Понятия и принципы бюджетного финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . .5
1. 1 Формы и методы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. 2 Механизм бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1. 3 Принципы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1. 4 Основные проблемы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . .24
2.1 Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства . . . . . . . . .24
2.2 Тенденции финансирования основных направлений
социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Расходы на обеспечение социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 58.24 Кб (Скачать)

В рамках программ государственных  гарантий разрабатываются подушевые  нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемых на одного человека и используемые для того, чтобы  показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для  финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

2. Средства населения - это следующий по объему источник финансирования здравоохранения.

3. Средства ведомств и предприятий - это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение.

Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников: 1) это средства федерального бюджета; 2) многие государственные и негосударственные  предприятия и организации имеют  свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий.

Главной целью политики государства  в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения  на основе реально доступной медицинской  помощи и обеспечения качества лечебных услуг. Особое внимание будет уделено:

- формированию объединенной системы  медико-социального страхования,  повышению эффективности государственного  регулирования системы медико-социального  страхования (уточнение поднадзорных  полномочий на федеральном и  региональном уровне, а также  процедур лицензирования и регулирования  деятельности страховщиков);

- рационализации программы государственных  гарантий бесплатной медицинской  помощи на основе стационарно-замещающих  технологий, включение в ее стоимость  расходов на амортизацию и  капитальный ремонт;

- разработке социальных нормативов  обеспечения населения лекарственными  средствами;

- переходу к единым методам  оплаты медицинской помощи в  системе медико-социального страхования.

Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция РФ гарантирует каждому  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом.

Социальное обеспечение представляет собой систему экономических отношений, направленных на формирование и использование фондов денежных средств государства для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, предоставление пособий и льгот семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Основными видами расходов по социальному  обеспечению являются пенсии и пособия.

К основным видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся:

    1. пенсия по старости;
    2. пенсия за выслугу лет;
    3. пенсия по инвалидности.

Основными видами пособий являются:

    1. пособие по временной нетрудоспособности;
    2. пособие по беременности и родам;
    3. пособие при рождении ребенка;
    4. пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
    5. пособие на погребение.

Существуют и другие виды социального  обеспечения: пособие по безработице, профессиональная переподготовка безработных, обучение и трудоустройство инвалидов, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным  и одиноким матерям, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей  для ухода за детьми-инвалидами и  инвалидами детства до достижения ими  возраста 18 лет, единовременное пособие  женщинам, вставшим на учет в женской  консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), и т.д.

Одной из форм социального обеспечения  является социальное страхование. Оно  представляет собой государственную  систему материального обеспечения  граждан в старости, в случае временной  или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также  дотаций из бюджетных средств  на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основные составляющие финансового механизма социального страхования - взносы, целевые фонды и социальные выплаты.

Выполнение основных функций государства  в сфере социального страхования  возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Исходя из сказанного, можно сделать  вывод о необходимости реформирования социальной сферы по всем направлениям, так как в результате развивающегося прогресса особое внимание уделяется  выполнению обслуживающих функций.

 

 

2.2 Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы

Одним из мероприятий по стабилизации обстановки в социальной сфере будет  разработка финансово-хозяйственного механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого, контрактного и инвестиционного методов финансирования учреждений культуры.

Внимание Правительства Российской Федерации в области социальной поддержки населения будет сконцентрировано на повышении защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности  для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной  поддержке; создании необходимых условий  для обеспечения всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

В основу будут положены мероприятия  по:

- передаче большинства полномочий  по установлению размеров и  условий предоставления государственной  помощи на региональный и муниципальный  уровень с одновременным расширением  их возможностей по финансовому  обеспечению социальных выплат;

- постепенной замене большинства  льгот, предоставляемых отдельным  категориям граждан, адресными  формами социальной поддержки  без снижения совокупных расходов  на социальную помощь в реальном  выражении;

- изменению принципов и источников  финансирования выплаты ежемесячного  пособия на ребенка;

- расширению рынка социальных  услуг, развитию конкуренции за  счет расширения номенклатуры  услуг, повышению их качества  и снижению издержек.

Первоочередные действия Правительства  Российской Федерации в сфере  пенсионного обеспечения и страхования  предусматривают:

- поэтапное повышение до 1,2 предельного  соотношения заработка при исчислении  пенсий с применением индивидуального  коэффициента пенсионера;

- введение механизмов накопительного  финансирования досрочных пенсий;

- организацию государственного  пенсионного страхования. Определение  норм и видов пенсий, условий  их предоставления в системе  государственного пенсионного страхования;

- введение учета накоплений  на индивидуальных счетах граждан  в системе пенсионного страхования  на основе индивидуального (персонифицированного) учета.

Главной целью развития жилищно-коммунального  хозяйства является создание условий  для реализации гражданами их конституционных  прав на жилище в соответствии с  установленными социальными стандартами  безопасности проживания.

Для выполнения этой цели будут проведены  мероприятия:

- усиление адресности бюджетных  расходов на субсидирование оплаты  жилья и коммунальных услуг  гражданами и совершенствование  порядка предоставления адресных  жилищных компенсаций (субсидий) семьям с низкими доходами;

- ликвидация системы перекрестного  субсидирования тарифов коммунальных  предприятий, предоставляющих услуги  в жилищном секторе;

- обеспечение жилищных прав  граждан на собственность, аренду, наем, социальный наем;

- активизация развития ипотечного  жилищного кредитования, рынка закладных  на жилье и ипотечных ценных  бумаг;

- создание законодательной базы  для привлечения долгосрочных  инвестиций в жилищный сектор  и создание кредитных и заемных  механизмов использования их  гражданами и др.

Реализация поставленных задач  в социальной сфере позволит более  рационально использовать финансовые ресурсы государства, обеспечить единый подход к установлению федеральной  составляющей и рамочных условий  для разработки региональной составляющей государственного стандарта во всех отраслях этой сферы. Поэтому роль государственных  минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов не только не уменьшается, но и неизмеримо возрастает.

С формированием системы социальных стандартов особое значение приобретают  такие факторы, как цели, намерения, предпочтения потребителей услуг, ограничения, многовариантность набора, возможность  взаимозаменяемости услуг, поиск компенсирующих условий, выбор наиболее рационального (целесообразного) варианта, меры государственного и муниципального регулирования  рынка услуг.

Немаловажную роль играет установление состава государственных минимальных  социальных стандартов, их распределение  в зависимости от источника финансирования на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В настоящее время нет стройной системы государственных минимальных  социальных стандартов. Одной из задач  по улучшению состояния социальной сферы является разработка Единого  перечня государственных минимальных  социальных стандартов и финансовых нормативов. Этим вопросом в настоящее  время занимается Министерство экономики  и развития РФ совместно с министерствами и ведомствами и Государственной  Думой федерального Собрания Российской Федерации.

Одним из основных направлений совершенствования  методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство  и исполнение действующих нормативных  правовых актов, а также увязка с  принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения  в стране, оздоровлению государственных  финансов и упорядочению расходов бюджетных  учреждений.

2.3 Расходы на обеспечение социальной политики

Основной целью социальной политики государства является решение таких  важных проблем государства, как:

- создание и обеспечение функционирования  системы социального обслуживания  населения;

- обеспечение государственной  социальной поддержки ветеранов,  инвалидов, семей с детьми;

- обеспечение деятельности государственной  службы медико-социальной экспертизы;

- назначение и выплата пособий  на детей в соответствии с  действующим законодательством;

- обеспечение инвалидов реабилитационной  техникой, протезно-ортопедическими  изделиями;

- обеспечение санаторно-курортным  лечением инвалидов и ветеранов;

- предоставление других услуг,  предусмотренных законодательством.

Социальное обеспечение населения  представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам  различных видов услуг на дому и в учреждениях социального  назначения бесплатно или на льготных условиях. Социальные услуги - это уход, организация питания, содействие в  получении медицинской, правовой, социально-психологической  и натуральных видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в  организации ритуальных услуг и  др.

Во всех странах для решения  социальных проблем формируются  фонды общественного потребления. Одним из направлений использования  общественных фондов потребления бюджетных  средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам  населения.

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, находится в зависимости  от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального  производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются  мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный  трудоспособными гражданами и прошедший  затем перераспределение через  бюджетную систему и внебюджетные фонды. Мобилизируемые в бюджет и  внебюджетные фонды, денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Информация о работе Понятия и принципы бюджетного финансирования