Бюджетное фин. культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.

Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.

Оглавление

Введение

1. Цели политики в сфере культуры

2. Финансирование расходов на культуру

3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»

4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры.

Вывод

Список использованной литературы

Приложение: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Бюджетное финансирование культуры.docx

— 32.56 Кб (Скачать)

Проявившись со всей силой именно в 1990-е годы этот кризис, в частности, характеризуется:

- ухудшающимся состоянием  материально-технической базы культуры;

- отсутствием в  музеях, театрах, библиотеках, архивах,  учебных заведениях необходимого  оборудования;

- дезинтеграцией  единой системы кинопроката; 

- ухудшающимся состоянием  сохранности недвижимых памятников  истории и культуры, музейных  экспонатов и архивных фондов;

- отсутствием надлежащей  системы государственного учета  памятников истории и культуры;

- информационной  и культурной изоляцией многих  регионов;

- недостаточным количеством  профессиональных сценических и  филармонических площадок. 

Кризисные явления  в сфере культуры усугубляются как  в связи с недостаточным государственным  финансированием, так и в связи  с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Государственные  ассигнования в настоящее время  направляются преимущественно на финансирование существующей бюджетной сети, которое  осуществляется по сметному принципу. Такая практика влечет:

- распыление средств  и недофинансирование учреждений  культуры;

- низкий уровень  оплаты труда работников культуры;

- невозможность концентрации  бюджетных средств на приоритетных  направлениях культурной политики; 

- недостаточные стимулы  для учреждений культуры к  зарабатыванию собственных средств, существование барьеров на пути объединения ресурсов государства и частного и корпоративного секторов, направляемых на развитие культуры. 

Ключевые проблемы, на решение которых должна быть обращена государственная политика в сфере  культуры, состоят в следующем:

- угроза невосполнимых  потерь в культурном наследии;

- замедление темпов  модернизации и новаторства в  культурной жизни - важнейших  факторов саморазвития культуры  и повышения социальной активности  населения; 

- разрыв культурного  пространства и сокращение участия  России в мировом культурном  обмене;

- сокращение кадрового  потенциала культуры в результате  резкого снижения уровня доходов  творческих работников, оттока в  другие сектора экономики и  миграции за рубеж;

- снижение уровня  обеспеченности населения культурными  благами. 
 

В 2001 - 2005 годах в  стране наблюдалась политическая и  экономическая стабильность. Укрепился  институт частной собственности, осуществлялся  процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились  предпосылки для экономического роста.

Общество и государство  вновь обратились к проблемам  культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства  в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить  утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные  связи.

Вместе с тем  накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности  государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного  наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс  постепенной утраты национального  достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими  поколениями. До настоящего времени  отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания  роли культуры в обществе она перестает  быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны  государства. Инвестирование государства  в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал". 

Реформирование в  сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск  таких решений, которые позволили  бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.

Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:

1.развитие меценатства  и благотворительности в сфере  культуры;

2.развитие рынка  культурных ценностей, совместное  участие государства и бизнеса  в развитии этого рынка, а  также в экономически эффективных  проектах в сфере культуры.

Развитие рынка  культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с  их оценкой и страхованием.

Усиление позиций  российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих  культурных традиций - составная часть  государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Тесная взаимосвязь  процессов, происходящих в сфере  культуры, с процессами, происходящими  в обществе, делает использование  программно-целевого метода необходимым  условием дальнейшего развития отрасли.

Значительная часть  затрат, связанных с реализацией  Программы, приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Программно-целевой  метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ  на конкретных объектах, предотвратить  их распыление.

Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает  активное участие в конкурсах  и фестивалях как региональных и  сельских, так и общепризнанных коллективов  и деятелей культуры.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства  на проведение культурной политики в  регионах страны. 

К наиболее серьезным  рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное  управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:

1.потерю части  недвижимых объектов культурного  наследия вследствие опережения  темпов их износа над темпами  их восстановления и консервации;

2.финансовые потери  от неэффективного использования  недвижимых объектов культурного  наследия; 

3.финансовые потери  от сокращения использования  музейного фонда и архивных  документов, гастрольной деятельности;

4.сокращение доли  национальных фильмов на российском  кинорынке;

5.сокращение влияния  государства на формирование "человеческого  капитала", потерю квалифицированных  кадров в отрасли;

6.нарушение единого  информационного и культурного  пространства;

7.нарушение принципа  выравнивания доступа к культурным  ценностям и информационным ресурсам  различных групп граждан.

Досрочное прекращение  Программы может произойти при  изменении социальной и экономической  ситуации в стране, выявлении новых  приоритетов при решении общегосударственных  задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при  таких условиях будет невозможно.

4. Данные об исполнении  бюджета в сфере  финансирования культуры.

Консолидированный бюджет
Год Сумма, млрд. руб. От общего бюджета, %
1995 7,0 (трлн. руб.) 5,5
1996 9,5 (трлн. руб.) 5
1997 13,9 (трлн. руб.) 5,1
1998 10,1 4,2
1999 18 4,9
2000 28,5 5,3
2001 32,9 4,5
2002 48,6 3,6
2004 74,3 5
2005 153,8 4,2
2006 188,6 4,1
2007 246,2 4,2
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. Законодательство  о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. – М.: 

Касаткина, 2001 

2. Врублевская М.В.  Бюджетная система Российской  Федерации: учебник / М.В. Врублевская,  под ред. О.В. Врублевской, М.  В. Романовского. – 3-е изд., - М.: 2004 

3. Муравьева Н.Я.  Формы и виды финансирования  в сфере культуры / Н.Я. Муравьева  // Культура: управление, экономика,  право, 2004 

4. Закон РФ от 9 октября  1992 г. № 3612-1 "Основы  законодательства  Российской Федерации  о культуре". 
 
 

  

Информация о работе Бюджетное фин. культуры