Понятие бюджета и бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Совокупность бюджетов соответствующей территории Республики Беларусь или ее соответствующей  административно-территориальной единицы представляет собой консолидированный бюджет.

Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней  являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются  соответствующие государственные  органы.

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы  формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также  иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских  налогов производится актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

        К собственным источникам доходов бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

        В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

 

3.Формирование доходной  части и расходной части государственного  бюджета Республики Беларусь

 

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Согласно Бюджетному кодексу РБ  Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1.1. налоговые доходы. К ним относятся республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

1.2. взносы на государственное  социальное страхованиеэто

1.3. неналоговые доходы - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы; другие неналоговые доходы.

1.4. безвозмездные поступления.  К ним относятся необязательные  текущие и капитальные платежи,  которые включают в себя поступления  от иностранных государств; международных  организаций; другого бюджета  в форме межбюджетных трансфертов.

Согласно Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете  на 2012 год» установлены доходы республиканского бюджета в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей, 89,2% которого составляют налоговые доходы, 10%-неналоговые, 0,8-безвозмездные поступления. (см.приложение 1)

 

В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, роль государства  в экономике,  состоянием международных отношений и рядом других факторов.

В доходах бюджета находят выражение  экономические отношения, которые  возникают между плательщиками  и государством.  Проявляются  эти экономические отношения  при совершении платежей в виде налогов  и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

Налог - это обязательный платеж, который  поступает к государству в  бюджет в определенных законодательством  размерах и в установленные сроки.  В доходах государства они  составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются - налоги на товары, работы, услуги; налоги на доходы и прибыль; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.  

Правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств  на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям в соответствии со статьями 44 - 47 настоящего Кодекса в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Средства республиканского бюджета направляются в основном на:

·капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;

·мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

·общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие общереспубликанские целевые программы;

·расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;

·учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;

·расходы по закладке и хранению государственных резервов;

·содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;

·финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;

·погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;

·образование резервного фонда Председателя Президиума Верховного Совета, резервного фонда Кабинета Министров, резерва Министра финансов и других целевых фондов и резервов;

·другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение .

Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных  бюджетов. Посредством перераспределения  финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует  в совместном финансировании отдельных  расходов, целевых программ.

Средства местных бюджетов расходуются в основном по следующим  направлениям:

·капитальные вложения по объектам, относящимся к коммунальной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

·региональные мероприятия по социальной защите населения;

·учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;

содержание местных  органов государственной власти и государственного управления;

·содержание правоохранительных органов, находящихся в подчинении местных Советов народных депутатов;

·возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

·другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.

В бюджете на очередной  финансовый год в соответствии с  принятыми ранее обязательствами  предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются  соответственно резервные фонды  Президента Республики Беларусь, Правительства  Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете, согласно статьи 42 бюджетного кодекса, не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов. Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 процента доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения. Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов. Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 процента доходов республиканского бюджета (статья 43).Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.

 

Изобразим схематически структуру бюджета по расходам.



 

 

 

 

 

 

 

 

Таб. 1. Структура бюджета по расходам.

 

Значительные бюджетные  средства, расходуемые на осуществление  социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.

В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной  техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство.

Что касается расходов на управление, то они необходимы в  связи с тем, что государство  выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

Наряду с экономической  классификацией расходов бюджета существует и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение  средств по целевым программам и  уровням управления, (государственные расходы и местные расходы).

Таким образом, большинство  государственных фондов формируется  для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др.

Таким образом, расходная  часть государственного бюджета  имеет следующую классификацию: - функциональная классификация расходов, - ведомственная классификация расходов, - предметная классификация расходов.

На основании Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 450-З «О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД» можно проанализировать доходную и расходную части бюджета.

Согласно Закону республиканский  бюджет на 2009 год установлен по расходам в сумме 57699262425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54899262425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год установлен в сумме 2800000000 тыс. рублей. В связи с кризисом и сотрудничеством с МВФ дефицит был пересмотрен в сторону уменьшения. В итоге доходы должны быть либо равны расходам либо превышать их.

Доходы консолидированного бюджета Беларуси в 2009 году прогнозируются в объеме Br72,7 трлн., или 46,9% к ВВП. Основными источниками налоговых  доходов консолидированного бюджета  является НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, подоходный налог с физических лиц, акцизы.

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики