Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:26, контрольная работа
Цель курсовой работы – исследование места бюджетного права в системе права России. Для выполнения цели, необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть предмет и метод бюджетного права РФ
• Исследовать источники бюджетного права РФ
• Проанализировать место бюджетного права РФ в системе финансового права РФ
Введение……………………………………………………….…………………………………3
1. Бюджетное право: сущность и содержание
1.1 Понятие и предмет бюджетного права………………………..……………………….5
1.2 Метод правового регулирования бюджетного права………………………………….8
1.3 Бюджетное право в системе финансового права…………….……………………….11
2. Механизм бюджетно-правового регулирования
2.1 Принципы бюджетного права………………………………………………..………..16
2.2 Источники бюджетного права…………………………………………..……………..18
2.3 Соотношение бюджетного права с иными отраслями права…………..……………23
Заключение…………………………………………………………………….………………..26
Список литературы…………………………………………………………………………..…28
29
Содержание
Введение……………………………………………………….
1. Бюджетное право: сущность и содержание
1.1 Понятие и предмет бюджетного права………………………..……………………….5
1.2 Метод правового регулирования бюджетного права………………………………….8
1.3 Бюджетное право в системе финансового права…………….……………………….11
2. Механизм бюджетно-правового регулирования
2.1 Принципы бюджетного права………………………………………………..………..
2.2 Источники бюджетного права…………………………………………..……………..
2.3 Соотношение бюджетного права с иными отраслями права…………..……………23
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Право играет едва ли не главную роль в жизни общества, связавшего свою жизнь с государством. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.
Тема курсовой работы обладает высокой актуальностью, поскольку, бюджетное право сравнительно молодая дисциплина, бюджетное право в Российской Федерации получило активное развитие в 90-х годах прошлого века в связи переходом на новые, рыночные условия хозяйствования, когда наряду с государственной формой собственности появилась и получила развитие частная форма собственности.
В этих условиях возникла необходимость регулировать денежные отношения по-новому, с учетом публичных и частных интересов, создавать отвечающие современным потребностям жизни механизмы взаимодействия публичных и частных финансов [1, C. 55-60]
Как известно, основным денежным публичным фондом является бюджет; именно с помощью бюджета перераспределяются финансовые ресурсы на всей территории государства, причем это перераспределение в разной экономической ситуации происходит по-разному [2, C.53]. Например, в годы экономической стабильности государство стремилось привлечь частный капитал к выполнению государственных задач.
Сейчас, во время финансового кризиса, напротив, государство помогает частному бизнесу, направляя значительные денежные средства на его поддержку. Так реализуется принцип государственно-частного партнерства [1, С.55-60] Этим экономическим отношениям должно соответствовать правовое регулирование, осуществляемое в рамках бюджетного права.
Цель курсовой работы – исследование места бюджетного права в системе права России. Для выполнения цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть предмет и метод бюджетного права РФ
Исследовать источники бюджетного права РФ
Проанализировать место бюджетного права РФ в системе финансового права РФ
Установить соотношение бюджетного права РФ с иными отраслями российского права
Объектом курсовой работы является бюджетное право России. Предметом выступают процессы становления и развития бюджетного права в системе российского права.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются фундаментальные труды исследователей в области финансового права, бюджетного права, муниципального права, таких как: Ю.А. Крохина, В.И. Васильев, , С.А. Авакьян, Х.В. Пешкова, О.В. Болтина, И.А. Цинделиани и др. В работе использовались методы общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, а также метод структурного анализа. Информационной базой работы служат законодательные и нормативные акты РФ, а также данные периодической печати.
1 Бюджетное право: сущность и содержание
1.1 Понятие и предмет бюджетного права
Бюджетное право – основная подотрасль, неотъемлемый структурный элемент финансового права, поскольку бюджет – это центральный связующий элемент всей финансовой системы страны, который взаимосвязан со всеми остальными элементами финансовой системы: и с кредитом, и со страхованием, и с финансами организаций. Поэтому все попытки выделить бюджетное право из финансового права нецелесообразны.
Бюджетное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию.
Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации [2].
Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет. Предмет бюджетного права составляют определенные группы общественных отношений, возникающие при аккумулировании, распределении и последующем использовании централизованных денежных фондов государства. Представители саратовской школы финансового права полагают, что бюджетное право отличается от других институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует [4, C.219]. Специфика состоит в том, что бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти; эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.
Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения [5, С,64]. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права и полностью им урегулированы.
Другую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие (смежные) к атрибутивным. Эти отношения детально регулируются другими подотраслями или институтами финансового права, создавая таким образом объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу «цепной реакции», когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института — развивающими, уточняющими.
Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.
Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае — только когда в этом заинтересовано государство. Например, образование бюджетов всех уровней в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но это не означает, что налоговое право входит в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т. п., не составляют предмета бюджетного права.
Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга [6, С.9-13]. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно предметом финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений.
Кодификация норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и объединение различных методов их регулирования в специфичный метод правового регулирования.
Включение отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности. Расширение бюджетного законодательства, его комплексный характер создают функциональное взаимодействие норм бюджетного права и государственного кредита как различных финансово-правовых институтов, но не создают новой подотрасли финансового права и не означают слияния бюджетного права с институтом государственного кредита.
Государственные и муниципальные заимствования рассматриваются БК РФ только в качестве источников покрытия дефицита соответствующего бюджета, а государственный и муниципальный долг, государственный кредит — с позиций доходов или расходов бюджетной системы. Осуществление государственной и муниципальной кредитной деятельности происходит не только в целях покрытия бюджетного дефицита, но и в качестве самостоятельного направления финансовой деятельности государства. Таким образом, после кодификации норм бюджетного права и некоторых норм, регулирующих вопросы государственного и муниципального кредита, ни бюджетное право, ни институт государственного и муниципального кредита не утратили своих сущностных признаков в качестве самостоятельных структурных элементов финансового права [7, С.92]
Кодификация бюджетного законодательства не повлекла расширения предмета бюджетно-правового регулирования. Следовательно, предмет бюджетного права — это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классисифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:
установления доходных источников бюджетов всех уровней;
расходования бюджетных денежных средств;
межбюджетного регулирования;
бюджетного процесса;
осуществления бюджетного контроля;
установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Предмет бюджетного права находится в постоянном развитии. Правовое регулирование бюджетных отношений во многом зависит от воли государства. Так, увеличение роста правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов повлекло необходимость включения законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства, и, как следствие, предмет бюджетного права пополнился новым атрибутивным элементом.
Схема №1. Понятие бюджетного права
┌─────────────────────────────
│ Понятие бюджетного права │
└───────────────────────────┬─
┌──────────────────────────┼──