Бюджетное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование места бюджетного права в системе права России. Для выполнения цели, необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть предмет и метод бюджетного права РФ
• Исследовать источники бюджетного права РФ
• Проанализировать место бюджетного права РФ в системе финансового права РФ

Оглавление

Введение……………………………………………………….…………………………………3
1. Бюджетное право: сущность и содержание
1.1 Понятие и предмет бюджетного права………………………..……………………….5
1.2 Метод правового регулирования бюджетного права………………………………….8
1.3 Бюджетное право в системе финансового права…………….……………………….11
2. Механизм бюджетно-правового регулирования
2.1 Принципы бюджетного права………………………………………………..………..16
2.2 Источники бюджетного права…………………………………………..……………..18
2.3 Соотношение бюджетного права с иными отраслями права…………..……………23
Заключение…………………………………………………………………….………………..26
Список литературы…………………………………………………………………………..…28

Файлы: 1 файл

наталья абляева.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Поскольку образование, распределение и использование государственных денежных фондов (доходов) в значительной части осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, бюджетное и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Сходным может быть и круг субъектов бюджетного и административного права. Однако при этом они различаются предметами регулирования.

Связь бюджетного права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, которые возникают в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом.

           Бюджетное право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансово-кредитные, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных и муниципальных денежных

средств, они вступают и в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет бюджетно-правового регулирования они не входят.

         Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права. Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.

          Бюджетное право связано и с другими отраслями российского права. Однако в рассмотренных случаях связь между отраслями права наиболее заметна. Выяснение особенностей бюджетного права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, помогает в необходимых случаях правильному применению юридических мер воздействия.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Бюджетное право занимает важное место в системе российского права и взаимодействует с гражданским, конституционным, административным, муниципальным и др. отраслями права. Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, т.е. отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных (субъекта Федерации) и местных бюджетов, а также по поводу формирования и расходования средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

Нормы бюджетного права устанавливают бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентируют бюджетное устройство Российской Федерации, систему доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджетов, регулируют бюджетный процесс в Российской Федерации, устанавливают ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

     Бюджетное право как раздел науки финансового  права изучает нормы бюджетного права и регулируемые ими бюджетные отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует.

Применительно к бюджетному праву в аспекте  обоснования его понимания в  качестве подотрасли финансового права  следует отметить следующее. Во-первых, многие нормы бюджетного права имеют  своей основой нормы общей части финансового права (в том числе нормы о финансовой системе в целом (бюджетная система как составной элемент финансовой системы, нормы о системе доходов и расходов государства, о финансовом контроле и другие)). При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее ("специализирующее") значение для многих финансово-правовых норм более общего содержания. Так, например, глава 26 Бюджетного кодекса РФ так и называется: «Основы государственного и муниципального финансового контроля».

Во-вторых, бюджетное право имеет свои особые источники правового регулирования, которые объединяются понятием «бюджетное  законодательство». Как мы уже  отметили, основной (и специальный) источник бюджетного права - Бюджетный кодекс РФ. Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.  Как видно, наличие самостоятельной ветви законодательства, подчеркнутое самим законодателем, имеющей узкий объект регулирования - бюджетные правоотношения и связанная с ними деятельность, позволяет судить об относительной обособленности бюджетного права как совокупности правовых норм. В настоящий период бюджетное законодательство активно развивается. Происходят процессы его совершенствования на федеральном уровне: вносятся изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ с учетом современных тенденций экономики и политики, принимаются новые акты бюджетного законодательства, более детально регулирующие бюджетные отношения.

В-третьих, бюджетное право служит обеспечению  общественного интереса. Как и  финансовое право в целом, оно  регулирует общественные отношения, касающиеся функционирования публичных денежных фондов, созданных с целью обеспечения финансовой основы деятельности государства и муниципальных образований. Это подтверждает, что бюджетное право является именно частью – подотраслью финансового права, а не самостоятельным подразделением системы права государства. Однако бюджетные правоотношения, выступающие разновидностью финансовых правоотношений, связаны с конкретной разновидностью публичных денежных фондов - бюджетами, входящими в состав бюджетной системы - звена финансовой системы государства.

В-четвертых, формирование бюджетов, вступление в бюджетные правоотношения являются прерогативой государства и муниципальных образований. Данные субъекты реализуют свои бюджетные полномочия в рамках бюджетной системы. Применительно к Российскому государству бюджетная система включает бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Отсюда следуют особенности содержания и функциональной предназначенности бюджетных правоотношений, их относительная самостоятельность в предмете финансово-правового регулирования.

Таким образом, бюджетное право имеет  свою специфику, обусловленную особой сферой формирования и развития бюджетных правоотношений, их значимостью для существования государства и общества.

 

 

Список литературы

1 Цинделиани И.А. Система бюджетного права // Государство и право. - 2010. - N 5. - С.55-60.

2 Болтинова О.В Бюджетное право: учеб. пособие / О.В. Болтинова. – М.: Норма, 2010. – 288 с.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) / СПС «Консультант +»

4  Запольский С.В. Финансовое право: учебник / С.В. Запольский.- М.:Контракт, 2011. – 792 c.

5  Крохина Ю.А, Бюджетное право: учебник для магистров/ Ю.А. Крохина. – М.:Юрайт, 2011. – 460 c.

6 Бережная Е.А. К вопросу о системе бюджетного права // Финанс. право. - 2011. - N 6. - С.9-13.

7 Амаглобели Н.Д. Бюджетное право: учебное пособие для студентов обучающихся по направлениям Юриспруденция и Экономика Гриф МО РФ / Н.Д. Амаглобели – Юнити-Дана, 2009. – 285 с.

8 Крохина Ю.А.  Финансовое право России: учебник Гриф МО РФ / Ю.А. Крохина . – Норма, 2011. – 720 с.

9 Керимов Э.С. Проблемы развития бюджетного законодательства Российской Федерации // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2007. - N 2. - С.267-268.

10 Никитин М.А. Проблемы бюджетного законодательства // Финансы.-2010. - №4. – С.19-23

11 Пешкова Х.В. Принципы бюджетного права и бюджетное устройство России // Финанс. право. - 2010. - N 11. - С.5-8.

12 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

13 Грачева Е.Ю Финансовое право: учебник / Е.Ю. Грачева. – Юнити-Дана, 2011. – 456 с.

14 Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» / СПС «Консультант +»

15 Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 06.10.2011) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» / СПС «Консультант +»

16 Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» / СПС «Консультант +»

17 Указ Президента РФ от 14.05.1998 N 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» / СПС «Консультант +»

18 Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» / СПС «Консультант +»

19 Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» /СПС «Консультант +»

20 Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 (ред. от 27.12.2010) "О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» /СПС «Консультант +»

21 Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 859 (ред. от 17.12.2010) «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» /СПС «Консультант +»

22 Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 “О создании Союзного государства» / СПС «Консультант +»

23 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» / СПС «Консультант +»

 

 



Информация о работе Бюджетное право