Бюджетное фин. культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.

Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.

Оглавление

Введение

1. Цели политики в сфере культуры

2. Финансирование расходов на культуру

3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»

4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры.

Вывод

Список использованной литературы

Приложение: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Бюджетное финансирование культуры.docx

— 32.56 Кб (Скачать)

• в зависимости  от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

• на основе определенного  процента от суммы национального  дохода региона;

• на основе процента от общей суммы бюджетных расходов.  

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам  этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.

Согласно бюджетной  классификации расходы на культуру отражаются в разделах «Культура  и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим  статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств  на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Особенности финансирования музеев зависят от чис­ленности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.

При утверждении  сметы расходов на очередной год  учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

При определении  фонда оплаты труда не предусматривается  создание фондов материального поощрения  работников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называются специальными средствами. По ним формируются  отдельная смета доходов и  расходов, их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию с учредителями.

Методика расчета  по основным статьям театров и  концертных организаций не имеет  специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и  приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных  поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами  и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий  из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и  сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором — все расходы независимо от источников покрытия.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В  него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная  библиотека, Государственный академический  Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие  региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных  бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может  быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая — для финансирования программ и  мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций  и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его  формировании применяется методология  «от достигнутого уровня».

В отдельных регионах устанавливается определенный процент  на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с целью повышения  эффективности их использования  применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При  этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том  числе при долевом участии. В  этом случае бюджетные средства перечисляются  исполнителю одной суммой.

При исполнении социально-творческого  заказа его финансирование разбивается  на две части — основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и  не может быть изменена, конъюнктурная  представляет собой широкий выбор  услуг при возможности их замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный  метод расчета с различными модификациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Федеральная целевая  программа «Культура  России (2006-2011 годы)»

Цели Программы:

- сохранение культурного  наследия Российской Федерации;

- формирование единого  культурного пространства, создание  условий для обеспечения выравнивания  доступа к культурным ценностям  и информационным ресурсам различных  групп граждан;

- создание условий  для сохранения и развития  культурного потенциала нации;

- развитие международного  сотрудничества, укрепление мировых  культурных связей;

- обеспечение адаптации  сферы культуры к рыночным  условиям. 

Задачи Программы:

- обеспечение сохранности  историко-культурного наследия;

- сохранение и  развитие системы художественного  образования;

- поддержка молодых  дарований;

- адресная поддержка  профессионального искусства, литературы  и творчества;

- обеспечение условий  для художественного творчества  и инновационной деятельности;

- обеспечение культурного  обмена;

- разработка и  внедрение информационных продуктов  и технологий в сфере культуры;

- поддержка отечественных  производителей культурных благ  и их продвижение на мировой  рынок; 

- обновление специального  оборудования организаций сферы  культуры и массовых коммуникаций;

- модернизация сети  телерадиовещания Российской Федерации;

- поддержка культуры  народов Российской Федерации;

- повышение качества  услуг, предоставляемых учреждениями  культуры 

Важнейшие целевые  индикаторы и показатели Программы:

- доля национальных  фильмов в общем объеме отечественного  проката;

- доля объектов  культурного наследия, находящихся  в удовлетворительном состоянии,  в общем количестве объектов  культурного наследия федерального  значения;

- доля представленных (во всех формах) зрителю музейных  предметов в общем количестве  музейных предметов основного  фонда;

- доля архивных  документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве  архивных документов;

- книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей);- увеличение количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом;

- доля отреставрированных  уникальных и особо ценных  архивных документов в общем  объеме подлежащих реставрации  документов этой категории;

- увеличение количества  посещений спектаклей, концертов,  представлений, в том числе  гастрольных и фестивальных;

- доля новых произведений  профессионального искусства в  общем репертуаре организаций  исполнительских искусств;

- доля мероприятий,  направленных на сохранение и  развитие нематериального культурного  наследия народов России, в общем  количестве мероприятий, реализованных  учреждениями культуры;

- рост числа участников  клубных формирований самодеятельного  народного творчества 

Объем и источники  финансирования Программы:

Общий объем финансирования Программы 128783,58 млн.рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

- за счет средств  федерального бюджета - 113773,18 млн.рублей;

- за счет прочих  источников - 15010,4 млн.рублей.  

Средства направляются на:

- капитальные вложения - в размере 89872,7517 млн.рублей;

- научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы - в размере 402,05 млн.рублей;

- прочие нужды  - в размере 38508,7785 млн.рублей 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и  показатели социально-экономической  эффективности: 

- обеспечение сохранности  объектов культурного наследия  Российской Федерации, в том  числе недвижимых памятников  истории и культуры, музейных  ценностей, библиотечных фондов  и архивных документов;

- увеличение доли  объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных  работ и капитального ремонта), в общем количестве объектов  культурного наследия, находящихся  в федеральной собственности,  до 35 процентов; 

- увеличение доли  отреставрированных уникальных  и особо ценных архивных документов  в общем объеме подлежащих  реставрации документов этой  категории до 3 процентов;

- увеличение доли  архивных документов, находящихся  в условиях, обеспечивающих их  постоянное (вечное) хранение, в общем  количестве архивных документов  до 22 процентов;

- укрепление единого  культурного пространства, культурных  связей между регионами, обеспечение  выравнивания доступа к культурным  ценностям и информационным ресурсам  различных групп граждан;

- увеличение доли  представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в  общем количестве музейных предметов  основного фонда до 20 процентов;

- увеличение количества  посещений музеев;

- увеличение количества  посещений спектаклей, концертов,  представлений, в том числе  гастрольных и фестивальных;

- увеличение показателя  средней книгообеспеченности;

- увеличение количества  творческих дебютов и новаторских  проектов в отрасли (увеличение  доли новых произведений профессионального  искусства в общем репертуаре  организаций исполнительских искусств  до 20 процентов);

- укрепление позиций  отечественного кинематографа на  российском и мировом рынках (увеличение  доли национальных фильмов в  общем объеме проката до 23 процентов);

- развитие международного  сотрудничества, укрепление мировых  культурных связей, использование  опыта зарубежных стран в развитии  отечественной культуры

(увеличение количества  российских культурных акций,  проведенных за рубежом, по  сравнению с предыдущим годом  до 1,15 процента к 2011 году);

- увеличение количества  проведенных фольклорных фестивалей, выставок народного творчества, количества выявленных памятников  устного народного творчества, музыкального  и танцевального народного творчества;

- сохранение библиотечных  фондов, развитие библиотечного  дела на современной основе. 
 
 

Вывод. 

В 1990-е годы для  российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства  обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали  новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения. Появились  новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, в  том числе в сфере кинематографии и кинопроката, строивших свои отношения  с деятелями искусства на рыночных принципах.

Советское государство  делало основной акцент на массовые формы  и уровни культуры (при одновременной  поддержке исключительно тонкого  слоя творческой элиты, необходимой  для сохранения международного имиджа государства). Поэтому в стране существовала широкая сеть нежизнеспособных в  иных экономических условиях клубных  и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном, - находилось в состоянии  стагнации и нарастающего кризиса.

Информация о работе Бюджетное фин. культуры