Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:26, контрольная работа
Цель курсовой работы – исследование места бюджетного права в системе права России. Для выполнения цели, необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть предмет и метод бюджетного права РФ
• Исследовать источники бюджетного права РФ
• Проанализировать место бюджетного права РФ в системе финансового права РФ
Введение……………………………………………………….…………………………………3
1. Бюджетное право: сущность и содержание
1.1 Понятие и предмет бюджетного права………………………..……………………….5
1.2 Метод правового регулирования бюджетного права………………………………….8
1.3 Бюджетное право в системе финансового права…………….……………………….11
2. Механизм бюджетно-правового регулирования
2.1 Принципы бюджетного права………………………………………………..………..16
2.2 Источники бюджетного права…………………………………………..……………..18
2.3 Соотношение бюджетного права с иными отраслями права…………..……………23
Заключение…………………………………………………………………….………………..26
Список литературы…………………………………………………………………………..…28
по источнику нормативного закрепления — установленные Конституцией РФ; установленные бюджетным законодательством РФ;
по сфере действия — распространяющиеся на все институты бюджетного права (общие принципы);
отдельные институты бюджетного права (институциональные).
В первой классификационной группе принципов бюджетного права к числу исходно-правовых начал, установленных Конституцией РФ, относятся:
федерализм;
равноправие субъектов РФ в сфере бюджетной деятельности [12, ст. 5];
реализация совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности местного самоуправления [12, п. «н» ч. 1 ст. 72];
самостоятельность бюджетной деятельности органов местного самоуправления [12, ст. 12, 130—132];
распределение функций в области бюджетной деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей [12, ч. 1 ст. 105, п. «б» ч. 1 ст. 114];
участие граждан РФ в бюджетной деятельности государства и местного самоуправления [12, ч. 1 ст. 32]; гласность [12, ч. 3 ст. 15];
плановость [12, п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст. 132]; законность [12, ст. 1, 2, 15, 57].
Конституционные нормы, закрепляющие принципы бюджетного права, являются нормами прямого действия. Это означает право участников бюджетной деятельности на непосредственное применение данных норм без внесения соответствующих дополнений в бюджетное законодательство.
Остальные принципы бюджетного права находят свое выражение в бюджетном законодательстве РФ или выводятся из его содержания.
Во второй классификационной группе принципов бюджетного права к числу общих («сквозных») принципов относятся:
ежегодность (цикличность, периодичность) возникновения бюджетных отношений [3, ст. 242 ];
неразрывность (в большинстве случаев) бюджетных прав и обязанностей субъектов бюджетного права ст. [3, ст. 7—9 ];
координация бюджетной политики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
реализация норм совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности муниципальных образований [ 12, п. «н» ч. 1 ст. 72];
выражение в правовой форме бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ [3, ст. 11];
единство группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов на основе бюджетной классификации [3, гл. 4 БК РФ];
неотвратимость ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ .
В зависимости от сферы действия принципы бюджетного права можно подразделить по институтам бюджетного права, в которых эти принципы действуют, на:
принципы бюджетной системы РФ. Статья 28 БК РФ к ним относит принципы: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы;
принципы межбюджетных отношений. На основе анализа гл. 16 БК РФ можно выделить: распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;
принципы бюджетного процесса. К ним относятся: последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (например, ст. 184, 192 БК РФ); казначейское исполнение бюджетов (ст. 2151 БК РФ); ежегодность бюджета (ст. 242 БК РФ); формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на основе единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ (ст. 6, 65 БК РФ); иммунитет бюджетов (ст. 239 БК РФ).
2.2 Источники бюджетного права
Источник бюджетного права – это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права [13, С.202]. Источниками бюджетного права являются международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения, акты Конституционного Суда РФ.
На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы о соответствующих бюджетах, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти, затрагивающие бюджетную сферу. Органы местного самоуправления принимают акты о местных бюджетах, документы, регламентирующие бюджетные отношения на муниципальном уровне. Необходимо иметь в виду, что не все источники бюджетного права составляют бюджетное законодательство Российской Федерации.
Иерархия нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, устанавливается ст. 2 и 3 БК РФ.
Так, согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.
При этом устанавливается, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные ч. 1 ст. 1 БК РФ, не могут противоречить настоящему кодексу.
Важнейшим источником бюджетного права выступает БК РФ. Данный акт служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации до 1998 г. функционировала в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 Июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетную систему государства.
К источникам бюджетного права относятся Федеральные законы:
Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» [14]
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 06.10.2011) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» [15] и др.
При этом следует отметить, что правовое оформление бюджет получает именно посредством ежегодной процедуры принятия закона о бюджете, регулирующего финансовую сферу государства, территориальных образований, публичных институтов.
К указам Президента РФ в качестве одного из источников бюджетного права можно отнести следующие:
Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [16]
Указ Президента РФ от 14.05.1998 N 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» [17]
К числу актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся постановления Правительства РФ, в их числе:
Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» [18]
Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [19]
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 (ред. от 27.12.2010) "О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» [20]
Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 859 (ред. от 17.12.2010) «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» [21]
К числу источников бюджетного права можно отнести также договоры и соглашения о разграничении полномочий, заключенные Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Часть 3 с т. 11 Конституции РФ допускает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как на основе Конституции РФ, так и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Источниками бюджетного права признаются акты Конституционного Суда РФ.
Важный источник бюджетного права – международные договоры, ратифицированные в установленном законом порядке. В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы [12, ч. 4 ст. 15]. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. К примеру, нормы бюджетного права содержатся в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.[ 22]
Схема №6. Система источников бюджетного права
┌─────────────────────────────
│ Система источников бюджетного права │
└─────────────────────────────
┌──────┐ ┌─────────────────────────────
│Юриди-│ │ Конституция
│ческая│ └─────────────────────────────
│сила │ ┌─────────────────────────────
│ │ │ Международно-правовые акты нормативного характера │
│ │ └─────────────────────────────
│ │ ┌─────────────────────────────
└──┬───┘ │ Бюджетное законодательство │
▼ └─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Подзаконные акты │
└─────────────────────────────
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
Практика Конституционного Суда РФ
│ Судебная (административная) практика│
─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
Схема №7. Структура бюджетного законодательства
┌─────────────────────────────
┌──┤ Структура бюджетного законодательства
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────