Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:12, реферат
По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году составят Br75,5 трлн., или 48,7% к ВВП. Приоритетными направлениям расходования средств в будущем году станут обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере, финансирование национальных приоритетов, установленных программой социально-экономического развития, обеспечение необходимыми ресурсами дополнительных расходов бюджета в связи с увеличением цен на импортируемые Беларусью энергоносители.
Доходы республиканского бюджета в 2009 году предусматриваются в сумме Br54,9 трлн., расходы - Br57,7 трлн. Дефицит республиканского бюджета сформирован в размере Br2,8 трлн., или 1,8% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться за счет внутренних (Br2,4 трлн.) и внешних (Br0,4 трлн.) источников.
Социальная сфера Беларуси в 2009 году будет профинансирована бюджетом в объеме Br42 трлн., что составляет боле 60% расходов консолидированного бюджета страны. Значительная часть этих средств пойдет на обеспечение запланированных показателей по росту заработной платы. К концу 2009 года она должна увеличиться до $550 в эквиваленте, к концу 2010 года - до $700.
Бюджетом 2009 года предусматриваются повышенные темпы роста расходов по основным социальным статьям (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт и другие). В совокупности расходы по этим направлениям увеличатся более чем на 35% по сравнению с 2008 годом, в то время как все расходы бюджета возрастут на 26%.
В частности, объем финансирования
мероприятий в области
Расходы на физическую культуру и спорт в 2009 году составят более Br580 млрд. (рост почти на 33%).
На финансирование сферы образования из бюджета будет выделено Br8,8 трлн. (рост на 36%). Средства в первую очередь пойдут на укрепление материально-технической базы учебных заведений.
Около Br900 млрд. планируется выделить на финансирование мероприятий в сфере культуры и искусства, в том числе на переоснащение киностудии "Беларусьфильм".
Особенностью проекта бюджета 2009 года является значительный рост расходов на поддержку регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС: на эти цели планируется направить Br758 млрд. Еще Br257 млрд. пойдет на финансирование работ по газификации, водоснабжению, дорожному строительству в этих регионах.
Значительную бюджетную поддержку получит жилищное строительство - Br1,7 трлн. В первую очередь средства пойдут на оказание финансовой помощи молодым и многодетным семьям при строительстве жилья. Более Br860 млрд. предусмотрено направить на создание инженерно-транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки.
Обеспечение продовольственной безопасности Беларуси будет осуществляться через всестороннюю поддержку сельского хозяйства. Всего на финансирование АПК будет выделено Br4,5 трлн. Направлениями расходов средств станут приобретение минеральных удобрений, страхование сельхозпосевов, финансирование аграрной науки.
Всего бюджетом 2009 года будет профинансирована 61 госпрограмма на сумму Br10,6 трлн.
В связи с мировым
финансово-экономическим
Доходы и расходы республиканского бюджета на 2009 год утверждены в сумме Br54,9 трлн. при нулевом дефиците. Соответствующий указ № 264, которым уточнены отдельные показатели республиканского бюджета, Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 28 мая, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.
В целях оптимизации государственных расходов предусмотрено сокращение расходов на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, концентрация ресурсов бюджета на финансировании социальных и производственных объектов, имеющих общереспубликанское значение.
Инвентаризация государственных программ, исключение из них малоэффективных мероприятий и инвестиционных проектов позволили снизить государственные расходы по сравнению с установленными в законе "О республиканском бюджете на 2009 год".
При этом планируется увеличить расходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, лимит внешнего государственного долга, размер средств, направляемых на возмещение юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами и на оказание финансовой помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также расходы на финансирование государственных программ.
Несмотря на ужесточение бюджетной политики в отношении большей части расходов, сохранены наиболее значимые для государства социальные расходы.
Таким образом, бюджет Республики Беларусь, как и ранее имеет социальную направленность. В связи с кризисом пришлось пойти на сокращение государственных расходов. Однако данное обстоятельство не отразилось на наиболее значимых статьях расходной части бюджета.
4.Анализ исполнение
консолидированного бюджета
По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении – на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 % ВВП). Экономический рост в 2011 году отмечен на фоне высокой инфляции и
девальвации белорусского рубля. Прирост цен на потребительском рынке за январь-декабрь составил 108,7%, или 6,4% в среднемесячном исчислении с начала года.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет налоговых поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. Налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%). Неналоговые доходы за 2011 год сложились в сумме 12,0 трлн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на 218,3% (в реальном выражении – на 107,8%). Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%). Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельносфти (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).
В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили :
-по налогу на добавленную стоимость 26,5трлн.руб. (прирост поступлений к2010 году53,3%, в реальном выражении -0,1%);
-по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 15,1трлн.руб. (прирост162,2%, в реальном выражении -71,1%);
-по налогу на прибыль 8,7трлн.руб. (прирост 55,7%, в реальном выражении-1,6%;
-по подоходному налогу 9,3трлн. руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении -13%);
-по акцизам 5,6трлн. руб. (прирост 28,7%, в реальном выражении снижение на 16,0%);
-по налогам на собственность 2,5трлн.руб. (прирост 37,8%, в реальном выражении снижение на 10,1%)
В структуре консолидирован бюджета 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровня бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.
Полностью зачисляются республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы внешнеэкономической деятельности, местные бюджеты - подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
Расходы консолидированного бюджета в 2011 году профинансированы в сумме 79,4трлн. руб., что на 49,9% выше уровня 2010 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, ниже на2,1%). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,2п.п., составив 29% ВВП.
Динамика расходов консолидированного бюджета в 2011году определялась, главным образом исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.
В этих условиях в 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены обслуживание и погашение государственного долга обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов.
Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная, политика), составил 34,3 трлд..руб. или 43,2% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с2010 годом на 64,4%), (в реальном выражении – на 7,3%)), здравоохранение – 60,7% (в реальном выражении – на 4,9%)
Расходы на национальную экономику составили 15,5трлн.руб. или 19,5% всех бюджетных расходов вместо 23,4% в 2010 году. Увеличившись по сравнению с 2010 годом на25% в номинальном выражении, в реальном выражении они сократились на 18,4%. Более50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков.
Справочно: расходы на государственную инвестиционную программу включены в общегосударственные расходы.
В 2011 году в структуре расходов в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80,3% от всех расходов (в 2010 году – 74,4%). Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 23,6 трлн.руб. или 29,7% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,6% в 2010году).
Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, по итогам 2011 года составили 15,2 трлн.руб. или 19,1% всех расходов (в 2010 году – 25,7%). По сравнению с 2010 годом эти расходы увеличились на 11,2% (в реальном выражении - сократились на 27,4 %).
Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 4,2% вместо 2,1% в 2010 году.
Консолидированный бюджет в 2011 году исполнен с профицитом в размере 6,2 трлн.руб. или 2,3% ВВП (в 2010 году – дефицит – 2,6% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.
Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в 2011 году исполнен с профицитом в размере 8,6 трлн.руб.(3,1% ВВП)
Доходы бюджета составили 115 трлн.руб. (41,9% ВВП), расходы – 106,8 трлн.руб. (38,8% ВВП)