Бюджетное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:19, реферат

Краткое описание

Бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию.

Файлы: 1 файл

1осн права бюдж право.docx

— 22.57 Кб (Скачать)

Введение 

Бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственых внебюджетных фондов, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системыР.К..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие бюджетного  права.

Бюджетное право — это  раздел Особенной части финансового  права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования  центрального и местных бюджетов.

Предметом бюджетного права  выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной  деятельности государства, т. е. организационные  и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее отчетливо проявляет  себя при реализации таких способов бюджетной деятельности, как добывание  государством денежных средств посредством  их односторонне-принудительного их изъятия. Диспозитивный метод применяется  для правового регулирования  тех бюджетных отношений, которые  по своей экономической природе  являются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования).

В системе бюджетного права  выделяются две части: Общая и  Особенная.

Для бюджетных правоотношений характерны следующие признаки:

1) они возникают в процессе  бюджетной деятельности государства,  т. е. деятельности по формированию  бюджетного устройства, а также  в связи с формированием, распределением  и организацией использования  центрального и местных бюджетов;

2) являются продуктом  правового регулирования государства  общественных (экономических и организационных)  бюджетных отношений; 

3) материальным объектом  бюджетных правоотношений выступают  деньги или денежные обязательства,  являющиеся средством либо формирования  бюджета, либо его расходования  в форме распределения; 

4) обязательным субъектом  материального бюджетного правоотношения  выступает либо государство в  целом (если речь вдет о республиканском бюджете), либо соответствующая административно-территориальная единица, представленные соответствующим государственным органом или иным лицом. Государственные органы могут выступать в качестве самостоятельного субъекта организационных бюджетных правоотношений;

5) бюджетные правоотношения (как материальные, так и организационные)  носят государственно-властный характер.

В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: «бюджетный год» (или «финансовый год») и  «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»). Бюджетный год означает отрезок  времени, в течение которого исполняется  бюджет — основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится  и Казахстан, бюджетный год совпадает  с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Бюджетный период — отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный  период с момента начала работы по составлению проекта бюджета  и завершается утверждением отчета о его исполнении.

3. Бюджетная компетенция. Материальные и процессуальные бюджетные права.

 

Юридической характеристикой  государства и государственно-территориальных  образований является компетенция. Посредством компетенции раскрывается правосубъектность государственного органа, в лице которого Республика Казахстан, вступает в конкретные бюджетные правоотношения.

Принципиальными элементами компетенции являются понятия «права и обязанности», «предметы ведения», «полномочия». Этими же понятиями  оперируют Конституция РК и бюджетное  законодательство, в котором термин «компетенция» официально стал применяться  к РК, а также соответствующим  органам государственной власти и местного самоуправления после введения в действие БК РК.

Компетенция как правовая категория определяется через соответствующие  полномочия, поэтому бюджетную компетенцию  государства целесообразно рассматривать  в аспекте прав и обязанностей. Права и обязанности образуют юридическое содержание бюджетных  правоотношений.

 

 

 

 

Бюджетная компетенция реализуется  не только в правах, но и в обязанностях субъектов права. Анализ соотношения  категорий «права» и «обязанности»  как элементов правового статуса  РК позволяет констатировать наличие  юридических особенностей в закреплении  правового положения субъектов  бюджетного права.

Следовательно, бюджетные  права (компетенция) Республики Казахстан  — это совокупность принадлежащих  им полномочий (компетенции) в лице соответствующих органов государственной  власти или органов местного самоуправления по формированию, использованию и  реализации средств собственного бюджета  и правовому регулированию бюджетных  отношений в определенных законодательством  пределах.

Понятие «бюджетная компетенция (права)» РК, используемое в нормативных  актах, представляет собой совокупность материальных и процессуальных прав соответствующих законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти или органов местного самоуправления.

4. Бюджетные права Республики Казахстан и административно-территориальных образований. Бюджетные права высших органов государственной власти, местных исполнительных и представительных органов.

Управление в области  бюджета - это институт представляющий собой совокупность правовых норм, определяющих компетенцию общественно-территориальных образований в области бюджета, а также правомочий государственных органов, реализующих эту компетенцию.

Бюджетные права общественно-территориальных  образований реализуются через  компетенцию соответствующих представительных и исполнительных органов государственной  власти.

Бюджетные права РК реализуется  через компетенцию Президента РК, Парламента РК, Правительства РК и  другие центральные государственные  органы.

Президент РК:

а) определяет бюджетную  политику государства, что, в частности, осуществляется им через ежегодное  послание к народу Казахстана о положении  в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики РК;

б) вводит при определенных обстоятельствах чрезвычайный бюджет РК;

в) в случае, если Парламентом  РК не будет принят в установленный  срок закон о республиканском  бюджете на очередной фин. год, вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего фин. года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.

Парламент РК:

а) определяет бюджетную  систему РК;

б) обсуждает и утверждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении;

в) устанавливает государственные  налоги и сборы, решает вопросы о  государственных займах, т.е. определяет источники доходов бюджетов;

г) распределяет государственные  доходы и расходы между различными звеньями бюджетной системы;

д) устанавливает долговременные размеры субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты  областей, и бюджетных изъятий  из бюджетов областей, городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет.

Правительство РК:

а) разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении;

б) обеспечивает исполнение бюджета;

в) дает заключение на проекты  законов, предусматривающих сокращение госдоходов или увеличение госрасходов, которые могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства РК;

г) разрабатывает республик. бюджетные программы, а также утверждает программу госинвестиций, т.е. программу инвестирования правительственных и привлекаемых Правительством средств, в т.ч. под правительственные гарантии, по приоритетным секторам экономики. Все эти программы в конечном счете формируют состав расходов республиканского бюджета.

 

Министерства (ведомства) РК:

а) выступают в качестве администраторов республиканских  бюджетных программ;

б) распределяют между подведомственными  организациями полученные в централизованном порядке бюджетные ассигнования;

в) осуществляют контроль за законным и эффективным использованием подведомственными организациями  полученных бюджетных ассигнований.

Существенную роль в сфере  бюджета играет Министерство финансов РК.

Местные исполнительные органы:

а) разрабатывают проекты  местных бюджетов и представляют их на утверждение соответствующего маслихата;

б) обеспечивают исполнение бюджета;

в) разрабатывают местные  бюджетные программы, утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов. При этом местные исполнительные органы по решению маслихатов вправе самостоятельно вводить бюджетные программы по направлениям, не противоречащим законодательству и не затрагивающим республиканских бюджетных программ;

г) образуют в составе  местных бюджетов резервы местных  исполнительных органов для финансирования непредвиденных расходов;

д) предоставляют кредиты  в пределах сумм, предусмотренных  в местном бюджете;

е) осуществляют заимствование  в соответствии с установленным  порядком.

5. Типы, принципы, стандарты и акты бюджетного контроля.

Типы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.

При контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов используются следующие типы контроля:

1) контроль на соответствие - оценка степени соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан;

2) контроль финансовой  отчетности - оценка достоверности,  обоснованности и своевременности  составления и представления  финансовой отчетности объектом  контроля;

3) контроль эффективности  - оценка исполнения объектом  контроля бюджетной программы  в соответствии с ее паспортом.

Принципы и стандарты  контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов:

1. Проведение контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности и профессиональной этики.

2. Стандартами контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов являются нормативные документы, устанавливающие единые требования к контролю за исполнением республиканского и местных бюджетов.

3. Стандарты внешнего  контроля за исполнением республиканского бюджета разрабатываются и утверждаются Счетным комитетом.

4. Стандарты внешнего  контроля за исполнением местных бюджетов и внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов разрабатываются уполномоченным Правительством Республики Казахстан государственным органом и утверждаются Счетным комитетом.

Акты, принимаемые государственными органами по результатам контроля.

По результатам контроля государственные органы, его осуществляющие, вправе принимать следующие акты:

1) заключение - документ Счетного  комитета по результатам контроля;

2) постановление Счетного  комитета - нормативный правовой  акт, принятый на заседании  Счетного комитета. Порядок принятия  постановления регламентируется  положением о Счетном комитете. Постановление Счетного комитета  подтверждает действие всех его  других актов по результатам  контроля.

Постановление Счетного комитета обязательно к исполнению всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым оно обращено;

3) представление - документ  Счетного комитета, направляемый  в государственные органы, организации  и должностным лицам, об устранении  недостатков в работе по исполнению  республиканского бюджета, в правоохранительные  органы и суды - по вопросам  привлечения к ответственности,  предусмотренной законодательными  актами Республики Казахстан; 

4) решение маслихата по результатам контроля - документ, которым утверждаются решения по рассмотренным актам проведения контроля ревизионной комиссии маслихата или представленным уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами, уполномоченным акимом государственным органом;

5) предписание - документ  установленной формы об устранении  нарушений и недостатков в  работе, принятый руководителем  уполномоченного Правительством  Республики Казахстан государственного  органа, руководителем уполномоченного  акимом государственного органа в пределах их компетенции и направленный для обязательного исполнения должностным лицам организаций;

6) акт проведения контроля - документ, составленный по результатам  контроля, проведенного уполномоченным  Правительством Республики Казахстан  государственным органом, ревизионной  комиссией маслихата, уполномоченным акимом государственным органом, службой внутреннего контроля государственного органа.

Информация о работе Бюджетное право