Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа
Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, предусматривавшая стратегические направления изменения государственного бюджетного законодательства. В настоящее время она завершена.
Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ бюджетной политики и бюджетного процесса в Российской Федерации на сегодняшний момент.
Введение……………………………………………………………………………….. 1
Глава 1 Бюджет, его значение и виды………………………………………………. 4
Глава 2 Источники бюджетного права, как правовая основа
финансово-экономической системы Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в бюджетной сфере.
1. Понятие источников бюджетного права РФ……………………………….9
2. Правовая основа финансово-экономической системы РФ………………13
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы………………………………………...…….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1 Бюджет, его значение
и виды………………………………………………. 4
Глава 2 Источники бюджетного права, как правовая основа
финансово-экономической системы Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления
в бюджетной сфере.
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...……
Введение
Социально-экономическая роль бюджета в жизни страны весьма существенна. Это подтверждается стремлением государства обеспечить его формирование хотя бы в минимальных размерах.
Значительная роль бюджета в политической и хозяйственной жизни страны объясняется, прежде всего, тем, что он - единственный источник денежных средств, находящихся в полном распоряжении органов государственной или муниципальной власти, централизация которых обеспечивает проведение единой государственной экономической и финансовой политики на всей территории Российской Федерации.
Из
него финансируются комплексные
целевые программы, связанные с
социально-экономическим и
Вопросы
правового регулирования
Это обусловлено новыми явлениями в экономике, направлением ее рыночного развития, где управление и регулирование хозяйственными отношениями все больше требуют активного использования инструментов финансового механизма.
Именно
в связи с развитием рыночных
отношений в России и сложилось
новое бюджетное
Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 5841 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, предусматривавшая стратегические направления изменения государственного бюджетного законодательства. В настоящее время она завершена.
Целью
данной курсовой работы является изучение
правовых основ бюджетной политики
и бюджетного процесса в Российской
Федерации на сегодняшний момент.
Глава
1 Бюджет, его значение
и виды
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты представляют собой центральное звено финансовой системы Российской Федерации, являются одновременно как необходимым ее атрибутом так и основой суверенитета.
Бюджет - один из основных рычагов вмешательства государства в экономику.
Он представляет собой смету, или говоря иным языком, план расходов и доходов по источникам поступлений и основным направлениям расходования средств1.
Составляя значительную часть государственных и муниципальных финансов, бюджет выполняет прежде всего стабилизационную функцию, выступая одновременно эффективным финансовым инструментом региональной политики2.Он представляет собой важнейший инструмент достижения приоритетов политики государства, аккумулируя и распределяя средства, поддерживая стабильную макроэкономическую ситуацию.
Бюджет
как понятие можно
Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему отношений, реализация которых связана с образованием, распределением и использованием денежных фондов соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории Российской Федерации, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил.
Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства и выступает проводником его финансовой политики.
С
его помощью реализуются
Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.
Указанные фонды, централизуются и находятся в распоряжении соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления с целью обеспечения их функций. В этом заключается его материальное выражение.
Материальное содержание бюджета всегда подвижно в связи с постоянным изменением объема концентрируемых в нем денежных средств, видов поступлений и направления расходов.
То есть, как материальный объект, бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций государственной и местной власти.
В юридическом аспекте бюджет представляет собой правовой акт, регулирующий порядок образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Он закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности.
Согласно Гражданскому кодексу РФ1 (п.4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — это часть государственной казны.
Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и, соответственно, являются составной частью муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.).
Важная
социально-экономическая роль государственного
бюджета определяет необходимость
правовой регламентации отношений,
возникающих в процессе образования,
распределения и использования
централизованного фонда
Общественные отношения, урегулированные его нормами, являются бюджетными правоотношениями. Они представляют собой разновидность финансово-правовых отношений и поэтому обладают всеми характерными для них специфическими признаками.
Единые по своему содержанию и целевой направленности общественные отношения, составляющие предмет бюджетного права, в литературе, как правило, объединяются в конкретные виды отношений или блоки норм, которые связаны с установлением или регулированием:
-
бюджетного устройства и
-
структуры доходов и расходов
бюджетной системы, порядка
-
компетенции (бюджетных прав) государства
в целом и его субъектов
(административно-
-
организации бюджетного
бюджетного контроля1.
Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.
К их числу относятся:
1)
государство в целом и его
административно-
2) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной и муниципальной власти и управления всех уровней, в том числе различные министерства и ведомства, а так же, Центральный банк и его подразделения на местах;
3) Третья группа субъектов бюджетного права представлена бюджетными организациями республиканского и местного подчинения непроизводственной сферы (государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения), а также государственными и муниципальными предприятиями производственных отраслей, осуществляющими государственные целевые программы и мероприятия по развитию экономики страны. Иными словами, - это получатели бюджетных средств.
Круг субъектов бюджетного права ограничен, поскольку в их качестве могут выступать только такие субъекты финансового права, которые наделены законодательством соответствующими юридическими обязанностями и правами в отношениях, связанных с образованием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Поэтому
для любого субъекта бюджетного правоотношения
характерен один из следующих признаков.
Каждый из них либо принимает участие
в формировании государственного бюджета
в качестве стороны на той или
иной стадии бюджетного процесса, либо
принимает участие в распределении доходов
и расходов между звеньями бюджетной системы,
либо связан с бюджетом по поводу получения
из него соответствующих ассигнований
в форме бюджетного финансирования.
Глава
2 Источники бюджетного
права.
§ 1
Понятие и особенности
источников бюджетного
права РФ.
Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативно-правовых актах, являющихся его источниками.