Источники бюджетного права в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, предусматривавшая стратегические направления изменения государственного бюджетного законодательства. В настоящее время она завершена.
Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ бюджетной политики и бюджетного процесса в Российской Федерации на сегодняшний момент.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….. 1

Глава 1 Бюджет, его значение и виды………………………………………………. 4
Глава 2 Источники бюджетного права, как правовая основа
финансово-экономической системы Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в бюджетной сфере.
1. Понятие источников бюджетного права РФ……………………………….9
2. Правовая основа финансово-экономической системы РФ………………13
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы………………………………………...…….30

Файлы: 1 файл

ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      В советские годы местными органами власти считались органы различного уровня (сельские, районные, городские, автономные области, автономные округа, краевые, областные, республиканские (АССР).

      С построением правового государства  бюджетный федерализм получает возможность  сочетать интересы Федерации и ее субъектов, что, несомненно, позволяет  сохранять единство и целостность  страны2.

Важно обратить внимание на тот факт, что  бюджетное правотворчество субъектов Российской Федерации направлено не только на регулирование бюджетных отношений регионального уровня, но и на установление основ бюджетной деятельности муниципальных образований3.

      Согласно ст.12 Конституции  РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Их органы не принимают законов, но имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет и решать другие вопросы местного значения, поэтому принимают нормативные правовые акты, в том числе об утверждении местного бюджета и по другим вопросам в области бюджета в пределах своей компетенции.

      Статья 14 БК РФ определяет местный бюджет как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

      В Бюджетном кодексе РФ большое  внимание уделено принципам всей бюджетной системы России: единству, разграничению доходов и расходов, самостоятельности бюджетов, полноте отражения доходов и расходов, сбалансированности, эффективности, общему совокупному покрытию расходов, гласности; достоверности, адресности. Эти принципы действуют как на федеральном, региональном, так и на местном уровне.

      В юридической литературе отмечается взаимосвязь и взаимозависимость принципов финансового права1. Это утверждение распространяется и на принципы всей бюджетной системы Российской Федерации.

      Региональные  и местные акты регулирует, главным  образом, однородные бюджетные отношения, но только на более низком уровне в пределах компетенции государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отражают особенности в экономике субъекта, местного самоуправления, в демографическом отношении и др.

      В настоящее время в литературе вполне справедливо ставится вопрос о создании единой взаимосвязанной системы нормативно-правовых актов российского финансового законодательства в качестве частей федеративного законодательства, включающей и финансовое законодательство субъектов Российской Федерации, без дублирования норм, объединенной общими принципами и осуществляющей полноту финансового регулирования2.

      К числу подзаконных актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся  прежде всего указы Президента РФ.

      Круг вопросов, по которым могут издаваться такие указы, определен в ст. 2 Бюджетного кодекса. В соответствии с ней Президент РФ не вправе регулировать своими указами бюджетные отношения, если их регулирование входит в исключительную компетенцию Федерального Собрания.

      Так, Президент РФ не вправе своими указами  определить круг доходов, поступающих  на образование федерального бюджета  или бюджетов других уровней бюджетной  системы, или утвердить федеральный  бюджет, поскольку решение этих вопросов в силу статей 105, 106 и 114 Конституции РФ составляет исключительную прерогативу Федерального Собрания РФ - парламента Российской Федерации.

      Важное  место среди нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, принадлежит постановлениям Правительства  РФ.

      Их  место определяется той ролью, которую Правительство играет в управлении страной.

      Согласно  статье 110 Конституции РФ именно Правительство  РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. И именно оно  в соответствии со статьей 114 Основного  закона страны разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

      В процессе выполнения этих функций Правительство  сталкивается с необходимостью издания подзаконных нормативных актов в сфере бюджетной деятельности. Оно упорядочивает те бюджетные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но не были урегулированы в законодательном порядке. Тем самым обеспечивается необходимая полнота и большая оперативность в урегулировании бюджетных отношений. Но при этом Правительство может действовать лишь в рамках своей компетенции и в пределах полномочий Российской Федерации. Оно не вправе вторгаться в сферу полномочий федеральной законодательной власти, с одной стороны, и предметов ведения субъектов РФ - с другой.

      Система российского права, а равно система  российского законодательства не есть что-то неизменное, они постоянно  развиваются, что вызвано быстро меняющимися экономическими условиями. Практика применения бюджетного законодательства выявила существенные недостатки, требующие дальнейшего его совершенствования в целях развития финансов России.

      Постановлением  Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 5841 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, предусматривающая стратегические направления изменения бюджетного законодательства.

      В настоящее время реализация Программы  привела к упорядочению бюджетного устройства, к четкому разграничению  расходных полномочий и сокращению "нефинансируемых мандатов" (обязательства бюджетов субъектов, местных бюджетов, возложенные на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования).

      Однако, в соответствии с выводами ученых, специализирующихся в области бюджетного права, эти меры далеко не достаточны.

      Бюджетный кодекс, по которому страна живет сегодня, устарел. Многие специалисты утверждают о необходимости перехода к среднесрочному бюджетному планированию и бюджетированию, ориентированному на результаты. Решить эту проблему должна новая «бюджетная конституция» РФ. С начала года идет активное обсуждение законопроекта, фактически на две трети меняющего действующую сегодня редакцию Бюджетного кодекса2.

      В целях совершенствования бюджетного законодательства и приведения его в соответствие с реалиями сегодняшнего дня предлагается:

  • внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, в частности:
  • уточнить бюджетную систему Российской Федерации, особенно в части местного уровня. Практика показала, что местный уровень бюджетной системы требует разделения на два (или более) типов (уровней), поскольку в настоящее время вместо децентрализации финансовых потоков образовалась их централизация в некоторых субъектах;
  • С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации1. В связи с этим, в целях создания местных бюджетов в каждом местном самоуправлении следует уточнить вопросы местного значения, особенности организации местного самоуправления разных типов и общие принципы наделения полномочий муниципальных образований разного типа;
  • провести четкое разграничение расходных полномочий, недопустимости особого порядка формирования доходов или финансирования из вышестоящего бюджета;
  • внести изменения в финансовые нормы многочисленных законодательных актов, в том числе и отраслевого характера. Это относится прежде всего к актам социальной сферы, в которых применяются термины устаревшие или неясные;
  • упростить порядок рассмотрения проекта федерального бюджета и сократить количество материалов, представляемых для его рассмотрения;
  • сохранить законодательный уровень утверждения федеральным законом бюджетной классификации Российской Федерации в разрезе всей бюджетной системы Российской Федерации.

    Таким образом, значение бюджетного законодательства обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны.

    Для федеративного государства, каковым  является Россия, оно особенно велико. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

      Из материалов, представленных в данной работе можно сделать вывод, что бюджетное законодательство в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии становления и его формирование не закончено.

      От  того, насколько объективно оно будет  выражать экономические интересы государства, его субъектов и местного самоуправления, во многом зависит укрепление и развитие федеративных отношений в стране.

      В этой связи чрезвычайно важным в  правовом регулировании между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Российской Федерации является решение проблемы организации межбюджетных отношений, обеспечивающих эффективное управление денежными ресурсами государства и их распределение, направленное на реализацию принципа самостоятельности бюджетов всех уровней.

      Однако, при любых, даже самых совершенных формах межбюджетных отношений, они не могут решить проблему достаточности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы без улучшения состояния экономики в целом.

      Чрезвычайно важным в настоящее время является решение вопроса координации и увязки экономических решений, принимаемых в результате реализации бюджетного процесса для обеспечения сбалансированности между генеральной макроэкономической концепцией развития государства и текущими экономическими и бюджетными решениями, что влечет за собой необходимость развития контрольно-ревизионного аппарата, контролирующего бюджетный процесс.

      Существование целого ряда нормативных документов, регламентирующих бюджетные правоотношения и бюджетную политику, как показывает практика, позволяет добиться решения основных задач, поставленных в ходе бюджетного процесса, однако, как показывает практика, необходимо проведение работы по упорядочиванию, организации и координации существующих нормативно-правовых актов в данной области.

      Объединение разрозненных законодательных актов, регулирующих бюджетную политику и бюджетный процесс государства, в единую систему, составные части которой органично взаимодействуют в процессе создания стабильной экономической базы является в настоящее время важнейшей предпосылкой для принятия нового Бюджетного Кодекса, о необходимости которого поднят вопрос в начале 2006 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Источники.

  1. СПС Консультант плюс
  2. Интернет ресурс www.consultant.ru
  3. korkino74.ru
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)/ РГ от 25 декабря 1993 г. N 237
  5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"/ СЗ РФ. - 1997. - N 51. - Ст.5712; 1998. - N 1. - Ст.1.
  6. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ/ СЗРФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
  7. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ/ СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
  8. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1735-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"/ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 14 ноября 1991 г., N 46, ст.1543
  9. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4807-I "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления"/ Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 6 мая 1993 г., N 18, ст. 635
  10. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"/ СЗ РФ от 26 декабря 2005 г. N 52 (часть II) ст. 5602
  11. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год"/СЗРФ от 1 января 2001 г., N 1 (Часть I), ст. 2
  12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/СЗРФ от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822
  13. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» / СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3492.
  14. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"/ СЗРФ от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4030
  15. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"/ СЗ РФ. - 2001. - N 34. - Ст.3503.
  16. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"/ СЗ РФ. - 2001. - N 34. - Ст.3503.
  17. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах"/ СЗРФ  от 10 августа 1998 г., N 32, ст. 3905
  18. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 1999 г. N 1317 "О заключении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о предоставлении Российской Федерации гранта Японии, находящегося в доверительном управлении Международного банка реконструкции и развития, для финансирования подготовки Проекта модернизации казначейской системы Российской Федерации"/ СЗРФ от 6 декабря 1999 г., N 49, ст. 6020
  19. Закон Амурской области "Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области" / Амурская правда. 1999. 18 февр.
  20. Закон Саратовской области "О финансовой системе местного самоуправления в Саратовской области" / Саратовские вести по понедельникам. 1999. 17 марта;

Информация о работе Источники бюджетного права в РФ