Налоговое право Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе содержатся основные темы, рекомендованные типовой программой «Налоговое право Республики Казахстан», утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан от 4 августа 2003 года №528. Пособие также состоит из понятийно-категориального содержания курса; списка рекомендуемой литературы, нормативных актов; контрольных вопросов, практических и тестовых заданий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..4

1 Налоговое право и налоговая деятельность государства. Понятие и роль налогов в жизни государства. ……………………………………………….5

2 Элементы юридического состава налога…………………………………..8

3 Налоговая деятельность государства……………………………………...11

4 Налоговое право как правовое образование………………………………12

5 Налоговые правовые нормы и налоговые правоотношения…………….14

6 Налоговое устройство………………………………………………………17

7 Государственное управление в сфере налогообложения………………...19

8 Налоговое обязательство…………………………………………………...22

9 Налоговый контроль………………………………………………………..28

10 Отдельные виды налогов………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….57

Список использованных источников……………………………………. …58

Файлы: 1 файл

курс лекций по налоговому праву.DOC

— 415.00 Кб (Скачать)

    Правовой  формой осуществления налоговой  деятельности государства выступает налоговое законодательство.

    Налоговое законодательство —  это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

    Налоговый кодекс предусматривает, что налоговое  законодательство Республики Казахстан состоит из самого Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

    Налоговый кодекс устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных данным Кодексом (п. 2 ст. 1 НК РК).

    Кроме того, Налоговый кодекс устанавливает, что при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 4 ст. 1 НК РК).

    Важными также являются следующие положения: налоговое законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в настоящий Кодекс по установлению новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (ст.5 НК РК). 

    Под методом правового регулирования понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общестенные отношения [4].

    В налоговом праве в основном используются императивный метод регулирования  общественных отношений.

    В Казахстане применение диспозитивного метода правового регулирования, а равно применение конструкции налогового договора связано с институтом так называемых инвестиционных налоговых преференций.

    Инвестиционные  налоговые преференции  предоставляются по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество. Преференции  заключаются в предоставлении налогоплательщику, осуществляющему инвестиции в основные средства с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода, а также в освобождении такого налогоплательщика от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь вводимым в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта (инвестиционной программы) (ст. 138 НК РК).

    Инвестиции (от нем. investition < лат. investire - облачать) - долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Преференции (от лат. praeferre - предпочитать) - преимущества, льготы, режим благоприятствования.

    Преференции предоставляются налогоплательщику в соответствии с контрактом, заключаемому с уполномоченным государственным органом и устанавливающему дату начала преференции. Данный контракт и выполняет функцию налогового договора. 

    4.2 Система налогового права

    Общая часть налогового права включает институты: 1) налоговое устройство государства; 2) управление в области налогообложения; 3) правовые основы налоговых обязательств; 4) правовые основы налогового контроля; 5) финансово-правовая ответственность за нарушение налогового законодательства.

    Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие отдельные виды налогов. 

5 Налоговые правовые нормы и налоговые правоотношения

5.1 Понятие налоговых  правовых норм

5.2 Понятие налоговых правоотношений 
 

    5.1 Понятие налоговых правовых норм

    Налогообложение как разновидность финансовой деятельности государства всегда осуществляется только на правовой основе, которая создается путем принятия государством актов налогового законодательства, носящих нормативный характер.

    Норма налогового права характеризуется следующими признаками:

  1. выражает государственно-властное веление, что отличает ее норм, содержащихся в актах общественных объединений и актах внутренней саморегуляции юридических лиц (уставов и учредительных договоров);
  2. установлена уполномоченным органом государства;
  3. содержит общеобязательное правило поведения, рассчитана на неоднократное применение и адресована неопределенному количеству субъектов.
  4. исполнение нормы обеспечивается принудительной силой государства, в том числе принудительным взиманием налога и привлечением налогоплательщика к установленной юридической ответственности (в данном случае, уголовно-правовой и административно-правовой).
 

5.2 Понятие налоговых правоотношений

    Налоговые правоотношения - это регулируемые нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации налогообложения, а также при установлении и уплате (взимании)налога.

    Налоговые правоотношения характеризуются следующими признаками:

1) являются продуктом применения государством такого метода налоговой деятельности, как издание нормативных актов. Выше уже отмечалось, что налоги можно установить, ввести, а также обеспечить их взимание только издав соответствующий правовой акт.

2)носят  характер отношений “власти и подчинения”,

3) налоговое  правоотношение - это отношение,  охраняемое государством.

    Субъектами  налогового отношения выступают  государство (получатель налога), с одной стороны, и налогоплательщик (плательщик налога), с другой.

    Властвующим субъектом налогового правоотношения может быть:

  1. государство (Республика Казахстан),
  2. уполномоченный государственный орган,

    Государственные органы (а ими обычно являются специализированные органы налоговой службы государства), представляющие в налоговом правоотношении интересы государства, могут, следовательно, выступать в двух качествах: а) представителя государства, являющегося субъектом правоотношения; б) самостоятельного субъекта правоотношения.

    Вторым  субъектом материального налогового отношения является налогоплательщик.

    Налогоплательщик - это лицо, на которое  возложена обязанность  передачи государству  в собственность  предмета налогового платежа в размере, порядке и сроки, предусмотренные налоговым обязательством этого лица.

    В соответствии со статьей 11 НК РК налогоплательщик вправе:     

1) получать  от органов налоговой службы  информацию о действующих налогах  и других обязательных платежах  в бюджет, об изменениях в налоговом  законодательстве;    

2) представлять  свои интересы по вопросам  налоговых отношений лично либо через своего представителя или с участием налогового консультанта;    

3) получать  результаты налогового контроля; 

    4) представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налогового контроля;    

5) получать  выписку из лицевого счета  о состоянии расчетов с бюджетом  по исполнению налогового обязательства;      

6) обжаловать  в установленном Налоговым кодексом  и другими законодательными актами  Республики Казахстан порядке уведомления по актам налоговых проверок и действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы;     

7) требовать  соблюдения налоговой тайны;     

8) не  представлять информацию и документы,  не относящиеся к налогообложению.  
    2. Налогоплательщик имеет иные права, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан.    

В соответствии со 12 НК РК налогоплательщик обязан:  
    1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с Налоговым Кодексом;     

2) выполнять  законные требования органов  налоговой службы об устранении  выявленных нарушений налогового  законодательства, а также не  препятствовать законной деятельности  при исполнении ими служебных  обязанностей;  
    3) на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и объектом, связанным с налогообложением;     

4) представлять  налоговую отчетность и документы  в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом, а также информацию и документы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, регулирующим вопросы государственного контроля при применении трансфертных цен;     

5) проводить  денежные расчеты с потребителями,  осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков, с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека на руки потребителю в соответствии с Налоговым Кодексом;    

6) подавать  заявление в налоговый орган  о проведении документальной  проверки в связи с прекращением  предпринимательской деятельности  индивидуального предпринимателя,  реорганизацией (за исключением  случаев, предусмотренных частью  пятой пункта 7 статьи 69 Налогового Кодекса) и (или) ликвидацией юридического лица.

    К числу лиц, участвующих в осуществлении  налогообложения и исполнении налоговых обязательств, относятся налоговые агенты.

    В соответствии с Налоговым кодексом, налоговый агент - индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, юридическое лицо, в том числе нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты (пп. 20 ст. 10 НК РК).

    Налоговый кодекс устанавливает, что налоговые  агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (п. 1 ст. 13).

    Налоговый агент обязан:

  1. правильно и своевременно исчислять налоги, удерживаемые у источника выплаты в соответствии с особенной частью Налогового Кодекса; 
  2. удерживать соответствующие налоги с налогоплательщика и перечислять их в бюджет в порядке и в сроки, предусмотренные Налоговым Кодексом; 
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 
  4. представлять в налоговый орган по месту регистрационного учета налоговую отчетность в порядке, установленном особенной частью Налогового Кодекса;
  5. применять положения пункта 6-1 статьи 177 Налогового Кодекса. (п. 2 ст. 13 НК).

    Налоговый кодекс впервые в практике правового  регулирования налогообложения ввел институт представительства налогоплательщиков, хотя фактически этот институт применяется уже давно. В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством через законного или уполномоченного представителя.

    Законным представителем налогоплательщика признается лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика на основании закона.

    Уполномоченным  представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с органами налоговой службы. Уполномоченный представитель налогоплательщика действует на основании доверенности (учредительных документов), выдаваемой налогоплательщиком, в которой указывается конкретный перечень его полномочий.

Информация о работе Налоговое право Республики Казахстан