Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа
Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.
Введение
1. Цели политики в сфере культуры
2. Финансирование расходов на культуру
3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»
4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры.
Вывод
Список использованной литературы
Приложение: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Проявившись со всей силой именно в 1990-е годы этот кризис, в частности, характеризуется:
- ухудшающимся состоянием
материально-технической базы
- отсутствием в
музеях, театрах, библиотеках, архивах,
- дезинтеграцией единой системы кинопроката;
- ухудшающимся состоянием
сохранности недвижимых
- отсутствием надлежащей
системы государственного
- информационной и культурной изоляцией многих регионов;
- недостаточным количеством
профессиональных сценических
Кризисные явления
в сфере культуры усугубляются как
в связи с недостаточным
- распыление средств
и недофинансирование
- низкий уровень
оплаты труда работников
- невозможность концентрации
бюджетных средств на
- недостаточные стимулы
для учреждений культуры к
зарабатыванию собственных средств, существование
барьеров на пути объединения ресурсов
государства и частного и корпоративного
секторов, направляемых на развитие культуры.
Ключевые проблемы, на решение которых должна быть обращена государственная политика в сфере культуры, состоят в следующем:
- угроза невосполнимых потерь в культурном наследии;
- замедление темпов
модернизации и новаторства в
культурной жизни - важнейших
факторов саморазвития
- разрыв культурного
пространства и сокращение
- сокращение кадрового
потенциала культуры в
- снижение уровня
обеспеченности населения
В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Общество и государство
вновь обратились к проблемам
культуры. Важным шагом стало принятие
федеральной целевой программы "Культура
России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации
которой удалось в основном остановить
спад в сфере культуры, добиться
расширения участия государства
в ее поддержке, увеличения финансирования.
Это позволило предотвратить
утрату целого ряда памятников культуры,
укрепить межнациональные и
Вместе с тем
накопившиеся за время экономического
спада проблемы в сфере культуры
значительно превышают
По мере возрастания
роли культуры в обществе она перестает
быть просто одной из форм удовлетворения
потребностей. Вывод культуры на уровень,
позволяющий ей стать активным участником
социально-экономических
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.
Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
1.развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
2.развитие рынка
культурных ценностей,
Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.
Усиление позиций
российской культуры за рубежом, формирование
имиджа России как страны великих
культурных традиций - составная часть
государственной стратегии
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Значительная часть
затрат, связанных с реализацией
Программы, приходится на проведение реконструкции,
реставрационных и
Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.
Отказ от применения
программно-целевого метода может привести
к негативным последствиям, например,
к ограничению влияния
К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
1.потерю части
недвижимых объектов
2.финансовые потери
от неэффективного
3.финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
4.сокращение доли
национальных фильмов на
5.сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
6.нарушение единого информационного и культурного пространства;
7.нарушение принципа
выравнивания доступа к
Досрочное прекращение
Программы может произойти при
изменении социальной и экономической
ситуации в стране, выявлении новых
приоритетов при решении
4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры.
Консолидированный бюджет | ||
Год | Сумма, млрд. руб. | От общего бюджета, % |
1995 | 7,0 (трлн. руб.) | 5,5 |
1996 | 9,5 (трлн. руб.) | 5 |
1997 | 13,9 (трлн. руб.) | 5,1 |
1998 | 10,1 | 4,2 |
1999 | 18 | 4,9 |
2000 | 28,5 | 5,3 |
2001 | 32,9 | 4,5 |
2002 | 48,6 | 3,6 |
2004 | 74,3 | 5 |
2005 | 153,8 | 4,2 |
2006 | 188,6 | 4,1 |
2007 | 246,2 | 4,2 |
Список
использованной литературы:
1. Законодательство
о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев].
– М.:
Касаткина, 2001
2. Врублевская М.В.
Бюджетная система Российской
Федерации: учебник / М.В. Врублевская,
под ред. О.В. Врублевской, М.
В. Романовского. – 3-е изд., - М.: 2004
3. Муравьева Н.Я.
Формы и виды финансирования
в сфере культуры / Н.Я. Муравьева
// Культура: управление, экономика,
право, 2004
4.
Закон РФ от 9 октября
1992 г. № 3612-1 "Основы
законодательства
Российской Федерации
о культуре".