Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:26, контрольная работа
Цель курсовой работы – исследование места бюджетного права в системе права России. Для выполнения цели, необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть предмет и метод бюджетного права РФ
• Исследовать источники бюджетного права РФ
• Проанализировать место бюджетного права РФ в системе финансового права РФ
Введение……………………………………………………….…………………………………3
1. Бюджетное право: сущность и содержание
1.1 Понятие и предмет бюджетного права………………………..……………………….5
1.2 Метод правового регулирования бюджетного права………………………………….8
1.3 Бюджетное право в системе финансового права…………….……………………….11
2. Механизм бюджетно-правового регулирования
2.1 Принципы бюджетного права………………………………………………..………..16
2.2 Источники бюджетного права…………………………………………..……………..18
2.3 Соотношение бюджетного права с иными отраслями права…………..……………23
Заключение…………………………………………………………………….………………..26
Список литературы…………………………………………………………………………..…28
Бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии четко определенных в правовых нормах условий или юридических фактов. Они возникают в связи с образованием (аккумулированием), распределением и использованием финансовых ресурсов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных внебюджетных фондов [10, С.19-23]
Схема №2. Бюджетное право как подотрасль финансового права
┌─────────────────────────────
│Бюджетное право как подотрасль финансового права│
└──────────────────────┬──────
┌──────────────────────┼──────
▼ ▼ ▼
┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌───────────────────────┐
│ Понятие │ │ Предмет │ │ Метод │
└───────────┬─────────┘ └──────────┬──────────┘ └──────────┬────────────┘
▼ ▼ ▼
┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌───────────────────────┐
│Совокупность финансо-│ │Бюджетные правоотно-│ │Императивный (в отдель-│
│во-правовых норм, ре-│ │шения │ │ных случаях возможно│
│гулирующих бюджетные│ │ │ │применение диспозитив-│
│отношения │ │ │ │ного метода, методов│
│ │ │ │ │поощрения, координации│
│ │ │ │ │и др.) │
└─────────────────────┘ └─────────────────────┘ └───────────────────────┘
Схема №3. Система бюджетного права (как подотрасли финансового права)
┌─────────────────────────────
│Система бюджетного права (как подотрасли финансового права)│
└─────────────────────────────
┌───────────────────┴─────────
▼
┌─────────────────────────────
│ Общая часть │ │ Особенная часть │
└───────────────┬─────────────
▼
┌─────────────────────────────
│ Институты (например, источники│ │ Институты (например, бюджетные│
│ бюджетного права, бюджетные │ │ расходы и доходы, бюджетный │
│ правоотношения и др.) │ │ процесс, бюджетное устройство │
│
└───────────────┬─────────────
▼
┌───────────────┴─────────────
│ Бюджетно-правовые нормы │ │ Бюджетно-правовые нормы │
Схема №4. Бюджетные правоотношения
┌─────────────────────────────
┌─┤ Бюджетные правоотношения
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в│
├─►┤процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов│
│ │бюджетной системы РФ
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├─►┤Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в│
│ │процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований│
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├─►┤Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в│
│ │процессе регулирования государственного и муниципального долга │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├─►┤Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в│
│ │процессе составления и рассмотрения проектов бюджетной системы РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├─►┤Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в│
│ │процессе утверждения бюджетов бюджетной системы РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├─►┤Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в│
│ │процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├─►┤Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в│
│ │процессе контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в│
└─►┤процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и│
│утверждения бюджетной отчетности
└─────────────────────────────
Схема №5. участники бюджетных правоотношений в РФ
┌─────────────────────────────
│ Участники бюджетных правоотношений в Российской Федерации │
└┬────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├──►┤ Публично-правовые образования ├───┐
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Российская Федерация ├◄──┤
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Субъекты Российской Федерации ├◄──┤
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Муниципальные образования ├◄──┘
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├──►┤Органы государственной власти и органы местного самоуправления│
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├──►┤ Участники бюджетного процесса │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
└──►┤Органы государственного (муниципального) финансового контроля │
└─────────────────────────────
2 Механизм бюджетно-правового регулирования
2.1 Принципы бюджетного права
Принципы бюджетного права представляют собой основные идеи, исходные положения его формирования, развития и функционирования. Бюджетно-правовые принципы отражаются в нормативных правовых актах и характеризуют сущность и содержание бюджетного права, его внутреннее строение, соотношение с финансовым правом, иными его подотраслями и институтами. Основные исходные идеи бюджетного права показывают не только материальные отношения, но и весь процесс применения бюджетного права, придавая ему динамику [11, С.5-8].
Большое значение принципы бюджетного права имеют на стадии разработки проектов нормативных финансово-правовых актов, поскольку позволяют создавать и принимать эффективные бюджетные нормы. Неоценима роль принципов на стадии правоприменения, так как с их помощью судебная система и органы исполнительной власти единообразно реализуют финансовую политику государства.
Принципы бюджетного права — это теоретически обоснованные и нормативно закрепленные основополагающие начала (идеи, требования) сущности бюджетного права, составляющие его главное содержание, определяющие общую направленность правового регулирования бюджетной деятельности государства и муниципальных образований и направляющие бюджетную деятельность на достижение стоящих перед ней целей и задач. Принципы бюджетного права можно классифицировать: