Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:29, реферат
Бюджет, занимая центральное положение в финансовой системе, является неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета. Для реализации целей и задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями, им необходимо сконцентрировать в своих руках значительные денежные ресурсы, которые и образуют бюджет страны.
Термином «budget» в Англии в средние века обозначалась «сумка, кошелек». Так называли портфель, в котором английский министр казначейства носил деньги и свои отчеты, а также регулярно выступал перед Палатой лордов. С течением времени данное слово стало обозначать «отчет министра казначейства перед парламентом»
Введение…………………………………………………………...…….2
Глава 1. Бюджетное право: понятие, предмет и нормы…………...…..3
Глава 2. Система, методы и источники бюджетного права Республики Казахстан…………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………....7
Список литературы..............................................................................8
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Финансовое право»
Тема: «Бюджетное право Республики Казахстан»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бюджетное право: понятие, предмет и нормы…………...…..3
Глава 2. Система, методы и источники бюджетного права Республики Казахстан………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы....................
Введение
Бюджет, занимая центральное положение в финансовой системе, является неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета. Для реализации целей и задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями, им необходимо сконцентрировать в своих руках значительные денежные ресурсы, которые и образуют бюджет страны.
Термином «budget» в Англии в средние века обозначалась «сумка, кошелек». Так называли портфель, в котором английский министр казначейства носил деньги и свои отчеты, а также регулярно выступал перед Палатой лордов. С течением времени данное слово стало обозначать «отчет министра казначейства перед парламентом»[1].
В настоящее время понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категория представляется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет как экономическая категория составляет финансовую основу функционирования государственного и местного самоуправления, являясь центральным звеном финансовой системы общества, с которым связаны все ее звенья. По своему материальному содержанию бюджет — это Централизованный фонд денежных средств государства или местного самоуправления. Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план государства или местного самоуправления, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона.
Установление рыночных отношений в Республике Казахстан нисколько не умаляет роль государственного регулирования общественных отношений в сфере бюджетной (финансовой) деятельности. Использование республиканского и местных бюджетов в социально-экономическом развитии государства предопределяет наличие специальной группы бюджетных отношений, возникающих в связи с формированием, распределением и организацией использования этих бюджетов.
Глава.1 Бюджетное право: понятие, предмет и нормы
В процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления возникают сложные и разнообразные общественные отношения. Эти отношения регламентируются нормами финансового права, которые в совокупности образуют бюджетное право. Бюджетное право — основной и самый крупный раздел финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе Республики Казахстан (далее РК). Именно с бюджетного права начинается Особенная часть финансового права.
Предметом регулирования бюджетного права как основного раздела особенной части финансового права являются бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и организации использования республиканского и местных бюджетов, как составной части (центрального звена) финансовой системы РК. Они отличаться спецификой и целенаправленностью, формами проявления, связанными с функциями по планомерному формированию и распределению или организации использования финансовых ресурсов государственного бюджета, а также государственным финансовым контролем за этими процессами.
В юридической литературе имеются различные определения бюджетного права, схожие по своему содержанию. Они характеризуют бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих бюджетное устройство, структуру бюджетной системы, порядок распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней; регламентирующих бюджетный процесс и бюджетные права, субъектов. То есть основным отличием бюджетного права является объем регулируемых общественных отношений, составляющих его предмет.
Таким образом, бюджетное право можно определить как подотрасль финансового права, включающую в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, распределению
и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства РК.[2]
Так же, бюджетное право можно определить следующим образом: это основной раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования бюджетного устройства РК, в том числе в процессе бюджетной деятельности РК и ее (местных) административно-
Бюджетное право это раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а так же в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов.[4]
Нормы бюджетного права, входящие в систему финансово- правовых норм, классифицируются по общим основаниям. Наиболее ярко бюджетные нормы проявляются в характере воздействия на участников отношений. Так, уполномочивающие нормы содержат конкретные предписания органам государственной власти и местного самоуправления в отношении формирования доходов и осуществления расходов бюджета, порядка составления проекта бюджета, управления государственным долгом, применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Запрещающие нормы в категоричной форме предписывают субъектам (в том числе и органам власти различного уровня) не совершать определенные действия. Например, бюджетным учреждениям запрещено получать кредиты у кредитных организаций, физических и юридических лиц, а предоставление бюджетных кредитов не допускается в случае наличия задолженности по предыдущим кредитам.
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются
на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РК, состав доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д.
К бюджетным процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчетов об исполнении республиканского бюджета и внебюджетных фондов, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной сфере и иные отношения.
Нормы бюджетного права находят свое закрепление в различных
законодательных и подзаконных актах.
Глава 2. Система, методы и источники бюджетного права Республики Казахстан
В основе институтов бюджетного права лежат группировки организационных и материальных бюджетных отношений, выступающих в качестве предмета бюджетного права. Соответственно группировкам общественных отношений группируются и нормы бюджетного права. Следовательно, массив отдельных норм бюджетного права, совокупность которых выражается в целостной системе, внутри которой они группируются в определенной последовательности и взаимосвязи в различные институты составляют бюджетное право. Здесь следует отметить, что налицо две крупные группы материальных и организационных норм бюджетного права, из которых и слагается система бюджетного права. В соответствии с назначением каждой группы норм всю систему норм бюджетного права принято делить на две части: общую и особенную.
Общая часть включает институты: 1) бюджетное устройство; 2) управление в области финансов; 3) правовые основы бюджетного планирования; 4) правовые основы бюджетного контроля.
Особенная часть включает институты: 1) правовое регулирование доходов бюджета; 2) правовое регулирование расходов бюджета; 3) правовое регулирование государственного кредита.
Нормы общей части бюджетного права в основном регулируют организационные бюджетные отношения, нормы особенной части – материальные бюджетные отношения.
Бюджетное право использует два метода правового регулирования :
1. Императивный метод. Наиболее отчетливо проявляет себя при реализации таких способах бюджетной деятельности, как добывание государством денежных средств посредством их односторонне-принудительного их изъятия.
2. Диспозитивный метод. Применяется для правового регулирования тех бюджетных отношений, которые по своей экономической природе являются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования).
Нормы бюджетного права содержаться в большом числе разнообразных нормативных правовых актах или источниках. Разнообразие норм бюджетного права предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К ним относятся нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного государственного управления.
Следовательно, к источникам бюджетного права относятся нормативные правовые акты различной юридической силы, издаваемые уполномоченными на то органами государственной власти, в которых содержаться нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации, функционирования бюджетного устройства и бюджетной деятельности государства. Итак, источники бюджетного права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержаться материальные и организационные нормы бюджетного права. Числу источников бюджетного права относятся:
1. Конституция Республики Казахстан
2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года
3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008
4. Закон «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы»
5. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и другие.
Заключение
Как уже было сказано предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и организации использования республиканского и местных бюджетов.
Бюджетные правоотношения, урегулированные нормами бюджетного законодательства, общественные бюджетные отношения, участники которых, обладая взаимными правами и обязанностями, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по поводу осуществления бюджетной деятельности.
Виды бюджетных правоотношений:
1. Бюджетные правоотношения на уровне республиканского бюджета.