Бюджетное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:10, доклад

Краткое описание

Основные понятия бюджетного права. Основные принципы расхода бюджета.

Файлы: 1 файл

Бюджетное право.docx

— 24.71 Кб (Скачать)

Бюджетное право - центральный раздел особенной части  финансового права, связанный с  другими разделами и институтами  последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе  РФ, его координирующей ролью.

Предмет бюджетного права является содержание отношений, которые оно регулирует. Его специфика  состоит в том, что:

а) бюджетное  право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных  образований и соответствующих  органов представительной и исполнительной власти;

б) эти отношения  возникают в связи, с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе  субъектов Федерации) и муниципальных  образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Такая общая  характеристика бюджетного права и  его предмета нуждается в конкретизации, поскольку бюджетное право тесно  связано с другими подразделениями  и институтами финансового права. С этой целью в бюджетном праве  можно выделить следующие блоки  норм, которые закрепляют и регулируют:

а) бюджетное  устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему  РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого  из видов бюджетов;

б) структуру  доходов и расходов бюджетной  системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения  их между бюджетами;

в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в  области бюджета;

г) бюджетный  процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также  отчетности об исполнении бюджета.

Исходя из выше сказанного понятие бюджетного права  определяется следующим образом:

Бюджетное право - это раздел (подотрасль) финансового права, состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

Однако такое  понятие недостаточно четко определяет пределы регулирования бюджетного права. Для уточнения понятия  бюджетного права неоюходимо ввести в определение уточняющие признаки, основанные на конкретизации его предмета. При таком подходе бюджетное право РФ - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс.

Центральное место  бюджетной системы в составе  финансов РФ обусловливает и место  бюджетного права в системе финансового  права: именно с него начинается особенная  часть этой отрасли права.

Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы федерализма и развития местного самоуправления, свойственные финансовому  праву в целом. В бюджетном  праве они находят специфическое  проявление. Хотя они впрямую не названы и не сформулированы в  бюджетном законодательстве, его  содержание пронизано этими принципами и регулирование бюджетных отношений осуществляется с учетом этих основополагающих начал, вытекающих из норм Конституции РФ.

Принцип федерализма  в бюджетном праве означает гарантированность  самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов Федерации  как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Федерации, реализовать  которые призван федеральный  бюджет.

Принцип развития местного самоуправления выражается в  закреплении полномочий органов  местного самоуправления по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета в целях решения задач  местного значения в соответствии с  законодательством Федерации и  субъектов РФ.

В бюджетном  праве более четко, чем в других разделах финансового права, выделяются материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и  т.п.) и регулируют соответствующие  отношения. К предмету вторых относится  регулирование порядка (процедуры) прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, форм взаимоотношений органов  государственной власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе. Значение бюджетно-процессуальных норм состоит в том, что они устанавливают  организационно-правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов  бюджетного права, механизм их осуществления.

Носители юридических  прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и  использованию бюджетов всех уровней  именуются субъектами бюджетного права.

В круг субъектов  бюджетного права РФ входят:

1) государство  и его территориальные подразделения  - Российская Федерация в целом;  субъекты Российской Федерации  (республики, края, области, автономная  область, автономные округа, города  Москва и Санкт-Петербург; муниципальные  образования; закрытые административно-территориальные  образования);

2) органы государственной  власти и местного самоуправления - представительные (законодательные)  органы государственной власти  и местного самоуправления; исполнительные  органы государственной власти  и местного самоуправления.

Право на соответствующий  бюджет - это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит  соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность и тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам. Это права на получение и включение в бюджет определенных доходов, на использование их на экономические, социальные и другие потребности территории. С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов.

Процессуальными правами и обязанностями наделены представительные . (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например, полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т.д.

Вступая в общественные отношения для реализации своих  прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.

Этим правоотношениям  свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного  состава:

а) они возникают  в связи с образованием, распределением и использованием централизованного  государственного или муниципального денежного фонда соответствующей  территории;

б) права и  обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и  исполнением бюджета как основного  финансового плана государства, государственного или муниципального образования;

в) в бюджетных  правоотношениях обязательно участвуют  государства, государственные или  муниципальные образования или  соответствующие органы государственной  власти и местного самоуправления, представляющие их интересы. Бюджетные  правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными  и процессуальными.

Бюджетный кодекс РФ 1998 г. для характеристики обязанности  органов власти в области расходов бюджетных средств вводит новое в российском законодательстве понятие - бюджетное обязательство. Согласно Кодексу (ст.222) это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

В нормах бюджетного права предусмотрены меры ответственности  за нарушения бюджетного законодательства. Они предусмотрены в разных правовых актах - в законах о бюджете  на конкретный год, в указах Президента РФ. Бюджетный кодекс РФ 1998 г. привел вопросы ответственности за нарушения  бюджетного законодательства в систему, посвятив им особую (четвертую) часть.

Значение бюджетного права обусловлено важной ролью  государственного и местного бюджетов в решении экономических и  социальных задач страны. Для федеративного  государства, каковым является Россия, оно особенно велико. С помощью  бюджетного права регулируются внутрифедеративные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня и субъектов Федерации. В силу своей важности часть отношений в области бюджета регулируется конституционными нормами.

Источники бюджетного права. Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением, ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Среди законодательных  актов специального содержания выделяется Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса как имеющий  общее значение для регулирования  бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепляет основные общие  положения, относящиеся к организации  функционирования бюджетов всех уровней  и, помимо этого, - детальную регламентацию  относительно федерального бюджета (с 1995 г. действие Ю ст. 1б,ч.З, 20,21 и 22 приостановлено).

Федеральные законы "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. и "О  финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. определяют основные положения  о роли местных бюджетов, бюджетных  правах муниципальных образований  и органов местного самоуправления, их взаимоотношениях с органами государственной  власти.

Приведенные примеры  федеральных законов и других нормативных актов далеко не исчерпывают  всего их перечня, действующего в  настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дефицит бюджета.

Бюджет - это  публичные экономические отношения, о посредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утвержденным соответствующим представительным органом в правовой форме.

Глава 13 БК РФ определяет возможность наличия дефицита в  бюджете и устанавливает, что  превышение доходов над расходами  является дефицитом бюджета.

Бюджетный дефицит  может образоваться в результате следующих причин:

А) чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное  стихийное бедствие, когда обычные  источники доходов не покрывают  новых расходов и государство  прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;

Б) подъем экономики  на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует  прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным  явлением;

В) как следствие  экономического и политического  кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций  государственного займа, государственных  ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета- явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.

Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном  дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит  неминуемо ведет к росту внутреннего  и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного  размера дефицита, что не считается  опасным состоянием и не требует  вмешательства государства в  регулирование бюджета. Согласно ст.92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 5 процентов объема доходов  без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета  не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  бюджета субъекта РФ.

Информация о работе Бюджетное право