Налоговое право Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе содержатся основные темы, рекомендованные типовой программой «Налоговое право Республики Казахстан», утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан от 4 августа 2003 года №528. Пособие также состоит из понятийно-категориального содержания курса; списка рекомендуемой литературы, нормативных актов; контрольных вопросов, практических и тестовых заданий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..4

1 Налоговое право и налоговая деятельность государства. Понятие и роль налогов в жизни государства. ……………………………………………….5

2 Элементы юридического состава налога…………………………………..8

3 Налоговая деятельность государства……………………………………...11

4 Налоговое право как правовое образование………………………………12

5 Налоговые правовые нормы и налоговые правоотношения…………….14

6 Налоговое устройство………………………………………………………17

7 Государственное управление в сфере налогообложения………………...19

8 Налоговое обязательство…………………………………………………...22

9 Налоговый контроль………………………………………………………..28

10 Отдельные виды налогов………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….57

Список использованных источников……………………………………. …58

Файлы: 1 файл

курс лекций по налоговому праву.DOC

— 415.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………………..4

1 Налоговое право и налоговая деятельность государства. Понятие и роль налогов в жизни государства. ……………………………………………….5

2 Элементы  юридического состава налога…………………………………..8

3 Налоговая  деятельность государства……………………………………...11

4 Налоговое право как правовое образование………………………………12

5 Налоговые правовые нормы и налоговые правоотношения…………….14

6 Налоговое устройство………………………………………………………17

7 Государственное управление в сфере налогообложения………………...19

8 Налоговое обязательство…………………………………………………...22

9 Налоговый контроль………………………………………………………..28

10 Отдельные  виды налогов………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….57

Список  использованных источников……………………………………. …58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Налоги  и правовое обеспечение их функционирования является сегодня актуальной и обсуждаемой  в нашем обществе.

      Современные налоги – это эффективное и  универсальное средство постоянного, устойчивого и стабильного формирования основной части государственных доходов, причем имеющее под собой политическое и конституционно-правовое обоснование. В связи с этим изучение курса налогового права возрастает в большей мере.

      В работе содержатся основные темы, рекомендованные  типовой программой «Налоговое право Республики Казахстан», утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан от 4 августа 2003 года №528.  Пособие также состоит из понятийно-категориального содержания курса; списка рекомендуемой литературы, нормативных актов; контрольных вопросов, практических и тестовых заданий.

      В результате изучения курса студенты должны:

      *иметь  четкое представление об основных  понятиях налогового права, о  налогово-правовых нормах, и налоговых  правоотношениях;

      *усвоить  различие и соотношение между налогами и другими обязательными платежами в бюджет и их характерные признаки;

      *усвоить  нормативные материалы, касающиеся  налогообложения и налоговой  деятельности, а также проблем  построения налоговой системы  государства;

      *иметь  знание о характере налогового законодательства и правильном их применении в сфере бюджетно-налоговой деятельности государства;

      *усвоить  систему и виды налогов и  обязательных платежей, установленных  и взимаемых в государстве,  уметь определять объекты и  источники доходов, подлежащих  налогообложению;

      *усвоить  и знать теорию налогового  права и оптимального налогового  обложения, пределы налоговой  юрисдикции, основные принципы и  положения налогового законодательства, виды налоговых правонарушений  и меры ответственности за  нарушение налогового законодательства и уметь применять их на практике.

      Использование учебно-методического пособия позволяет  более полно и последовательно  изучить данный курс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Налоговое право и налоговая деятельность государства. Понятие и роль налогов в жизни государства

1.1 Теория налогообложения 

1.2 Понятие налогов  и других обязательных  платежей в бюджет

1.3 Классификация налогов 
 

    1.1 Теория налогообложения

      Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает определенной материально-финансовой базой. В числе методов, посредством которых государство добывает себе необходимые денежные средства, основным выступает налоги.

      В Древнем мире налоги за исключением  периодов ведения войн, взимались  с побежденных народов и с  иноземцев, и воспринимались как выражение зависимости.

      В средневековье процессу взимания налогов  все еще характерна высокая степень  добровольности, что и отразилось в названиях налогов (например, во Франции – «помощь», в Германии – «поддержка»). Налогоплательщики  самостоятельно оценивали внесение необходимой суммы в казну.

      На  ранних этапах развития экономической  мысли налог рассматривался как  безэквивалентный платеж.

      Для государств  XVI-начала XVII века «налог» предполагает движение денежных средств для покрытия определенных расходов государства.

      Особое  место в теориях налога принадлежит  представителям классической политической экономии в лице А. Смита, Д. Риккардо.

      А. Смит рассматривал в качестве налога лишь то движение денежных средств  в пользу государства, которое основывалась на четырех принципах обложения, защищающих интересы лица, уплачивающего налог, и получивших название «декларации прав налогоплательщика»[1].

      В первой половине XIX века разрабатывается теория наслаждения, теория жертвы и теория коллективных потребностей.

      Великая депрессия ознаменовала начало кризиса  всей существующей системы управления государств в условиях свободной конкуренции. В этот период Дж. М. Кейнс автор «Общей теории занятости, процентов и денег», обосновал необходимость налогов для регулирования экономики.

      В период с 1945-1970 гг. проведены различия между налогами, сборами и другими  обязательными платежами в бюджет. 

    1.2 Понятие налогов и других обязательных платежей в бюджет

    Согласно  Налоговому Кодексу РК: "Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер”[2]. 

    Признаки  налога:

    К юридическим признакам налога относятся следующие: 1) налог устанавливается только государством в лице уполномоченного на то органа и в надлежащей правовой форме (признак законности установления налога); 2) налог может существовать только в правовой форме; 3) налог является односторонним установлением государства; 4) установление налога порождает финансовое обязательство налогоплательщика, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства и мерами юридической ответственности; 5) налог носит принудительный характер; 6) осуществляемое посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер.

    Экономическими признаками налога являются следующие: 1) налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства; 2) налог, как правило, носит денежную форму, хотя могут существовать и натуральные налоги; 3) безвозвратность уплаты налога; 4) безэквивалентность уплаты налога; 5) смена формы собственности при уплате налога.

    Государственные доходы формируют также и другие обязательные платежи в бюджет.

    Государственный сбор - плата государственному органу за совершение юридически значимого по отношению к плательщику акта[3].

    К государственным сборам Налоговый  кодекс:

  • сбор за государственную регистрацию лиц,
  • сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей,
  • сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
  • сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств, гербовый сбор, лицензионный сбор и др.

    Основное  отличие государственных сборов:

    1) сбор является эквивалентным платежом;

    2) сбор является разовым платежом;

    3) сбор является добровольным платежом.

    Плата - это платеж государству за пользование объектами, находящимися в государственной собственности или отнесенными к фискальной монополии государства[3].

    Основное отличие налога от платы.

    Плата - возмездна и эквивалентна.

    Государственная пошлина - обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами[3].

    Таможенные  платежи устанавливаются таможенным законодательством Республики Казахстан. Взимаются при перемещении товара через таможенную границу Республики Казахстан и в других случаях. 

    1.3 Классификация налогов

    Налоги  можно классифицировать по различным основаниям.

    1В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

    Прямой  налог - это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени.

    Косвенный налог - это налог, где его субъект перекладывает бремя уплаты на другое лицо, выступающее фактическим плательщиком (носителем налога).

    Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

    Реальные  налоги [от англ, real - имущество] - это налоги на имущество (например, налог на имущество, налог на транспортные средства).

    Личные  налоги - это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.

    2 В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.

    При натуральном налоге предметом налогового платежа выступают вещи, определяемые родовыми признаками.

    Денежные налоги выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налогообложения.

       3 В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц.

       4 В зависимости от территориального уровня налоги подразделяются общегосударственные и местные. Первые являются доходом общегосударственных денежных фондов (например, в Казахстане - республиканского бюджета), вторые - доходом местных бюджетов.

    5 В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевыми.

    Налоги  общего назначения (абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджета, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

    Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.

    7 По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные 
и неокладные.

    При окладных налогах его сумму (так называемый “оклад налога”) устанавливают для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога.

    Неокладные  налоги исчисляются и выплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. 

2 Элементы юридического  состава налога

2.1 Понятие и значение об элементах юридического состава налога

Информация о работе Налоговое право Республики Казахстан