Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:26, контрольная работа
Цель курсовой работы – исследование места бюджетного права в системе права России. Для выполнения цели, необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть предмет и метод бюджетного права РФ
• Исследовать источники бюджетного права РФ
• Проанализировать место бюджетного права РФ в системе финансового права РФ
Введение……………………………………………………….…………………………………3
1. Бюджетное право: сущность и содержание
1.1 Понятие и предмет бюджетного права………………………..……………………….5
1.2 Метод правового регулирования бюджетного права………………………………….8
1.3 Бюджетное право в системе финансового права…………….……………………….11
2. Механизм бюджетно-правового регулирования
2.1 Принципы бюджетного права………………………………………………..………..16
2.2 Источники бюджетного права…………………………………………..……………..18
2.3 Соотношение бюджетного права с иными отраслями права…………..……………23
Заключение…………………………………………………………………….………………..26
Список литературы…………………………………………………………………………..…28
├──►┤ Федеральный уровень │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │Федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджете государственных│
│ │ внебюджетных фондов, принятые в соответствии с БК РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │Иные федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения, принятые│
│ │ в соответствии с БК РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├──►┤ Региональный уровень │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах │
│ │ территориальных государственных внебюджетных фондов, принятые │
│ │ соответствии с БК РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Иные законы, регулирующие бюджетные отношения, принятые в │
│ │ соответствии с БК РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
└──►┤ Местный уровень
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных│
│ образований о местных бюджетах, принятые в соответствии с БК РФ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Иные муниципальные правовые акты представительных органов │
│ муниципальных образований, регулирующие бюджетные отношения, │
│ принятые в соответствии с БК РФ │
└─────────────────────────────
Схема №8. Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения
┌─────────────────────────────
│ Подзаконные нормативные правовые акты, │
│ регулирующие бюджетные отношения │
└┬────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├──►┤ Указы Президента РФ. Не могут противоречить БК РФ и федеральным │
│ │ законам, регулирующим бюджетные отношения │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Нормативные правовые акты Правительства РФ, принятые на основании│
├──►┤и во исполнение БК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ,│
│ │ регулирующих бюджетные отношения │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │Акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в случаях│
├──►┤ и пределах, которые предусмотрены БК РФ, федеральными законами, │
│ │ указами Президента РФ и НПА Правительства РФ, регулирующими │
│ │ бюджетные отношения
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├──►┤Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов│
│ │ РФ, принятые в пределах их компетенции в соответствии с БК РФ │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
└──►┤ Муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, │
│ принятые в пределах их компетенции в соответствии с БК РФ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Соотношение бюджетного законодательства Российской Федерации │
│ с нормами международного права │
└┬────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
├───►┤ Непосредственное применение международного договора │
│ └─────────────────────────────
│
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Международные договоры применяются к бюджетным правоотношениям │
│ │ непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора│
│ │ следует, что для его применения требуется издание │
│ │ внутригосударственного акта │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
└───►┤ Примат международного договора над актами бюджетного │
│ законодательства
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те,│
│которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются│
│ правила международного договора │
└─────────────────────────────
2.3 Соотношение бюджетного права с иными отраслями права
Особенности бюджетного права раскрываются полнее при его сопоставлении с другими отраслями права. В связи с тем, что бюджетное право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Имеется сходство и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих
отраслей права.
Конституционное право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Бюджетное же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку бюджетная деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Конституционное право, помимо норм общего значения, содержит нормы, непосредственно относящиеся к бюджетному праву, которые в нем и конкретизируются.
Они закрепляют основы организации бюджетной деятельности государства. В качестве примера можно указать нормы, устанавливающие компетенцию Государственной Думы по принятию законов о федеральном бюджете, права органов местного самоуправления по утверждению местного бюджета и установлению местных налогов. Эти нормы конкретизируются в бюджетном праве. Исходя из них, оно устанавливает подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Так, существует большая группа бюджетно-правовых норм, которые детально регулируют порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, порядок реализации утвержденных бюджетов, определяют перечень бюджетных доходов и т. д.
Например, можно выделить Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» [23], в котором, кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие:
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.
Бюджетное право вплотную примыкает к административному праву прежде всего компетенционными нормами, нормами о статусе соответствующих исполнительных органов, порядком их бюджетных взаимоотношений.