Бюджетное фин. культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.

Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.

Оглавление

Введение

1. Цели политики в сфере культуры

2. Финансирование расходов на культуру

3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»

4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры.

Вывод

Список использованной литературы

Приложение: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Бюджетное финансирование культуры.docx

— 32.56 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

1. Цели политики  в сфере культуры

2. Финансирование  расходов на культуру

3. Федеральная целевая  программа «Культура России (2006-2011 годы)»

4. Данные об исполнении  бюджета в сфере финансирования  культуры.

Вывод

Список использованной литературы

Приложение: Закон  РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Введение.

Статья 44 Конституции  Российской Федерации определила, что  каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие  в культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право  граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим  финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства  имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.

 Деятельность  учреждений культуры и искусства  является одной из важнейших  составляющих современной культурной  жизни. Библиотеки, музеи, театры  выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.

 Накопившиеся  за время экономического спада  проблемы в культуре значительно  превышают возможности государства  по их решению. Отрасль, традиционно  ориентированная на государственную  финансовую поддержку, оказалась  наименее подготовленной к рыночным  отношениям.

  Из-за отсутствия  материальных и моральных стимулов  меценатство культуры развивается  крайне медленно и не оказывает  влияния на ее состояние. В  то же время возможность увеличения  собственных доходов учреждений  культуры и искусства ограничена  их социальными целями, недостаточным  уровнем благосостояния населения.

  Здания, в которых  расположены государственные учреждения  культуры, построены в 1950-1980 годы, технически и морально устарели. Несмотря на ежегодное   финансирование  ремонтных работ, выделяемых средств   недостаточно.

 Материально-техническая  база  учреждений культуры одна  из главных проблем отрасли  и требует дальнейшего укрепления, что возможно при увеличении  финансирования отрасли. 

Необходимость решения  указанных задач вытекает из закрепленной в Конституции и действующем  законодательстве обязательности предоставления за счет областного бюджета услуг  по организации обслуживания населения  государственными учреждениями культуры. При этом решение этих задач должно идти с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации отдельной, специализированной программы, что  обеспечит больший уровень эффективности  использования бюджетных ресурсов и лучшую связь их объемов с  достижением планируемых результатов.

1. Цели политики  в сфере культуры.

Подавляющее большинство  учреждений культуры не имеют своих  собственных

источников дохода, либо их уровень невысок и его  недостаточно для покрытия

всех необходимых  расходов. Поэтому они или полностью  финансируются из

государственного  бюджета (по уровню принадлежности учреждения:

федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него

средства, необходимые  для покрытия части затрат. В этом случае имеет место

финансирование по смете текущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией и

ограничивалось бюджетное  финансирование. Речь шла о простой  раздаче денег

по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их

категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с

введением программного принципа финансирования. Аналогия бюджетной  дотации

сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания  материально технической

базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких

статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло,

электроэнергию и  другие «защищенные» статьи бюджетной  сметы, гарантирующие

минимум средств  текущего содержания, поддержки деятельности учреждений,

прежде всего –  госсети.

Необходимые капитальные  вложения финансируются из государственного

бюджета по особым сметам. С 1989 г. на всех уровнях бюджетообразования из

средств бюджета  образуются Фонды развития культуры и искусства, целью

которых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, а

осуществления конкретной деятельности (социальный закон). Речь идет о

федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из

соответствующих фондов развития культур и искусства. Программное

финансирование фактически является распространением на бюджетные  средства

механизма договорных отношений.

Деятельность учреждений культуры может финансироваться  не только из

бюджетных средств  на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды

развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных

программ, местных  комплексных программ, входящих отдельной  строкой в соответствующие бюджеты. Это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов.

Спонсирование может  осуществляться в виде выделения  финансовых средств

(субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных

платежей, закупок  оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий,

стипендий, гонораров, призов и т.д.

Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и

организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно

патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные  лица. Патронаж

может оформляться  долговременным договором или даже организационными

документами, когда  патрон входит в круг соучредителей  учреждения культуры с

определенными правами  и обязательствами. Примером может  служить широко

практикуемое в  зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более

распространена в  современной России другая форма  патронажа – foundation –

создание фондов поддержки и развития соответствующих  учреждений культуры.

Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом

театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В

правление таких  фондов входят видные представители  крупных коммерческих

организаций, банков, торговых фирм.

Благотворительность же является проявлением филантропии, не

предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих

поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким

мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому  и оформляется

благотворительность обычно актом дарения.

Следует отметить такой  возможный источник финансирования учреждений

сферы культуры, как  международные проекты и программы.

И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере

культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения

культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на

потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются

повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут

быть и банковский депозит, и сдача помещений в  аренду и пр.

Цели политики в  сфере культуры.

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений  государственной политики. Стратегическими  целями культурной политики государства  являются:

- сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;

- обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

- формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Для достижения этих целей предстоит, наращивая бюджетное  финансирование сферы культуры, в  том числе в течение ряда лет - опережающими темпами по отношению  к ВВП, провести реформирование её организационно-экономического механизма. Такие реформы должны быть направлены на обеспечение реального  доступа граждан к участию  в культурной жизни, более рациональное расходование бюджетных средств  и использование находящегося в  сфере культуры государственного имущества, а также на создание условий для  привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов из негосударственного сектора. 
 
 
 

2. Финансирование расходов  на культуру 

В статье 7 Конституции  РФ провозглашено, что Российская Федерация  — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека, в  том числе его образовательного и культурного уровня.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов  консолидированного бюджета России (7—8% ресурсов федерального бюджета  и 45— 47% бюджетов территорий), в том  числе финансирование расходов на культуру. В соответствии с действующими законодательными актами в культурной сфере и прежде всего Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) ежегодно предусматривается направление  не менее 2% из федерального бюджета  и 6% из территориального бюджетов.

Помимо указанного Закона нормативная база в сфере  финансового обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностью  положений и норм, изложенных в  ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной  Думы и Правительства РФ.

Этими документами  определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует  структуре современного рыночного  механизма. Например, музеи финансируются  за счет бюджетных ресурсов, используя  коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют  платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности  всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью государство  предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок  налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности  и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и  частной собственности. Нормативный  порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

Однако бюджетные  ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому  существует несколько способов определения  необходимости в средствах:

Информация о работе Бюджетное фин. культуры