реального
доступа граждан к участию
в культурной жизни, более рациональное
расходование бюджетных средств
и использование находящегося в
сфере культуры государственного имущества,
а также на создание условий для
привлечения в сферу культуры
дополнительных ресурсов из негосударственного
сектора.
2.
Финансирование расходов
на культуру
В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.
Ежегодно на финансовое
обеспечение социально-
Помимо указанного
Закона нормативная база в сфере
финансового обеспечения
Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.
С этой целью государство
предоставляет учреждениям
В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.
Однако бюджетные
ресурсы преобладают среди