Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:19, реферат
Бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию.
Введение
Бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственых внебюджетных фондов, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системыР.К..
1.Понятие бюджетного права.
Бюджетное право — это
раздел Особенной части финансового
права Республики Казахстан, регулирующий
отношения, возникающие в процессе
организации бюджетного устройства,
а также в связи с
Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.
Бюджетное право использует
два метода правового регулирования:
императивный и диспозитивный. Императивный
метод наиболее отчетливо проявляет
себя при реализации таких способов
бюджетной деятельности, как добывание
государством денежных средств посредством
их односторонне-принудительного
В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Особенная.
Для бюджетных правоотношений характерны следующие признаки:
1) они возникают в процессе
бюджетной деятельности
2) являются продуктом
правового регулирования
3) материальным объектом
бюджетных правоотношений
4) обязательным субъектом
материального бюджетного
5) бюджетные правоотношения
(как материальные, так и организационные)
носят государственно-властный
В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: «бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»). Бюджетный год означает отрезок времени, в течение которого исполняется бюджет — основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Казахстан, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Бюджетный период — отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении.
3. Бюджетная компетенция. Материальные и процессуальные бюджетные права.
Юридической характеристикой
государства и государственно-
Принципиальными элементами компетенции являются понятия «права и обязанности», «предметы ведения», «полномочия». Этими же понятиями оперируют Конституция РК и бюджетное законодательство, в котором термин «компетенция» официально стал применяться к РК, а также соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления после введения в действие БК РК.
Компетенция как правовая
категория определяется через соответствующие
полномочия, поэтому бюджетную компетенцию
государства целесообразно
Бюджетная компетенция реализуется
не только в правах, но и в обязанностях
субъектов права. Анализ соотношения
категорий «права» и «
Следовательно, бюджетные
права (компетенция) Республики Казахстан
— это совокупность принадлежащих
им полномочий (компетенции) в лице
соответствующих органов
Понятие «бюджетная компетенция
(права)» РК, используемое в нормативных
актах, представляет собой совокупность
материальных и процессуальных прав
соответствующих
4. Бюджетные права
Республики Казахстан и административно-
Управление в области бюджета - это институт представляющий собой совокупность правовых норм, определяющих компетенцию общественно-территориальных образований в области бюджета, а также правомочий государственных органов, реализующих эту компетенцию.
Бюджетные права общественно-
Бюджетные права РК реализуется через компетенцию Президента РК, Парламента РК, Правительства РК и другие центральные государственные органы.
Президент РК:
а) определяет бюджетную политику государства, что, в частности, осуществляется им через ежегодное послание к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики РК;
б) вводит при определенных обстоятельствах чрезвычайный бюджет РК;
в) в случае, если Парламентом
РК не будет принят в установленный
срок закон о республиканском
бюджете на очередной фин. год, вправе
издать Указ «О республиканском финансовом
плане на 1 квартал предстоящего
фин. года», который действует до
утверждения Парламентом
Парламент РК:
а) определяет бюджетную систему РК;
б) обсуждает и утверждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении;
в) устанавливает государственные налоги и сборы, решает вопросы о государственных займах, т.е. определяет источники доходов бюджетов;
г) распределяет государственные доходы и расходы между различными звеньями бюджетной системы;
д) устанавливает долговременные размеры субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты областей, и бюджетных изъятий из бюджетов областей, городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет.
Правительство РК:
а) разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении;
б) обеспечивает исполнение бюджета;
в) дает заключение на проекты законов, предусматривающих сокращение госдоходов или увеличение госрасходов, которые могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства РК;
г) разрабатывает республик. бюджетные программы, а также утверждает программу госинвестиций, т.е. программу инвестирования правительственных и привлекаемых Правительством средств, в т.ч. под правительственные гарантии, по приоритетным секторам экономики. Все эти программы в конечном счете формируют состав расходов республиканского бюджета.
Министерства (ведомства) РК:
а) выступают в качестве
администраторов
б) распределяют между подведомственными
организациями полученные в централизованном
порядке бюджетные
в) осуществляют контроль за
законным и эффективным использованием
подведомственными
Существенную роль в сфере бюджета играет Министерство финансов РК.
Местные исполнительные органы:
а) разрабатывают проекты местных бюджетов и представляют их на утверждение соответствующего маслихата;
б) обеспечивают исполнение бюджета;
в) разрабатывают местные бюджетные программы, утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов. При этом местные исполнительные органы по решению маслихатов вправе самостоятельно вводить бюджетные программы по направлениям, не противоречащим законодательству и не затрагивающим республиканских бюджетных программ;
г) образуют в составе местных бюджетов резервы местных исполнительных органов для финансирования непредвиденных расходов;
д) предоставляют кредиты в пределах сумм, предусмотренных в местном бюджете;
е) осуществляют заимствование в соответствии с установленным порядком.
5. Типы, принципы, стандарты и акты бюджетного контроля.
Типы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.
При контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов используются следующие типы контроля:
1) контроль на соответствие - оценка степени соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан;
2) контроль финансовой
отчетности - оценка достоверности,
обоснованности и
3) контроль эффективности - оценка исполнения объектом контроля бюджетной программы в соответствии с ее паспортом.
Принципы и стандарты контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов:
1. Проведение контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности и профессиональной этики.
2. Стандартами контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов являются нормативные документы, устанавливающие единые требования к контролю за исполнением республиканского и местных бюджетов.
3. Стандарты внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета разрабатываются и утверждаются Счетным комитетом.
4. Стандарты внешнего контроля за исполнением местных бюджетов и внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов разрабатываются уполномоченным Правительством Республики Казахстан государственным органом и утверждаются Счетным комитетом.
Акты, принимаемые государственными органами по результатам контроля.
По результатам контроля государственные органы, его осуществляющие, вправе принимать следующие акты:
1) заключение - документ Счетного
комитета по результатам
2) постановление Счетного
комитета - нормативный правовой
акт, принятый на заседании
Счетного комитета. Порядок принятия
постановления
Постановление Счетного комитета обязательно к исполнению всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым оно обращено;
3) представление - документ
Счетного комитета, направляемый
в государственные органы, организации
и должностным лицам, об
4) решение маслихата по результатам контроля - документ, которым утверждаются решения по рассмотренным актам проведения контроля ревизионной комиссии маслихата или представленным уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами, уполномоченным акимом государственным органом;
5) предписание - документ
установленной формы об
6) акт проведения контроля
- документ, составленный по результатам
контроля, проведенного уполномоченным
Правительством Республики