Налоговое право Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе содержатся основные темы, рекомендованные типовой программой «Налоговое право Республики Казахстан», утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан от 4 августа 2003 года №528. Пособие также состоит из понятийно-категориального содержания курса; списка рекомендуемой литературы, нормативных актов; контрольных вопросов, практических и тестовых заданий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..4

1 Налоговое право и налоговая деятельность государства. Понятие и роль налогов в жизни государства. ……………………………………………….5

2 Элементы юридического состава налога…………………………………..8

3 Налоговая деятельность государства……………………………………...11

4 Налоговое право как правовое образование………………………………12

5 Налоговые правовые нормы и налоговые правоотношения…………….14

6 Налоговое устройство………………………………………………………17

7 Государственное управление в сфере налогообложения………………...19

8 Налоговое обязательство…………………………………………………...22

9 Налоговый контроль………………………………………………………..28

10 Отдельные виды налогов………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….57

Список использованных источников……………………………………. …58

Файлы: 1 файл

курс лекций по налоговому праву.DOC

— 415.00 Кб (Скачать)

    Взыскание суммы налоговой задолженности  с банковских счетов налогоплательщика производится на основании инкассового распоряжения налогового органа.

    Налоговый кодекс устанавливает, что инкассовое распоряжение на взыскание суммы налоговой задолженности исполняется банком в первоочередном порядке и не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указанного распоряжения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счете.

    При недостаточности денег или их отсутствии на банковском счете налогоплательщика инкассовое распоряжение исполняется по мере поступления денег на этот счет в порядке и очередности, установленной Гражданским кодексом РК. (ст. 50 НК РК). 

    2) Взыскание суммы  налоговой задолженности  за счет наличных  денег производится в случае отсутствия денег на банковском счете налогоплательщика.

    Взысканием  суммы налоговой задолженности за счет наличных денег признается изъятие налоговым органом наличных денег, отраженных по бухгалтерским (кассовым) документам (в том числе иностранной валюты), у налогоплательщика.

    Изъятие наличных денег оформляется актом  об изъятии по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом. 

    Наличные  деньги, изъятые у налогоплательщика, не позднее одного рабочего дня со дня изъятия подлежат зачислению на банковские счета налогоплательщика с последующим перечислением в бюджет.  

    3) Взысканием суммы налоговой задолженности налогоплательщика со счетов его дебиторов производится в случае отсутствия денег на банковских счетах и наличных денег налогоплательщика. В данной ситуации налоговый орган имеет право в пределах образовавшейся налоговой задолженности обращать взыскание на деньги на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщиком (дебиторов налогоплательщика).

    Налогоплательщик  не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления обязан предоставить список дебиторов с указанием сумм дебиторской задолженности.

    В случае непредставления списка дебиторов  в срок, налоговый орган проводит налоговую проверку налогоплательщика.

    Не  позднее десяти рабочих дней с момента получения уведомления дебитор обязан предоставить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком на дату получения уведомления.

    Банк  дебитора налогоплательщика обязан исполнить выставленное налоговым органом инкассовое распоряжение о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика в первоочередном порядке и не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указанного распоряжения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счете. 
 

    4) Взыскание за счет  реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика производится в случаях отсутствия или недостаточности денег на его банковских счетах, наличных денег и денег на банковских счетах его дебиторов. В этой ситуации налоговые органы имеют право без согласия налогоплательщика - юридического лица и индивидуального предпринимателя обратить взыскание на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика в пределах суммы налоговой задолженности.

    Налогоплательщик  обязан обеспечить сохранность и  надлежащий уход ограниченного в распоряжении имущества до снятия ограничения.

    Реализация  ограниченного в распоряжении имущества  осуществляется на специализированном аукционе. 

    5) Если ни одна из выше перечисленных мер не дает суммы, необходимой для погашения налоговой задолженности, налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о принудительной выпуске объявленных акций налогоплательщика (для акционерных обществ с участием государства в уставном капитале).

    В случае непогашения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем суммы налоговой задолженности после принятия всех мер, налоговый орган вправе принять меры по его признанию банкротом согласно законодательным актам Республики Казахстан. 
 

    8.6 Прекращение налогового обязательства

    Налоговое обязательство физического лица прекращается: 1) со смертью; 2) со вступлением в силу решения суда об объявлении его умершим. Что же касается юридического лица, то налоговое обязательство прекращается: 1) после полной ликвидации этого юридического лица; 2) после полной реорганизации путем присоединения (в отношении присоединившегося юридического лица), слияния, разделения и преобразования. 

9 Налоговый контроль

9.1 Понятие и элементы налогового контроля

9.2 Методы налогового контроля

9.3 Порядок проведения налоговых проверок

9.4 Порядок обжалования результатов налоговой проверки и действий  должностных лиц налоговых органов 
 
 

    9.1 Понятие и элементы налогового контроля

      Правовые  основы налогового контроля — институт общей  части налогового права, определяющий систему и компетенцию органов налогового контроля, а также формы, методы и порядок проведения налоговых проверок.

    Налоговый контроль - контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.  (ст. 517 НК РК).

    Налоговый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

    Субъектами налогового контроля выступают органы налоговой службы государства, а также в случаях, предусмотренных налоговым законодательством и в пределах своей компетенции, таможенные органы.

    Объектами налогового контроля являются лица, на которых налоговым законодательством возложены те или иные обязанности. В их числе можно выделить следующие группы: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты; 3) сборщики налогов; 4) банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций; 5) лица, которые располагают информацией о налогоплательщике.

    Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемыми лицами обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.

    Целью налогового контроля является:

1. выявление  фактов нарушения налогового  законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей;

2. выявление  виновных в нарушении налогового  законодательства и привлечение их к установленной юридической ответственности;

3.   устранение нарушений налогового законодательства;

4. защита  материальных интересов государства  в виде принятия мер по взысканию  недоимки и пени;

5. выявление  причин нарушения налогового  законодательства, устранение этих причин, предупреждение правонарушений в будущем.

Классификация налогового контроля

    По  форме своего осуществления налоговый контроль подразделяется на:

1) непосредственный  контроль;

2) опосредованный  контроль.

    Непосредственный  налоговый контроль характеризуется тем, что, во-первых, проверка ведется на самом объекте контроля; во-вторых, проверяющие лица (т. е. работники органов налоговой службы) изучают и анализируют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету.

    Опосредованный  налоговый контроль характеризуется, во-первых, тем, что субъект и объект контроля не вступают в непосредственный контакт, т. е. контроль носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица имеют дело главным образом с отчетной документацией. В налоговой практике такой контроль называют “камеральный контроль”.

    По  времени своего осуществления налоговый  контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

  • Предварительный налоговый контроль
  • Текущий налоговый контроль
  • Последующий налоговый контроль
 

    9.2 Методы налогового контроля

    Методами  налогового контроля являются те приемы и способы, посредством которых данный контроль осуществляется.

    В числе основных методов налогового контроля (называя их почему-то формами) Налоговый кодекс называет следующие: 1) осуществление государственной регистрации налогоплательщиков и ведение их учета (регистрационный учет налогоплательщиков); 2) ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; 3) ведение учета поступлений в бюджет; 4) учета плательщиков налога на добавленную стоимость; 5) проведение налоговых проверок; 6) проведение камерального контроля; 7) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; 8) применение контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью; 9) маркировка отдельных видов подакцизных товаров и установление акцизных постов; 10) проверка соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; 11) осуществление контроля над уполномоченными органами.

1  Государственная  регистрация налогоплательщиков - это внесение сведений о налогоплательщике в Государственный реестр налогоплательщиков Республики Казахстан.

       Регистрационный  учет- это постановка на учет в налоговом органе налогоплательщика, в результате которого фиксируется местонахождение налогоплательщика, принадлежность ему объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также регистрация текущих изменений учетных характеристик налогоплательщика.

  1. Ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с 
    налогообложением ведется органами налоговой службы главным образом в отношении окладных налогов, т. е. налогов, по которым исчисление размера налога осуществляется налоговым органом, а уплата налога производится налогоплательщиком на основании налогового уведомления, составленного и направленного налогоплательщику этим органом (например, налог на имущество физических лиц).
  2. Учет поступлений в бюджет осуществляется налоговым органом путем отражения в лицевом счете налогоплательщика исполнения налоговых обязательств по начисленным и поступившим суммам налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также суммам пени и штрафов.
  3. Налоговая проверка - это проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, и налогоплательщик. Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.
  4. Камеральный контроль - это контроль, осуществляемый непосредственно 
    налоговым органом на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов. Камеральный контроль осуществляется непосредственно по местонахождению налогового органа.
  5. Мониторинг налогоплательщиков осуществляется путем применения 
    системы наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью определения их реальной налоговой базы и проведения анализа обоснованности формирования себестоимости товаров (работ, услуг), соблюдения финансового, валютного законодательства и применяемых рыночных цен.

      Мониторинг налогоплательщиков осуществляется на республиканском и региональном уровне.

Информация о работе Налоговое право Республики Казахстан