Понятия и принципы бюджетного финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . .5
1. 1 Формы и методы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. 2 Механизм бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1. 3 Принципы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1. 4 Основные проблемы бюджетного финансирования . . . . . . . . . . . . . . 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . .24
2.1 Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства . . . . . . . . .24
2.2 Тенденции финансирования основных направлений
социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Расходы на обеспечение социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 58.24 Кб (Скачать)

Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют  Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и  объектов с указанием объемов  капиталовложений и государственные  контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов  централизованных капиталовложений и  перечня строек для федеральных  нужд. В свою очередь, государственные  заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно  заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.      

Начиная с 1997 г. Правительство Российской Федерации выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности. 

 

 

 

 

1.4. Основные  проблемы бюджетного финансирования

Проблемы современной бюджетной  политики России всецело определяются характером и особенностями:

1. государственно-экономического  устройства бывшего СССР (федерализм  с формальной стороны и унитаризм с фактической);

2. перехода от административно-командной  системы хозяйствования к рыночной;

3. будущего социально-экономического  устройства (неясность общего направления  и перспектив движения общества: социализм, капитализм, тоталитаризм).

Сейчас в России идет борьба между  развивающимся частным капиталом (холдингами, банками, корпорациями и  др.), классом предпринимателей и  собственников, в значительной степени  захватившим экономическую власть и чувствующим недостаток политической власти, с одной стороны, и государственным  аппаратом, ощущающим негативное влияние  утраты экономической власти, - с  другой.

Все сказанное непосредственно  затрагивает экономическую основу государства - бюджет, обнажая его  слабые стороны и недостатки. Последние  принципиально различны с позиций  госаппарата и класса имущих людей, общества, но сходятся в одном - в  целесообразности и необходимости  проведения бюджетной реформы.

Современное состояние бюджетной  системы РФ в какой-то степени  можно определить несколько измененным известным тезисом: «Низы не хотят  жить по-старому, а верхи не могут  управлять по-новому». Наиболее слабыми  моментами являются:

1. Сосредоточение основной доли  финансовых ресурсов страны в  федеральном бюджете, которое  снижает экономические возможности  региональных и местных бюджетов  в решении своих социально-экономических  функций.

2. Низкая доля собственных доходов  и высокая - регулирующих и  трансфертов.

3. Укоренившаяся практика административного  регулирования доходов территориальных  бюджетов.

4. Участившаяся практика «спихивания»  расходов вниз по бюджетной  системе без подкрепления соответствующими  доходами.

Отказ федерального бюджета от финансирования многих мероприятий и повышение  роли местных и региональных органов  власти и жизнедеятельности общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Ярким примером тому является ситуация с финансированием повышения  оплаты труда работникам бюджетной  сферы в начале 2002г., когда некоторые  региональные власти были вынуждены  предлагать свои полномочия вышестоящим  инстанциям.

По существу, принципы экономической  и финансовой самостоятельности  местных и региональных бюджетов носят формальный характер и не соблюдаются.

Перечисленные проблемы, и, прежде всего  проблема бюджетного федерализма в  управлении бюджетными отношениями, требуют  скорейшего решения, в основе которого - последовательное проведение в жизнь  положений Бюджетного кодекса РФ.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

2.1 Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства

Главной целью социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения  и обеспечение социальных гарантий.

Данные социальные гарантии определяются обязательствами государства, установленными статьями 7, 38, 39, 41, 43 Конституции Российской Федерации, а также Уставами субъектов  Российской Федерации, Федеральными и  региональными законами, нормативными документами муниципальных образований.

К социальным гарантиям, обеспечение  которых возлагается но отрасли  социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального  обслуживания, здравоохранения, образования  и культуры.

Для чего предлагается установление государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) услуг, предоставляемых  государственными и муниципальными учреждениями гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Получение образования - одна из важнейших  конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению  нашей страны возможность получения  образовательных услуг, предоставляемых  государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе.

В Российской Федерации в настоящее  время действуют государственные, муниципальные и частные учебные  заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан.

За счет средств федерального бюджета  финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и  среднее профессиональное образование  примерно поровну из региональных и  местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования  финансируются из местных бюджетов.

Кроме бюджетных средств, которые  являются в настоящее время превалирующим  источником финансирования образовательных  заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные  услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями.

Финансовое обеспечение образовательных  учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов.

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования  становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень  оплаты преподавательского состава  и уменьшение из-за этого числа  квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения, а в итоге - к к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим  потерям, социальной напряженности  в обществе.

В плане действий Правительства  РФ в сфере образования предусматривается  создание условий для реализации гражданами своих конституционных  прав на образование, по структуре и  качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

В связи с этим правительством РФ планируется:

- увеличение финансирования образования  из бюджетных и внебюджетных  источников;

- обеспечение софинансирования  на конкурсной основе инвестиционных  проектов;

- установление порядка функционирования  гимназий и других типов государственных  средних школ, расширенный учебный  план которых софинансируется  родителями учащихся;

- установление особого статуса  образовательных организаций ("учебное  заведение") вместо существующего  статуса государственных учреждений.

- переход на контрактную основу  финансовых взаимоотношений образовательных  организаций с государством, предполагающую  нормативно-подушевое финансирование  учебных заведений одной строкой  "Исполнение государственных  именных финансовых обязательств".

- внесение изменений и дополнений  в Гражданский кодекс РФ и  Бюджетный кодекс РФ;

- установление федеральной составляющей  и рамочных условий разработки  региональной составляющей государственного  стандарта основного общего образования.  Принятие документов, определяющих  принцип минимального бюджетного  финансирования образовательных  стандартов на федеральном и  региональном (местном) уровнях,  возможность финансирования дополнительных  образовательных услуг в системе  общего образования за счет  средств родителей;

- формирование новой системы  стипендиального обеспечения студентов  (академические и социальные стипендии).

Важнейший показатель развития человеческой цивилизации - уровень культуры. В  нашей стране создан довольно крупный  потенциал учреждений культуры, число  некоторых видов объектов культуры продолжает расти.

В целях поддержания и роста  культурного уровня общества государство  выделяет из бюджета финансовые ресурсы. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства  являются территориальные бюджеты. Особенности финансирования объектов культуры состоит в том, что часть  из них имеет возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в  результате их коммерческой деятельности. В первую очередь это относится  к зрелищным учреждениям (театрам, циркам, концертным залам, дворцам культуры и др.). Поэтому в этой области  имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозяйственной  деятельности. Тем не менее, в большинстве  случаев бюджетные ассигнования преобладают. Если бюджетное финансирование музеев, библиотек, дворцов культуры осуществляется по полному перечню  статей расхода (зарплата с начислениями, хозяйственные расходы, ремонт и  т.д.), то для театров, концертных организаций, цирков, организаций кинематографии бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт. В виде бюджетных субсидий оказывается  так же поддержка средствам массовой информации (телерадиовещанию, периодической  печати, издательствам)

Политика государства в сфере  культуры будет направлена на:

- развитие культурного потенциала  и сохранение культурного наследия  страны;

- обеспечение единства культурного  пространства страны;

- формирование ориентации личности  и социальных групп на ценности, обеспечивающие дальнейшее развитие  российского общества.

Затраты общества на развитие здравоохранения  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Эффективность  здравоохранения как отрасли  сферы обслуживания заключается  в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствуют развитию заболеваемости в ряде экономических районов страны, особенно в районах нового освоения и в сельской местности, ощущалась нехватка медицинских учреждений и медицинских работников. Недостаточно развитая сеть медицинских учреждений вынуждала сельских жителей часто совершать дальние поездки в города и обращаться там за помощью в медицинские учреждения. Причем с развитием пригородного транспортного сообщения удельный вес посещений сельских жителей в общем объеме посещений врачей в городских лечебно-профилактических учреждениях рос, что увеличивало нагрузку на городские медицинские учреждения.

Большое социальное и экономическое  значение здравоохранения, неудовлетворенная  потребность в медицинском обслуживании населения предопределяли необходимость  его дальнейшего развития.

Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются  крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные  учреждения, ведомственные медицинские  учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия  и др.

1. Главным, наиболее весомым  источником бюджетного финансирования  здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений - больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Бюджетные средства - наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. В значительной мере они обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в статье 41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».

Информация о работе Понятия и принципы бюджетного финансирования