Понятие бюджета и бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 139.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА  И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 

 

Понятие бюджета многогранно. Это объясняется тем, что бюджет рассматривается как экономическая  категория, основной финансовый план государства, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

Бюджет (от древнефранцузского слова «бужжет» - кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации, населения на определенный период времени.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета – определяющего финансового плана в жизни государства.

По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.

К числу ее особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета  происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного  перераспределения стоимости определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов, что обусловлено ключевым  положением бюджета по сравнению  с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

-  распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);

- контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

-  регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).

Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы.

Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический  потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др.

К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде  и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической  науки и др.

Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.

Экономическая сущность бюджета состоит в том, что  это объективно функционирующие  специфические денежные отношения.

Бюджетное финансирование – сумма предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Важную роль в организации  системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования:

1. Получение максимального  эффекта при минимальных затратах. Бюджетные средства должны предоставляться  лишь при условии обеспечения  наибольшей результативности от  их использования. Этот эффект  может выражаться, с одной стороны,  в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой – в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

2. Целевой характер  использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

3. Предоставление бюджетных  средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

4. Безвозвратность бюджетных  ассигнований. Предоставление средств  без условия их обязательного  возврата в государственный бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее  время применяется и кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям на выполнение целевых программ развития.

Основные задачи в области бюджетных расходов:

– сократить число  целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных  и социально значимых проектах;

– снизить расходы  на содержание государственного аппарата;

– развить децентрализацию  инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

– повысить эффективность  использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских  работах в сфере ВПК;

– снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

– усилить контроль за использованием бюджетных средств;

– обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

 

2.Структура и принципы  бюджета Республики Беларусь

 

Основы функционирования бюджетной системы Республики Беларусь определяет Закон  N 2347-XII  «О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ» от 4 июня 1993г.

Бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).

В Республике Беларусь основополагающим нормативным правовым актом в  сфере бюджетных отношений является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, принятый 16 июля 2008 года (вступил в силу с 1 января 2009 года). Это кодифицированный нормативно-правовой акт, содержащий правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней в Республике Беларусь.

Отличительной особенностью бюджетного законодательства является то, что каждый календарный год принимаются закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты соответствующих республиканских органов государственного управления, направленные на реализацию норм закона, а также закон Республики Беларусь об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предыдущий финансовый (бюджетный) год.

Так 30 декабря 2011 г. был  принят закон Республики Беларусь № 331-З, в котором утвердили республиканский бюджет на 2012 год по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей.

Наша бюджетная система  основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности:

- Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

- Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

- Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

- Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

- Республиканский бюджет  и местные бюджеты всех уровней  являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

 

Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны  и дополняют друг друга, они нашли  свое правовое отражение в Конституции  нашей республики и в законе РБ «О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ» от 4 июня 1993 г. N 2347-XII.

Центральным звеном бюджетной  системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский  бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и  г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным  бюджетам дотации, субсидии и субвенции  при недостаточности собственных  ресурсов для финансирования отдельных  расходов и мероприятий.

Развитие рыночных отношений сопровождается децентрализацией системы управления экономикой, разгосударствлением собственности, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Советов народных депутатов, соответственно усилением роли региональных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики