Понятия и принципы бюджетного финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . .5
1. 1 Формы и методы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. 2 Механизм бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1. 3 Принципы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1. 4 Основные проблемы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . .24
2.1 Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства . . . . . . . . .24
2.2 Тенденции финансирования основных направлений
социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Расходы на обеспечение социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 58.24 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1. 1 Формы и методы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1. 2 Механизм бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1. 3  Принципы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

1. 4 Основные проблемы бюджетного  финансирования . . . . . . . . . . . . . .  23

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.1 Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.2 Тенденции финансирования основных направлений

социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

2.3 Расходы на обеспечение социальной  политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетное финансирование - это безвозвратное  и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в  соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит  в том, что государственные и  муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают  за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых  затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные  сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами  суммы денежных средств носят  название бюджетных ассигнований.

На сметно-бюджетном  финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные  учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. В сметно-бюджетном порядке  из федерального бюджета отпускаются  также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных  сил, закупку вооружений и военной  техники, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной  энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных  обязательств.

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.

Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:

- Форм и методов бюджетного  финансирования;

- Механизма бюджетного финансирования;

- Основных проблем бюджетного  финансирования;

- Финансирование социальной сферы  как важнейшей характеристики  бюджета государства;

- Тенденции финансирования основных  направлений социальной сферы;

- Расходы на обеспечение социальной  политики;

Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения, а объектом исследования является бюджетное финансирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

1.1 Формы и методы бюджетного финансирования

О расходах бюджетов субъектов Российской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах.

В материальном смысле расходы бюджета  субъекта Российской Федерации - это  денежные средства, выделяемые из бюджета  субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функций  субъекта Российской Федерации.

В экономическом смысле расходы  бюджета субъекта Российской Федерации  представляют собой отношения, возникающие  в процессе распределения бюджета  как централизованного фонда  данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических  отношений - отношениях по расходованию бюджета как централизованного  фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных  отношениях. С экономической точки  зрения, данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.

В правовом смысле расходы бюджета  субъекта Российской Федерации представляют собой часть бюджета как финансово-планового  акта, а именно расходную часть  бюджета. Известно, что бюджет состоит  из двух частей: доходной и расходной. В этом смысле правовой акт об утверждении  бюджета представляет собой роспись  доходов и расходов субъекта Российской Федерации. Бюджет, будучи оформленным, в виде правового акта, придает  экономическим отношениям по расходованию бюджета субъекта Российской Федерации (расходным бюджетным отношениям) характер правовых отношений.

Субъект Российской Федерации предоставляет  денежные средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего  между ними денежного обязательства, а в силу того, что субъект Российской Федерации в процессе предоставления этих денежных средств реализует  свою функцию публичного характера, выступая в качестве политического  субъекта.

Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации  осуществляется посредством следующих  методов, которые выступают в  качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации: 1) бюджетное  финансирование - безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета; 2) бюджетное кредитование возвратное предоставление денежных средств из бюджета; 3) погашение долговых обязательств бюджета.

Основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) получение максимального эффекта  при минимуме затрат, бюджетные  средства должны предоставляться  лишь при условии обеспечения  наибольшей результативности от  их использования. Этот эффект  может выражаться, с одной стороны,  в решении различных задач  социально-экономического развития страны, а с другой  в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

2) целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям  средства из бюджета перечисляются  только на основе утвержденного  бюджета, причем на заранее  обусловленные цели. Строгое соблюдение  этого принципа препятствует  неэффективному использованию бюджетных  ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств  в меру выполнения производственных  и других показателей и с  учетом использования ранее отпущенных  ассигнований. Зависимость бюджетного  финансирования от выполнения  показателей позволяет финансовым  органам осуществлять действенный  и эффективный контроль за  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений;

4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия  их обязательного возврата в  бюджет;

5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств  без уплаты государству каких-либо  доходов в виде процента или  других видов оплаты ассигнований. Формирование расходов бюджетов  субъектов Российской Федерации  базируется на основе минимальных  государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат  на оказание социальных услуг  и единых методологических основах  расчета минимальной бюджетной  обеспеченности.

Минимальные государственные социальные стандарты государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

Согласно общепринятому определению, бюджетное финансирование, предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке  бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление  и развитие их деятельности. В социалистических странах бюджетное финансирование включает финансирование хозрасчётных предприятий и организаций и  бюджетное финансирование. Из государственного бюджета финансируются, как правило, вложения в основные и оборотные  фонды вновь строящихся предприятий, а также выделяются дополнительные средства при недостатке собственных  ресурсов действующим предприятиям. В капиталистических странах  бюджетное финансирование осуществляется в порядке бюджетного финансирования и заключается в покрытии расходов на субсидирование монополий, государственные  капиталовложения, развитие инфраструктуры, стимулирование экспорта, содержание государственного аппарата, вооружённых  сил и различных административных и социально-культурных учреждений за счёт средств бюджета.

В зависимости от того, из какого бюджета  осуществляется финансирование, бюджетные  расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

1) финансирование по системе «нетто-бюджет» - выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

2) финансирование по системе «брутто-бюджет» - применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при  помощи следующих форм бюджетного финансирования:

1) ассигнований на содержание  бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров,  работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным и муниципальным  контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию  органами местного самоуправления  обязательных выплат населению,  установленных действующими законами  и правовыми актами;

5) ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

6) ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов;

7) субвенций и субсидий физическим  и юридическим лицам;

8) межбюджетных трансфертов;

9) инвестиций в уставные капиталы  действующих или вновь создаваемых  юридических лиц;

10) средств на обслуживание долговых  обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

Рассмотрим названные формы  расходования средств бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Ассигнования, которые выделены бюджетным  учреждениям, расходуются исключительно  на: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые  в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; командировочные и иные выплаты  работникам. Кроме того, бюджетные  учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным  ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров  гражданско-правового характера. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Характеризуя отношения, возникающие  в процессе бюджетного финансирования бюджетных учреждений, отметим, что  само бюджетное правоотношение заканчивается  на связке «субъект Российской Федерации - бюджетное учреждение».

При выплате трансфертов населению  бюджетное учреждение действует  в качестве представителя субъекта Российской Федерации, выступая от его  имени. Трансферты населению - это бюджетные  средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Информация о работе Понятия и принципы бюджетного финансирования