Виды культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:04, реферат

Краткое описание

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 20.12 Кб (Скачать)

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.  

Концепцию элитарной  культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет  людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и  «людей пользы» которые ориентированы  исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение  трагедии из духа музыки», «Человеческое  слишком человеческое», «Так говорил  Заратустра» дополнил концепцию  элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.  

Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.  

Формируемое массой культурой сознание многообразно в  своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится  охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется  не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет  специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного  опыта и несбыточных грез, в  сочетании с открытой или скрытой  пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В  рамках массовой культуры создаются  упрощенные «версии жизни», которые  сводят социальное зло к психологическим  или моральным факторам.

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков  ее уровень, различают три формы  — элитарную, народную и массовую культуру

народная  культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается  на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется  собственная культура, т.е. система  ценностей и правил поведения. Малые  культурные миры называют субкультурами.

Субкультура - часть  общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой  социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых  людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами  на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.  

Контркультура

Она обозначает такую  субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с  господствующими ценностями. Субкультура  террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи  в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Доминирующая  культура — понятие, обозначающее совокупность принятых в обществе религии, языка, поведения, ценностей, ритуалов и социальных норм. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путем контроля социальных институтов, таких как коммуникация, учебные заведения, художественная культура, право, политический процесс и бизнес. 

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации  данного общества и количества населения  страны. В то же время общество включает группы людей, которые развивают  определенные культурные комплексы, характерные  только для этих групп, такие группы называют субкультурами. 

В истории культуры складываются такие ситуации, когда  локальные комплексы ценностей  социальных групп начинают претендовать на универсальность и противопоставлять  себя фундаментальным принципам, доминирующим в культуре. В этом случае можно  говорить о феномене контркультуры. Значение контркультуры для доминирующей культуры неоднозначно: с одной стороны  протест против существующих норм может  привести к ослаблению или исчезновению некоторых элементов культуры, с  другой — изменения, происходящие в  доминирующей культуре приводят к ее трансформации и обновлению.

Нормативная Культура

(от лат. norma — правила,  образец) — сфера культуры, охватывающая  весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую в себя  также и нравственные предписания  религии, этикет, правила, связанные  с принадлежностью к различным  ассоциациям. 

Элементы культуры 

Знаково-символический

знаки и символы - представлены главным образом в  языке (объективная форма хранения и передачи человеческого опыта);

ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к  которым человек должен стремиться;

 социальные нормы - стандарты поведения; социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм - санкции (позитивные и негативные);

привычки - установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных условиях;

манеры - внешние  формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную  оценку окружающих. По отдельности  манеры составляют элементы или черты  культуры, а в сумме особый культурный комплекс - этикет;

традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколение в поколение;

обряд - совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления. Нормы и ценности;

ритуал - специфический  тип поведения в ходе церемониальных актов. 
 

Функции культуры

Познавательная

Оценочная

Запрещающая

Регулирующая

Преобразующая

Гедонистическая (получение  удовольствия, развлечение)

Преемственность

Существует ряд  сфер или элементов культуры, которые  играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство и др. 

Элементы культуры. Язык, ценности, нормы. 
 

Язык  

Язык рассматривается  как построенная определенным образом  знаковая система. Знаки различают  языковые и неязыковые. В свою очередь  языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные  языки. Язык рассматривается как  смыслы и значения, содержащиеся в  языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями  человека к миру.  

Ценности  

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о  значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют  различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и  чего следует избегать (оценка - отнесение  к ценности).

Различают ценности:  

терминальные (ценности цели)

инструментальные (ценности средства)  

Нормы  

Нормы - это формы  регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие  виды норм:  

формализованные правила (все, что официально записано)

правила морали (связаны  с представлениями людей)

образцы поведения (мода)

Каждое ограничение  позволяет человеку сделать новый  шаг в своем развитии.  

Функции культуры 
 

Коммуникативная  

Связана с накоплением  и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей  сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции  дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.  

Регулятивная  

Связана с созданием  ориентиров человеческих действий и  системой контроля за этими действиями.  

Интегрирующая  

Связана с созданием  системы значений, ценностей и  норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.  

Рассмотрение функций  культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной  интеграции социальных систем. Это  характеристика интегрального свойства соц. систем.

Информация о работе Виды культуры