Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:28, курсовая работа
В работе содержатся основные темы, рекомендованные типовой программой «Налоговое право Республики Казахстан», утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан от 4 августа 2003 года №528. Пособие также состоит из понятийно-категориального содержания курса; списка рекомендуемой литературы, нормативных актов; контрольных вопросов, практических и тестовых заданий.
Введение………………………………………………………………………..4
1 Налоговое право и налоговая деятельность государства. Понятие и роль налогов в жизни государства. ……………………………………………….5
2 Элементы юридического состава налога…………………………………..8
3 Налоговая деятельность государства……………………………………...11
4 Налоговое право как правовое образование………………………………12
5 Налоговые правовые нормы и налоговые правоотношения…………….14
6 Налоговое устройство………………………………………………………17
7 Государственное управление в сфере налогообложения………………...19
8 Налоговое обязательство…………………………………………………...22
9 Налоговый контроль………………………………………………………..28
10 Отдельные виды налогов………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованных источников……………………………………. …58
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Налоговое право и налоговая деятельность государства. Понятие и роль налогов в жизни государства. ……………………………………………….5
2 Элементы
юридического состава налога………
3 Налоговая
деятельность государства………………
4 Налоговое право как правовое образование………………………………12
5 Налоговые правовые нормы и налоговые правоотношения…………….14
6 Налоговое
устройство……………………………………………………
7 Государственное управление в сфере налогообложения………………...19
8 Налоговое
обязательство……………………………………………
9 Налоговый
контроль……………………………………………………….
10 Отдельные
виды налогов………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………….
…58
Введение
Налоги и правовое обеспечение их функционирования является сегодня актуальной и обсуждаемой в нашем обществе.
Современные
налоги – это эффективное и
универсальное средство постоянного,
устойчивого и стабильного
В работе содержатся основные темы, рекомендованные типовой программой «Налоговое право Республики Казахстан», утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан от 4 августа 2003 года №528. Пособие также состоит из понятийно-категориального содержания курса; списка рекомендуемой литературы, нормативных актов; контрольных вопросов, практических и тестовых заданий.
В результате изучения курса студенты должны:
*иметь
четкое представление об
*усвоить различие и соотношение между налогами и другими обязательными платежами в бюджет и их характерные признаки;
*усвоить
нормативные материалы,
*иметь знание о характере налогового законодательства и правильном их применении в сфере бюджетно-налоговой деятельности государства;
*усвоить систему и виды налогов и обязательных платежей, установленных и взимаемых в государстве, уметь определять объекты и источники доходов, подлежащих налогообложению;
*усвоить
и знать теорию налогового
права и оптимального
Использование
учебно-методического пособия
1 Налоговое право и налоговая деятельность государства. Понятие и роль налогов в жизни государства
1.1 Теория налогообложения
1.2 Понятие налогов и других обязательных платежей в бюджет
1.3
Классификация налогов
1.1 Теория налогообложения
Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает определенной материально-финансовой базой. В числе методов, посредством которых государство добывает себе необходимые денежные средства, основным выступает налоги.
В Древнем мире налоги за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и с иноземцев, и воспринимались как выражение зависимости.
В средневековье процессу взимания налогов все еще характерна высокая степень добровольности, что и отразилось в названиях налогов (например, во Франции – «помощь», в Германии – «поддержка»). Налогоплательщики самостоятельно оценивали внесение необходимой суммы в казну.
На ранних этапах развития экономической мысли налог рассматривался как безэквивалентный платеж.
Для государств XVI-начала XVII века «налог» предполагает движение денежных средств для покрытия определенных расходов государства.
Особое место в теориях налога принадлежит представителям классической политической экономии в лице А. Смита, Д. Риккардо.
А. Смит рассматривал в качестве налога лишь то движение денежных средств в пользу государства, которое основывалась на четырех принципах обложения, защищающих интересы лица, уплачивающего налог, и получивших название «декларации прав налогоплательщика»[1].
В первой половине XIX века разрабатывается теория наслаждения, теория жертвы и теория коллективных потребностей.
Великая депрессия ознаменовала начало кризиса всей существующей системы управления государств в условиях свободной конкуренции. В этот период Дж. М. Кейнс автор «Общей теории занятости, процентов и денег», обосновал необходимость налогов для регулирования экономики.
В
период с 1945-1970 гг. проведены различия
между налогами, сборами и другими
обязательными платежами в
1.2 Понятие налогов и других обязательных платежей в бюджет
Согласно
Налоговому Кодексу РК: "Налоги -
законодательно установленные государством
в одностороннем порядке обязательные
денежные платежи в бюджет, производимые
в определенных размерах, носящие безвозвратный
и безвозмездный характер”[2].
Признаки налога:
К юридическим признакам налога относятся следующие: 1) налог устанавливается только государством в лице уполномоченного на то органа и в надлежащей правовой форме (признак законности установления налога); 2) налог может существовать только в правовой форме; 3) налог является односторонним установлением государства; 4) установление налога порождает финансовое обязательство налогоплательщика, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства и мерами юридической ответственности; 5) налог носит принудительный характер; 6) осуществляемое посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер.
Экономическими признаками налога являются следующие: 1) налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства; 2) налог, как правило, носит денежную форму, хотя могут существовать и натуральные налоги; 3) безвозвратность уплаты налога; 4) безэквивалентность уплаты налога; 5) смена формы собственности при уплате налога.
Государственные доходы формируют также и другие обязательные платежи в бюджет.
Государственный сбор - плата государственному органу за совершение юридически значимого по отношению к плательщику акта[3].
К государственным сборам Налоговый кодекс:
Основное отличие государственных сборов:
1) сбор является эквивалентным платежом;
2) сбор является разовым платежом;
3)
сбор является добровольным
Плата - это платеж государству за пользование объектами, находящимися в государственной собственности или отнесенными к фискальной монополии государства[3].
Основное отличие налога от платы.
Плата - возмездна и эквивалентна.
Государственная пошлина - обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами[3].
Таможенные
платежи устанавливаются таможенным
законодательством Республики Казахстан.
Взимаются при перемещении товара через
таможенную границу Республики Казахстан
и в других случаях.
1.3 Классификация налогов
Налоги можно классифицировать по различным основаниям.
1В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.
Прямой налог - это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени.
Косвенный налог - это налог, где его субъект перекладывает бремя уплаты на другое лицо, выступающее фактическим плательщиком (носителем налога).
Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.
Реальные налоги [от англ, real - имущество] - это налоги на имущество (например, налог на имущество, налог на транспортные средства).
Личные налоги - это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.
2 В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.
При натуральном налоге предметом налогового платежа выступают вещи, определяемые родовыми признаками.
Денежные налоги выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налогообложения.
3 В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц.
4 В зависимости от территориального уровня налоги подразделяются общегосударственные и местные. Первые являются доходом общегосударственных денежных фондов (например, в Казахстане - республиканского бюджета), вторые - доходом местных бюджетов.
5 В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевыми.
Налоги общего назначения (абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджета, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.
Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.
7
По способу исчисления
налогов они подразделяются на окладные
и неокладные.
При окладных налогах его сумму (так называемый “оклад налога”) устанавливают для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога.
Неокладные
налоги исчисляются и выплачиваются
налогоплательщиком самостоятельно.
2 Элементы юридического состава налога
2.1 Понятие и значение об элементах юридического состава налога