Источники бюджетного права в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, предусматривавшая стратегические направления изменения государственного бюджетного законодательства. В настоящее время она завершена.
Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ бюджетной политики и бюджетного процесса в Российской Федерации на сегодняшний момент.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….. 1

Глава 1 Бюджет, его значение и виды………………………………………………. 4
Глава 2 Источники бюджетного права, как правовая основа
финансово-экономической системы Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в бюджетной сфере.
1. Понятие источников бюджетного права РФ……………………………….9
2. Правовая основа финансово-экономической системы РФ………………13
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы………………………………………...…….30

Файлы: 1 файл

ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….. 1 

 

Глава 1 Бюджет, его значение и виды………………………………………………. 4 

Глава 2 Источники бюджетного права, как правовая основа

финансово-экономической  системы Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления в бюджетной сфере. 

    1. Понятие источников бюджетного права РФ……………………………….9
    2. Правовая основа финансово-экономической системы РФ………………13
 

Заключение………………………………………………………………………….....28  

Список  использованной литературы………………………………………...…….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Социально-экономическая  роль бюджета в жизни страны весьма существенна. Это подтверждается стремлением  государства обеспечить его формирование хотя бы в минимальных размерах.

    Значительная  роль бюджета в политической и хозяйственной жизни страны объясняется, прежде всего, тем, что он - единственный источник денежных средств, находящихся в полном распоряжении органов государственной или муниципальной власти, централизация которых обеспечивает проведение единой государственной экономической и финансовой политики на всей территории Российской Федерации.

    Из  него финансируются комплексные  целевые программы, связанные с  социально-экономическим и научно-техническим  развитием страны, осуществляется государственная поддержка малого и среднего бизнеса, слабо развитых отраслей экономики, финансирование различного рода социальных программ, развитие, обороноспособности страны и другие потребности.

    Вопросы правового регулирования бюджетных  отношений в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в социально-экономической и политической жизни Российского государства.

    Это обусловлено новыми явлениями в  экономике, направлением ее рыночного  развития, где управление и регулирование  хозяйственными отношениями все  больше требуют активного использования инструментов финансового механизма.

    Именно  в связи с развитием рыночных отношений в России и сложилось  новое бюджетное законодательство, осуществляющее регулирование в  области бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, созданы новые системы бюджетного права, требующие детального изучения и усвоения.

    Постановлением  Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 5841 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, предусматривавшая стратегические направления изменения государственного бюджетного законодательства. В настоящее время она завершена.

    Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ бюджетной политики и бюджетного процесса в Российской Федерации на сегодняшний момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Бюджет, его значение и виды 
 

    Государственные и местные (муниципальные) бюджеты  представляют собой центральное  звено финансовой системы Российской Федерации, являются одновременно как необходимым ее атрибутом так и основой суверенитета.

    Бюджет - один из основных рычагов вмешательства  государства в экономику.

    Он  представляет собой смету, или говоря иным языком, план расходов и доходов  по источникам поступлений и основным направлениям расходования средств1.

    Составляя значительную часть государственных  и муниципальных финансов, бюджет выполняет прежде всего стабилизационную функцию, выступая одновременно эффективным  финансовым инструментом региональной политики2.Он представляет собой важнейший инструмент достижения приоритетов политики государства, аккумулируя и распределяя средства, поддерживая стабильную макроэкономическую ситуацию.

    Бюджет  как понятие можно рассматривать, по меньшей мере, в трех аспектах: как экономическую, правовую категорию и как материальный объект.

    Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему отношений, реализация которых связана с образованием, распределением и использованием денежных фондов соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

    Аккумуляция в бюджетной системе крупных  денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории Российской Федерации, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил.

    Бюджет  является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства и  выступает проводником его финансовой политики.

    С его помощью реализуются программы  по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д.

    Местные бюджеты служат финансовой основой  развития местного самоуправления.

    Указанные фонды, централизуются и находятся  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти или органов местного самоуправления с целью обеспечения их функций. В этом заключается его материальное выражение.

    Материальное  содержание бюджета всегда подвижно в связи с постоянным изменением объема концентрируемых в нем денежных средств, видов поступлений и направления расходов.

    То  есть, как материальный объект, бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том  или ином уровне для обеспечения функций государственной и местной власти.

    В юридическом аспекте бюджет представляет собой правовой акт, регулирующий порядок образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Он закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

    В законодательстве содержится юридическая  характеристика бюджета и с позиций  права собственности.

    Согласно  Гражданскому кодексу РФ1 (п.4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — это часть государственной казны.

    Средства  местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и, соответственно, являются составной  частью муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.).

    Важная  социально-экономическая роль государственного бюджета определяет необходимость  правовой регламентации отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования  централизованного фонда денежных средств государства. Эти отношения регулируются специальной группой финансово-правовых норм, образующих один из разделов финансового права – бюджетное право2.

    Общественные  отношения, урегулированные его  нормами, являются бюджетными правоотношениями. Они представляют собой разновидность финансово-правовых отношений и поэтому обладают всеми характерными для них специфическими признаками.

    Единые  по своему содержанию и целевой направленности общественные отношения, составляющие предмет бюджетного права, в литературе, как правило, объединяются в конкретные виды отношений или блоки норм, которые связаны с установлением или регулированием:

    - бюджетного устройства и бюджетной  системы государства; 

    - структуры доходов и расходов  бюджетной системы, порядка распределения  их между звеньями бюджетной системы;

    - компетенции (бюджетных прав) государства  в целом и его субъектов  (административно-территориальных  образований в области бюджета);

    - организации бюджетного процесса, т.е. порядка формирования бюджета,  а также отчетности об его  исполнении;

    бюджетного контроля1.

    Носители  юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению  и использованию бюджетов всех уровней  именуются субъектами бюджетного права.

    К их числу относятся:

    1) государство в целом и его  административно-территориальные образования, такие как Российская Федерация в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования);

    2) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной и муниципальной власти и управления всех уровней, в том числе различные министерства и ведомства, а так же, Центральный банк и его подразделения на местах;

    3) Третья группа субъектов бюджетного права представлена бюджетными организациями республиканского и местного подчинения непроизводственной сферы (государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения), а также государственными и муниципальными предприятиями производственных отраслей, осуществляющими государственные целевые программы и мероприятия по развитию экономики страны. Иными словами, - это получатели бюджетных средств.

    Круг  субъектов бюджетного права ограничен, поскольку в их качестве могут выступать только такие субъекты финансового права, которые наделены законодательством соответствующими юридическими обязанностями и правами в отношениях, связанных с образованием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств государства.

    Поэтому для любого субъекта бюджетного правоотношения характерен один из следующих признаков. Каждый из них либо принимает участие  в формировании государственного бюджета  в качестве стороны на той или  иной стадии бюджетного процесса, либо принимает участие в распределении доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, либо связан с бюджетом по поводу получения из него соответствующих ассигнований в форме бюджетного финансирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Источники бюджетного права. 

§ 1 Понятие и особенности  источников бюджетного права РФ. 
 

    Нормы бюджетного права содержатся в различных  нормативно-правовых актах, являющихся его источниками.

Информация о работе Источники бюджетного права в РФ